Кейс-метод:
- Предложен в Гарвардском университете при изучении экономики.
- Нашёл широкое распространение в изучении ряда предметов на различных уровнях образования.
- Основан на создании проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
- Внедрение в практику образования определяется направленностью на формирование универсальных метапредметных результатов - ключевых компетенций.
Кейс-метод - это такой метод обучения, когда студенты и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям бизнеса.
Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что даёт основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.
Метод конкретных ситуаций включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе.
Классификация кейсов
Исходя из целевых установок:
1. Практические кейсы отражают абсолютно реальные жизненные ситуации.
2. Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает:
- обучение анализу и оценке, решению проблем и принятию решений;
- иллюстрация проблемы, решения или концепции.
3. Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Отражают частые типовые ситуации из жизни; на первом месте - учебные и воспитательные задачи; содержат значительный элемент условности
По уровню сложности:
- Иллюстративные учебные ситуации: на определённом практическом примере обучают алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации.
- Кейсы с формированием проблемы: описывают ситуацию в конкретный период времени, с чёткой формулировкой проблемы.
- Кейсы без формирования проблемы: проблема чётко не выявлена, а представлена в дополнительных данных.
- Прикладные упражнения: описывается конкретная ситуация, предлагается найти пути выхода из неё.
По объёму:
- мини-кейс;
- кейс средних размеров;
По типу методической части:
- вопросные;
- кейс-задания.
По типу потребности:
- кейс-выбор;
- кейс-кризис;
- кейс-конфликт
Кейс - единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Общая структура кейса:
- титульный лист с кратким названием ситуации;
- введение в ситуацию;
- основная сюжетная часть;
- кульминация;
- методическое сопровождение;
- приложения (дополнительная справочная информация, методическая записка с указанием на место кейса в структуре учебной дисциплины, заключение по ситуации (возможное решение) для ознакомления после обсуждения).
Требования к кейсам:
- Ориентироваться на учебные цели.
- Иметь хорошую фабулу, быть «живым».
- Иллюстрировать типичные ситуации в определённой сфере.
- Иметь соответствующий уровень трудности.
- Не устаревать слишком быстро, быть актуальными.
- Иметь национальную окраску.
- Развивать аналитическое мышление и навыки менеджмента.
- Провоцировать дискуссию, предполагать коллективную выработку решений.
- Иметь несколько решений.
Основные этапы работы с кейсом:
Действия учителя:
До занятия |
Подбирает кейс, определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки, формулирует вопросы для обсуждения, разрабатывает сценарий занятия |
Во время занятия |
Вступительное слово, организует предварительное обсуждение кейса, делит группу на подгруппы, руководит обсуждением кейса в подгруппах |
После занятия |
Оценивает работу учеников, принятые решения и поставленные вопросы, подводит итоги деятельности. |
Действия учеников:
До занятия |
Получают кейс и список рекомендуемой литературы, индивидуально готовятся к занятию |
Во время занятия |
В микрогруппах изучают материалы кейса, задают вопросы на понимание кейса и проблемы, разрабатывают и обсуждают варианты решений, принимают окончательное решение по итогам обсуждения |
После занятия |
Представляют устный или письменный отчёт о занятии по данной теме |
Самостоятельная подготовительная работа вне аудитории; кейс как нетипичное домашнее задание:
- прочтение кейса;
- формулировка ключевых проблем;
- моделирование возможных способов решения;
- письменный ответ на сформулированные к тексту вопросы.
Вторая фаза работы учеников
Самостоятельная познавательная деятельность и участие в коллективной мыследеятельности микрогруппы и группы в целом:
1. В микрогруппах анализируют ситуации и вырабатывают решение.
2. Работой микрогруппы руководит модератор:
- фиксирует высказывания-мнения об идеях;
- регулирует поток высказываний;
- группирует высказывания;
- составляют резюме в виде выводов;
- делает доклад о результатах работы своей подгруппы.
Презентация результатов анализа кейса:
- Оттачивает многие глубинные качества личности
- Вырабатывает навыки публичного выступления
- групповая - устная;
- индивидуальная - письменная
Навыки, развиваемые кейс-методом:
- Аналитические навыки - выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, причин, последствий, путей разрешения.
