Проект Россия - в программе школьного урока музыки общеобразовательной школы
Громада двинулась и рассекает волны.
Плывёт.
Куда ж нам плыть?...
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Осень (отрывок)Не со вчерашнего дня родилась Россия: тысячелетие прошло с тех пор, как она начала себя помнить... но в ряду государств образованных почитается еще государством молодым.
...недавно начавшееся просвещение, включающее нас в состав европейских обществ, не было плодом нашей прежней жизни, необходимым следствием нашего внутреннего развития; оно пришло к нам извне и частию даже насильственно, так что внешняя форма его до сих пор еще находится в противоречии с формою нашей национальности. Кириевский И.В. Полное собрание соч. М., 1861. т. 1. с. 72, 74
Почему Проект, а не Исследование или Реферат? Лучше всего объясняет смысл этого названия словари: Современный экономический словарь: Проект - замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Философский словарь (Конт-Спонвиль): Проект (Projet) - Настоящее желание, нацеленное на будущее, исполнение которого зависит от нас.
Почему проект в виде конспекта?
Здесь представлены черновые наброски к уроку и краткий конспект самого урока - где более ясно обозначены узловые моменты раскрытия темы. В основном - это зарисовки «живого урока», а в устном общении, как заметил М.Жванецкий «я сказал не договорив, а вы поняли не дослушав». Отсюда - некоторая шероховатость перенесения диалога в классе на бумагу…
Какие-то произведения упоминаются в разных разделах, т.к. практика их использования - помогает раскрыть некоторые нюансы содержания, не всегда заметные, при рассмотрении главной темы...
В приведенных примерах нет исторических и биографических справок, а представленный анализ, может показаться не всегда убедительным. Здесь нет готовых решений, а многие пассажи рассчитаны на активное прочтение и даже опровержение, но доказательно и аргументировано, что составляет главную цель этой работы.
* * *
Русская душа, русский характер - что мы подразумеваем, говоря это?
Сейчас много говорят о патриотизме, духовности, сплоченности вокруг русской идеи. В чем мы видим этот "внутренний стержень"?
Яркость и динамизм спортивной борьбы подкупает своей простотой и определенностью: простотой разделения на победителя и побежденного, борьбой за очки, голы, секунды; своим категорическим императивом "без медалей не уйдем"... Но жизнь в своей полноте и многообразии - гораздо сложнее спортивного состязания.
Попробуем оценить классические произведения с точки зрения их жизненной перспективы для нас.
Если произведение искусства действительно неподвластно времени, то оно найдет способ к нам обратиться, а мы должны пойти ему навстречу, вступить в диалог, словно бы протянув руку в прошлое в поиске деталей и знаков, способных сказать нам что-то сейчас.
Оссиан Уорд* в своей книге "Как полюбить искусство прошлого" подчеркивает, что "нам стоит научиться читать сами картины, висящие перед нами, и только потом обращаться к этикеткам на стенах и каталогам выставок". И продолжает: "Искусство смотреть на картины сродни искусству их созидания: и то, и другое требует вдохновения и самоотдачи". То же самое можно сказать и об искусстве слушать музыку.
_________________
* Оссиан Уорд - программный директор галереи Lisson (Лондон), автор книги "Искусство смотреть", "Как воспринимать современное искусство" (2014; русс. пер. 2017).
Если понимание и восприятие музыкального произведения в большой мере зависит от слухового и жизненного опыта слушателя - как относиться к предложенным вариантам прочтения и понимания того или иного произведения?
В фильме Паоло Дженовезе "Место встречи" (Италия, 2017) таинственный мужчина обещает выполнить - и выполняет заветные желания своих просителей, но взамен дает странные поручения... Кто-то соглашается - и получает желаемое... Но есть и те, кто отказался от выполнения задания... но... тем не менее, их желания сбываются. На вопрос: почему? - был дан ответ: "у вселенной есть множество вариантов решения любой проблемы, я предлагаю вам самый простой..."
