Рабочая программа предмета "Окружающий социальный мир". Вариант 1.4

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: окружающий мир


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для глухих обучающихся (вариант 1.4). Программа предназначена для образования детей, имеющих, помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития.

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития глухие обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления ребёнка об особенностях развития мира, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни.

Цель обучения:

  • формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире;
  • формирование умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде;
  • развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Основные задачи:

  • познакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
  • сформировать представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
  • расширить кругозор в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
  • формировать элементарные трудовые навыки и навыки самообслуживания, связанные с ведением домашнего хозяйства.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

В процессе обучения по данной программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, поведение в опасной ситуации и др.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 1-6 классах отводится 406 часов

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю по классам

Окружающий мир

Окружающий социальный мир

I

II

III

IV

V

VI

всего

2

2

2

2

2

2

12

Всего часов

66

68

68

68

68

68

406

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Данный курс предполагает, как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий, позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Окружающий социальный мир» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности:

  • Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
  • Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
  • Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
  • Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
  • Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Возможные личностные результаты освоения учебного предмета:

  • осознание себя, как "Я";
  • осознание своей принадлежности к определенному полу;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела и др.;
  • понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) имплантом и другими личными техническими средствами в разных ситуациях;
  • умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения;
  • развитие самостоятельности;
  • овладение общепринятыми правилами поведения;
  • наличие интереса к практической деятельности.

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:

  • иметь представление о стране, столице, городе (селе), месте проживания; о государственной символике (флаг, герб, гимн);
  • знать состав и имена членов семьи;
  • иметь представление о праздниках, праздничных мероприятиях;
  • уметь использование предметы домашнего обихода в повседневной жизни;
  • иметь представление о некоторых значимых исторических событиях и о выдающихся людях России.

6. Содержание учебного предмета

Школа

Ориентация в классе, его зонах, в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Следование правилам общения, игры, труда. Соблюдение общепринятых норм поведения с взрослыми и сверстниками.

Квартира, дом, двор

Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов: одноэтажные/многоэтажные, каменные/деревянные. Представление о местах общего пользования в доме: подъезд, лестничная площадка, лифт. Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон. Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод, др. Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож и для приготовления пищи: кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож, др. Представление об электроприборах: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен. Представление о часах. Представление об электронных устройствах: телефон, компьютер, планшет. Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора: место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон. Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры: отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение. Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика - хрупкие, могут разбиться; бумага - рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов в предметах быта, обихода.

Город

Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города. Представление об улицах, на которых расположена школа, дом. Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города.

Транспорт

Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.

Традиции, обычаи

Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках.

Страна

Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о выдающихся людях России. Представление о странах мира. Представление о выдающихся людях мира.

7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

8. Материально-техническое обеспечение предмета

Материально-техническое обеспечение предмета включает:

  • натуральные объекты, муляжи, макеты;
  • предметные и сюжетные картинки;
  • пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.;
  • видеоматериалы; презентации;
  • мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;
  • рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений;
  • компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.