- Практические навыки - применение присвоенных знаний,
- умений.
- Творческие навыки - генерирование альтернативных решений.
- Коммуникативные навыки: вести дискуссию, убеждать оппонентов, кооперироваться в группы, защищать общую точку зрения, составлять краткий отчёт.
- Социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, контролировать себя.
- Навыки самоанализа.
Особенности применения кейс-метода на уроке английского языка:
- Кейс должен быть написан интересным, простым и доходчивым языком.
- Проблема должна быть доступной для разрешения и не выходить за рамки речевых иноязычных возможностей учащихся.
- Кейс завершает работу над изучением темы, предоставляя возможность использовать лексико-грамматический материал в речи.
- Необходимо учитывать возрастную и психологическую готовность учащихся.
Возрастные изменения:
- Изменяется характер познавательных интересов и начинается интеллектуализация познавательных процессов.
- Происходит перестройка памяти: активно развивается логическая память, замедляется развитие механической.
- Достаточный уровень сформированности словесно-логического мышления, на основе которого начинается становление теоретического рефлексивного мышления.
- Появляется потребность в серьёзной индивидуальной
- деятельности, которая может удовлетворяться в т.ч. в рамках школьного обучения.
- Учение может приобрести новый личностный смысл, направленность на самообразование.
Кейс «Healthy and unhealthy lifestyles»
Актуализируемые проблемы: ожирение подростков, вредная пища, вирусное заболевание.
Этапы:
- организационный момент;
- представление кейса, знакомство с ситуацией;
- предварительное обсуждение, выделение и фиксирование
- проблем;
- работа в микрогруппах ;
- представление результатов работы каждой группой,
- обсуждение;
- подведение итогов, рефлексия.
Использование метода кейсов на основе аутентичных фильмов:
- Выполнение предпросмотровых заданий.
- Демонстрационный этап.
- Выполнение послепросмотровых заданий, в т.ч. по алгоритму кейс-метода:
- формулировка проблемы учащимися;
- обсуждение вопросов в микрогруппах, выработка общего решения, подготовка к его представлению;
- презентация решений микрогрупп, их коллективное обсуждение, обмен мнениями и вопросами;
- подведение итогов работы по кейсу.
При оценке работы по кейсу следует учитывать:
- серьёзность предварительного анализа;
- обращение внимания на вопросы, которые требуют углубленного обсуждения;
- владение категориальным аппаратом;
- логичность выводов;
- степень решения проблемы;
- предложение дополнительных альтернатив;
- предложение определённого плана действий или
- плана воплощения решения;
- активное участие в групповом обсуждении;
- выступления при подведении итогов (презентация, вопросы, критические замечания, уточнения и т.д.);
- грамотная организация текста;
- взаимодействие с собеседником;
- лексическое оформление речи;
- грамматическое оформление речи, орфография и пунктуация, произношение.
Метод кейсов в обучении английскому языку:
- создаёт языковую среду и условия формирования потребности в использовании иностранного языка;
- активизирует познавательный интерес к предмету;
- позволяет интегрировать знания из разных областей вокруг решения одной проблемы;
- развивает исследовательские, коммуникативные и творческие навыки принятия решений;
- развивает иноязычную коммуникативную компетенцию в рамках активной совместной исследовательской и творческой деятельности;
- развивает системы ценностей и жизненные установки учащихся;
- повышает уровень владения иностранным языком;
- развивает навыки презентации;
- развивает умение вести дискуссию;
- совершенствует навыки чтения и обработки информации на иностранном языке;
- развивает навыки командной работы.
Выводы:
- Внедрение кейс-метода в практику образования определяется общей направленностью на формирование ключевых компетенций.
- Кейс - это единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию, и набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.
- Основные этапы работы с кейсом: предварительное индивидуальное ознакомление, обсуждение и выработка общего решения микрогруппами, презентация решений, совместное обсуждение, подведение итогов.
- Кейс-метод развивает аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки.
- Кейс-метод выступает специфическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с т.з. мотивации учебного процесса и методом практического контроля и самоконтроля.