Любая теория - это некоторое ограничение, сужение и акцентирование каких-то деталей, которые сегодня кажутся важными и значительными, но не факт, что таковыми они окажутся завтра. Поэтому любая теория - только одна из возможностей трактовки безбрежного моря жизненных вариантов.
На каких жизненных ценностях сделать акцент в нашей исследовательской работе? Активность как борьба и победа, или активность как любознательность и жизнерадостность? Сила духа как противопоставление себя противнику или умение обосновать свою точку зрения и ясное осознание духовных ценностей, на которых основана ваша жизненная позиция?
Новое время требует новых идей, новых героев, новых подходов и нестандартных решений. По сути, современную ситуацию можно назвать революционной.
Еще Лев Николаевич Толстой в своем дневнике (23 ноября 1988 года) писал, что многие люди выбирают жизненную мораль "не по силам" ("например, Христову - самое обыкновенное") - и всю жизнь мучаются от сознания своей слабости.
"...самое нужное людям это выработать, выяснить себе свою совесть, а потом и жить по ней, а не так, как все - выбрать себе за совесть совсем чужую, недоступную и потом жить без совести и лгать, лгать, лгать, чтобы иметь вид живущего по чужой совести"...
Если можно провести сравнение между личностью одного человека и судьбой народа и эта аналогия допустима, то... многие народы тоже пытаются подражать чужим жизненным устоям - и терпят на этом пути неудачу.
Чтобы избегнуть ощущения неустойчивости и ущербности, требуется ясно осознавать свои потребности и свои жизненные корни: на осинке не растут апельсинки, что не делает осину совершенно бесполезным растением, а апельсин - венцом творения.
Внимательно вслушаемся в образы музыкальных примеров, и попробуем услышать в них наше понимание, найти наши ответы на наши вопросы
Главная задача - посмотреть на произведение глазами ученика - и слышать только то, что звучит сейчас.
Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа утверждает, что "разговор о картинах сам по себе является хитрым искусством - мысли и речи. Без разговора картина мертва. Разговор пробуждает ее, заставляет ее влиять на наши чувства и разум. То, что и как мы о ней говорим, составляет ее жизнь в настоящем. Жизнь одухотворяет и грубый холст, и холодный мрамор. Упражнения в осмыслении искусства позволяет соотносить с его темами нашу собственную действительность.
Сразу отметим, что этот отклик на потребности сегодняшнего дня, вряд ли будет исчерпывающим и полным, но необходимость и актуальность этого движения - ясно ощущается.
И еще... Противоположные и несочетающиеся взгляды на источник национальной идеи - то ли заданной "сверху", властью, то ли прорастающей из народной гущи, "снизу", - позволяют смотреть на опыт собственного понимания проблемы сегодня как способ заполнить этот вакуум, предвосхищая появление официальной точки зрения. Насколько эта работа удачная или ошибочная - будет видно, надеемся скоро, но в любом случае, она не опровергает значимость и необходимость движения в этом направлении.
Русская тема в произведениях классиков. Вглядываясь в прошлое
Народы в не меньшей степени суть нравственные существа,
что и отдельные личности. Только воспитывают их не годы, а столетия.
Петр Яковлевич ЧААДАЕВ (1794-1856)
Почему мы с таким интересом вглядываемся в "дела давно минувших дней"? История - предмет изучения на любом предмете: литература, музыка, обществоведение...
Согласитесь ли вы, что и наша жизнь сегодня - это итог сложения успехов и поражений, удачи и поблажек нашей лени - что, в конечном итоге и составили наш характер, наши привычки и пристрастия... Это результат нашей прожитой жизни... Прошлое - как никогда ярко отражается в нашем сегодняшнем дне!
Что мы ценим в близких людях? Насколько важно быть сильным? Как проявляют силу лидеры? Сила - это постоянное проявление грубости и превосходства? Какие виды силы вы знаете? Что такое моральная сила, интеллектуальная, сила разума?
