Применение кейс-метода в обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, Кейс-метод


Кейс-метод:

  • Предложен в Гарвардском университете при изучении экономики.
  • Нашёл широкое распространение в изучении ряда предметов на различных уровнях образования.
  • Основан на создании проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
  • Внедрение в практику образования определяется направленностью на формирование универсальных метапредметных результатов - ключевых компетенций.

Кейс-метод - это такой метод обучения, когда студенты и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям бизнеса.

Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что даёт основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.

Метод конкретных ситуаций включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе.

Классификация кейсов

Исходя из целевых установок:

1. Практические кейсы отражают абсолютно реальные жизненные ситуации.

2. Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает:

  • обучение анализу и оценке, решению проблем и принятию решений;
  • иллюстрация проблемы, решения или концепции.

3. Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Отражают частые типовые ситуации из жизни; на первом месте - учебные и воспитательные задачи; содержат значительный элемент условности

По уровню сложности:

  • Иллюстративные учебные ситуации: на определённом практическом примере обучают алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации.
  • Кейсы с формированием проблемы: описывают ситуацию в конкретный период времени, с чёткой формулировкой проблемы.
  • Кейсы без формирования проблемы: проблема чётко не выявлена, а представлена в дополнительных данных.
  • Прикладные упражнения: описывается конкретная ситуация, предлагается найти пути выхода из неё.

По объёму:

  • мини-кейс;
  • кейс средних размеров;

По типу методической части:

  • вопросные;
  • кейс-задания.

По типу потребности:

  • кейс-выбор;
  • кейс-кризис;
  • кейс-конфликт

Кейс - единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Общая структура кейса:

  • титульный лист с кратким названием ситуации;
  • введение в ситуацию;
  • основная сюжетная часть;
  • кульминация;
  • методическое сопровождение;
  • приложения (дополнительная справочная информация, методическая записка с указанием на место кейса в структуре учебной дисциплины, заключение по ситуации (возможное решение) для ознакомления после обсуждения).

Требования к кейсам:

  • Ориентироваться на учебные цели.
  • Иметь хорошую фабулу, быть «живым».
  • Иллюстрировать типичные ситуации в определённой сфере.
  • Иметь соответствующий уровень трудности.
  • Не устаревать слишком быстро, быть актуальными.
  • Иметь национальную окраску.
  • Развивать аналитическое мышление и навыки менеджмента.
  • Провоцировать дискуссию, предполагать коллективную выработку решений.
  • Иметь несколько решений.

Основные этапы работы с кейсом:

Действия учителя:

До занятия

Подбирает кейс, определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки, формулирует вопросы для обсуждения, разрабатывает сценарий занятия

Во время занятия

Вступительное слово, организует предварительное обсуждение кейса, делит группу на подгруппы, руководит обсуждением кейса в подгруппах

После занятия

Оценивает работу учеников, принятые решения и поставленные вопросы, подводит итоги деятельности.

Действия учеников:

До занятия

Получают кейс и список рекомендуемой литературы, индивидуально готовятся к занятию

Во время занятия

В микрогруппах изучают материалы кейса, задают вопросы на понимание кейса и проблемы, разрабатывают и обсуждают варианты решений, принимают окончательное решение по итогам обсуждения

После занятия

Представляют устный или письменный отчёт о занятии по данной теме

Самостоятельная подготовительная работа вне аудитории; кейс как нетипичное домашнее задание:

  • прочтение кейса;
  • формулировка ключевых проблем;
  • моделирование возможных способов решения;
  • письменный ответ на сформулированные к тексту вопросы.

Вторая фаза работы учеников

Самостоятельная познавательная деятельность и участие в коллективной мыследеятельности микрогруппы и группы в целом:

1. В микрогруппах анализируют ситуации и вырабатывают решение.

2. Работой микрогруппы руководит модератор:

  • фиксирует высказывания-мнения об идеях;
  • регулирует поток высказываний;
  • группирует высказывания;
  • составляют резюме в виде выводов;
  • делает доклад о результатах работы своей подгруппы.