Сила и твердость, которая так ценится и часто «на первом плане», в отношениях людей, близких и дружески настроенных - отходит на второй план. В родных людях мы больше ценим искренность, доброту, сердечность и способность понимать.
И в русской музыке - на первый план - не напор и экспрессия, которая звучит так привлекательно и слушается с таким интересом, а лирика и широта, покой и умение вслушаться в детали, задушевность и исповедальность…
Какие черты русского характера, мы отмечаем в музыке? Широта, радушие, доброжелательность, терпение и терпимость (культура, которая легко ассимилирует в себе интонации других культур, не теряя самобытности), сила и мощь, неукротимость и нежность, юмор и мудрость… и т.д.
А.П.БОРОДИН (1833-1887) "Богатырская симфония".
У Второй симфонии нет вступления. Сразу, без подготовки раздается громогласный унисон. Эта тема подобна богатырскому боевому кличу. Что-то есть в ней бесконечно древнее, былинное. Как сказал об этом зачине Б. В. Асафьев: «Мощь, величие, энергия предельно сжатой спирали... Слышится былина о Святогоре: никому не сдвинуть русского народа с родной земли... Как чей-то, на дальние просторы прокатившийся суровый, всепокоряющий, грозный глас».
ГП - сила, энергия, напор, мощь... но танцевальность, которая "проглядывает" - смягчает воинственность темы и создает образ "богатырей на праздничном пиру, рассказывающих о своих подвигах" - «при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы».
ПП - женственная, русская, песенная, лирическая... Это то, ради чего богатыри совершают свои подвиги - дом, уют, тепло домашнего очага...
Разработка - начинается с темы ГП, но она звучит таинственно, сказочно...
Роль сказки в формировании характера народа.
Вторая часть симфонии (сам Бородин озаглавил ее как «Скерцо», дословно - шутка). - это сцена богатырских игр, забав: «А шутил он шуточки немалые...». Ни следа не остается здесь от массивности, от напряжения боя первой части. Легко, стремительно мчатся кони по степи - «земле незнаемой», «полю дикому». Так - в крайних частях Скерцо (в нем три части).
А в середине - мерное, мягкое покачивание мелодии, тихий перезвон треугольников и арф. Что это? Видение кочевых шатров или, может быть, просто минута созерцания, «нирваны» (восточный характер музыки здесь несомненен) перед новой игрой, новой скачкой?
Третья часть открывается звонкими аккордами «золоченых гуселек яровчатых» (арф), под аккомпанемент которых солирующая валторна ведет сказание о давних-давних временах.
Потом этот эпический рассказ наполнится тревогой, драматическими отголосками минувших битв («ветры веют стрелами, сабли гремят о шлемы, трещат копья харалужные...»). И снова, теперь уже в полном звучании всего оркестра повторяется первоначальная мелодия.
И наконец, «сцена богатырского пира, при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы» - финал. В самом начале его - веселая, разноголосая сумятица, в которой явственно слышны то краткие, отрывистые возгласы гудков (у скрипок), то бряцанье домр, затейливые наигрыши скоморошьих дудок и свирелей... Мощным потоком врывается в эту разноголосицу размашистая, удалая тема главной партии.
Так же как первая часть симфонии, финал написан в форме сонатного Аллегро.
В кульминации разработки появляется новая тема (сам композитор говорил об этом эпизоде, что он получился «сильным и могучим»). Этой темой «ликования великой народной толпы» Бородин заканчивает свою Богатырскую симфонию.
«Можно, не побывав в России, получить представление о стране и народе, слушая эту музыку», - сказал о Второй симфонии Бородина немецкий дирижер Ф.Вейнгартнер.
Такие слова как нельзя более точно определяют существо этой симфонии - произведения, единственного в своем роде, в своей национальной самобытности и мощи. Недаром она именуется «Богатырской» - с таким размахом, широтой воссоздан в ней образ русской древности, русского национального характера.
В.С.КАЛИННИКОВ Симфония № 1 ч.2 - время и русский взгляд на историю... Тревожное ожидание, напряжение, бесконечность, спокойствие, торжественное движение - которое "замирает на бескрайних просторах"...
Это рассказ о судьбе героя, или взгляд на историю страны? - Это рассказ о прошлом!
Почему так решили? - Эпичность мелодии - спокойствие и плавность течения - это рассказ о далеком прошлом!
"От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась что уцелело, что дошло до нас?..." Ф.И.Тютчев
Прошлое кажется нам гармоничным и устойчивым - там уже ничего не меняется... Но некоторая грусть и печаль отчетливо ощутимы... Возможно, это сожаление о потерянных возможностях, воспоминание о тяжелом и трудном пути, который прошли наши предки...
Начало и окончание части - тиканье часов, еще одно свидетельство "взгляда через временную пропасть"... Придает этой мелодии спокойствие и отстраненность от суеты сегодняшнего дня...
Н.А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. Жизненный и творческий путь.
Опера Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА «Садко». Три гостя - выбор пути Садко. Русская история. Новгородская вольница - сила и слабость.
После падения Киева - Новгород становится центром Руси - демократия, независимость и свобода. Все важные вопросы решаются на народном собрании - вече. Но в песнях приглашенного на праздник гусляра Садко звучат упреки и нелицеприятные намеки на скупость и недальновидность купцов.
Гости Новгорода рассказывают о своей родине, зазывая новгородских торговцев.
Песня «Варяжского гостя» - сила, мощь, воинственность. Суровая северная природа, готовность к сражению, лишениям и борьбе. Бас. Это направление Садко не выбирает - политические приоритеты Новгорода торговля, а не война.
Песня Индийского гостя - расслабленность, роскошь и нега. То, в чем Садко укоряет новгородских купцов. Это ему неинтересно. Тенор. Женственность, слащавость.
Веденецкий гость. Сочетание энергии и южных красот. Баритон - сочетание яркости и звонкости тенора и силы и напряжения баса.
Что выбрал Садко? Обоснуйте его выбор. Скрытые ожидания и выбор - как символ направления движения Руси «глазами художника».
В укорах Садко - слабости Новгорода - самодовольство, самодостаточность и самоизоляция. Вялость внешней политики, отсутствие динамики и наступательности. Вера в то, что «им надо, пусть они и едут». Слабость этой позиции в исторической перспективе.
Еще одна важная особенность развития российской державности, русской культуры - она вглядывалась в окружающий мир, спокойно и легко уживаясь с другими культурами, не теряя своей самобытности и оригинальности. Яркий показатель - выход русской музыки на европейскую сцену, усвоение в кратчайший период основ многовекового развития европейских жанров и форм. А вскоре - она и сама внесла весомый вклад в развитие европейской культуры, достаточно перечислить такие имена как Мусоргский, Стравинский, Прокофьев, Шостакович...
В своей сюите "Картинки с выставки", Мусорский обращается к зарисовкам Гартмана итальянского замка, парижского сада Тюильри, польской телеги, запряженной волами, лиможского рынка, парижских катакомб... Но русская тема Прогулки "примиряет и объединяет" такие разные внешне характеры и образы, в работе Мусоргского - на глубинном, общечеловеческом уровне.
И эта особенность русской культуры заметна во всех проявлениях ее становления. Так, даже малые народы, входившие в Российскую империю, сохраняли язык, культуру и свой менталитет**, а русская культура, принимая и усваивая новое, обогащалась и развивалась. Примеры восточной пряности и испанской страсти, немецкой строгости и французской изысканности в русской музыке и русском характере не выглядят чужеродными и неживыми, но и не подавляют живую основу народного духа...