Презентация результатов анализа кейса:

  • Оттачивает многие глубинные качества личности
  • Вырабатывает навыки публичного выступления
    • групповая - устная;
    • индивидуальная - письменная

Навыки, развиваемые кейс-методом:

  1. Аналитические навыки - выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, причин, последствий, путей разрешения.
  2. Практические навыки - применение присвоенных знаний,
  3. умений.
  4. Творческие навыки - генерирование альтернативных решений.
  5. Коммуникативные навыки: вести дискуссию, убеждать оппонентов, кооперироваться в группы, защищать общую точку зрения, составлять краткий отчёт.
  6. Социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, контролировать себя.
  7. Навыки самоанализа.

Особенности применения кейс-метода на уроке английского языка:

  • Кейс должен быть написан интересным, простым и доходчивым языком.
  • Проблема должна быть доступной для разрешения и не выходить за рамки речевых иноязычных возможностей учащихся.
  • Кейс завершает работу над изучением темы, предоставляя возможность использовать лексико-грамматический материал в речи.
  • Необходимо учитывать возрастную и психологическую готовность учащихся.

Возрастные изменения:

  • Изменяется характер познавательных интересов и начинается интеллектуализация познавательных процессов.
  • Происходит перестройка памяти: активно развивается логическая память, замедляется развитие механической.
  • Достаточный уровень сформированности словесно-логического мышления, на основе которого начинается становление теоретического рефлексивного мышления.
  • Появляется потребность в серьёзной индивидуальной
  • деятельности, которая может удовлетворяться в т.ч. в рамках школьного обучения.
  • Учение может приобрести новый личностный смысл, направленность на самообразование.

Кейс «Healthy and unhealthy lifestyles»

Актуализируемые проблемы: ожирение подростков, вредная пища, вирусное заболевание.

Этапы:

  • организационный момент;
  • представление кейса, знакомство с ситуацией;
  • предварительное обсуждение, выделение и фиксирование
  • проблем;
  • работа в микрогруппах ;
  • представление результатов работы каждой группой,
  • обсуждение;
  • подведение итогов, рефлексия.

Использование метода кейсов на основе аутентичных фильмов:

  1. Выполнение предпросмотровых заданий.
  2. Демонстрационный этап.
  3. Выполнение послепросмотровых заданий, в т.ч. по алгоритму кейс-метода:
    1. формулировка проблемы учащимися;
    2. обсуждение вопросов в микрогруппах, выработка общего решения, подготовка к его представлению;
    3. презентация решений микрогрупп, их коллективное обсуждение, обмен мнениями и вопросами;
    4. подведение итогов работы по кейсу.

При оценке работы по кейсу следует учитывать:

  • серьёзность предварительного анализа;
  • обращение внимания на вопросы, которые требуют углубленного обсуждения;
  • владение категориальным аппаратом;
  • логичность выводов;
  • степень решения проблемы;
  • предложение дополнительных альтернатив;
  • предложение определённого плана действий или
  • плана воплощения решения;
  • активное участие в групповом обсуждении;
  • выступления при подведении итогов (презентация, вопросы, критические замечания, уточнения и т.д.);
  • грамотная организация текста;
  • взаимодействие с собеседником;
  • лексическое оформление речи;
  • грамматическое оформление речи, орфография и пунктуация, произношение.

Метод кейсов в обучении английскому языку:

  • создаёт языковую среду и условия формирования потребности в использовании иностранного языка;
  • активизирует познавательный интерес к предмету;
  • позволяет интегрировать знания из разных областей вокруг решения одной проблемы;
  • развивает исследовательские, коммуникативные и творческие навыки принятия решений;
  • развивает иноязычную коммуникативную компетенцию в рамках активной совместной исследовательской и творческой деятельности;
  • развивает системы ценностей и жизненные установки учащихся;
  • повышает уровень владения иностранным языком;
  • развивает навыки презентации;
  • развивает умение вести дискуссию;
  • совершенствует навыки чтения и обработки информации на иностранном языке;
  • развивает навыки командной работы.

Выводы:

  1. Внедрение кейс-метода в практику образования определяется общей направленностью на формирование ключевых компетенций.
  2. Кейс - это единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию, и набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.
  3. Основные этапы работы с кейсом: предварительное индивидуальное ознакомление, обсуждение и выработка общего решения микрогруппами, презентация решений, совместное обсуждение, подведение итогов.
  4. Кейс-метод развивает аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки.
  5. Кейс-метод выступает специфическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с т.з. мотивации учебного процесса и методом практического контроля и самоконтроля.