_________________
** Менталитет - это совокупность умственных, эмоциональных и культурных особенностей, а также ценностей человека или группы, чаще - целого народа. Само слово «менталитет» происходит от латинского mentis - душа, дух, ум.
то... почти братская любовь к другим народам, выжитая нами в полтора века общения с ними; это потребность наша всеслужения человечеству, даже в ущерб иногда собственным интересам; это примирение наше с их цивилизациями, познание и извинение их идеалов, хотя бы они и не ладили с нашими; это нажитая нами способность в каждой из европейских цивилизаций или, вернее, - в каждой из европейских личностей открывать и находить заключающуюся в ней истину, несмотря даже на многое, с чем нельзя согласиться.
Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)
Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (один из ярких представителей "Могучей кучки" (5 человек), гвардейский офицер (музыка - только увлечение, ставшее главным интересом в жизни).
"Старый замок" из "Картинок с выставки".
Два вопроса: 1. опишите музыку. 2. Как объяснить причину популярности этой музыки?
1. Спокойная, загадочная, таинственная, печальная, красивая, волнующая музыка.
2. Эта музыка завораживающая, таинственная. Погружаясь в этот мир, начинаешь мечтать и представлять картину рыцарских турниров и серенад у башни замка. Музыка благородная и величественная в своем спокойствии и неспешном движении. В ней нет суеты и беспокойства.
Картина и "музыкальная иллюстрация" - в чем разница? В принципе - только в языке рассказа. То, что музыка рассказывает, объясняет, выражает звуками, живопись делает красками. Цель и задача и того, и другого вида искусства - одна: "заставить нас по-новому взглянуть на привычные вещи".
МУСОРГСКИЙ М.П. «Картинки с выставки» Две пьесы рядом...
1. Прогулка - Гном
2. Избушка на курьих ножках и Богатырские ворота в Киеве.
В сюите эти пьесы идут друг за другом, без пауз... Почему композитор соединяет такие разные музыкальные образы? В начале и в конце сюиты? Переход без пауз - это случайность? Или замысел композитора? Что он хотел сказать этим?
Фольклор и его значение в жизни народа. Можно ли представить народ без преданий, сказок, легенд? Это и жизненный опыт, и мораль, и знания. Но почему рядом с торжественной, радостной, праздничной «Прогулкой» - таинственная, напряженная и ускользающая музыка «Гнома»? Это как две стороны одного явления - первая - видимая, парадная. Вторая - скрытая, непонятная и неразгаданная.
Жизнь и история России - ее взлеты и трагедии - гражданская война, революция и полеты в космос, победа в ВОВ и сложности восстановления разрушенной экономики.
Подчеркивает эту двойственность и последние (заключительные) номера цикла. Почему из всех фольклорных персонажей он выбирает Бабу Ягу и Гнома? Не Колобок и Иван-царевич, не Жар-птица и Марья-царевна… Предчувствие? Кануны первой мировой и народных волнений?
М.П. МУСОРГСКИЙ (1839-1881) - Картинки с выставки.
Краткая история создания.
Тема Прогулки - продолжаем "вслушиваться" в интонации русской музыки. Почему мы понимаем и чувствуем русскую музыку, хотя фольклорные ансамбли сейчас не в почете?
Можно ли согласиться с тем, что ИНТОНАЦИЯ русской песни "просвечивает" в ИНТОНАЦИИ разговорной речи?
"Избушка на курьих ножках" ("Баба-Яга!") - три части. Первая и третья - мощь, грозная сила, но ее агрессия смягчена жанром богатырского танца. Средняя часть - таинственная и загадочная - как намек на то, что не все мы можем понять и познать... (в старинных натюрмортах часто изображали рядом с корзиной, полной фруктов - закрытую шкатулку - с той же целью, подчеркнуть загадочность и какую-то часть никогда не разгаданного мира).
Переход к "Богатырским воротам" - без перерыва.
Музыка величественная, торжественная, парадная. Но вдруг - тихое звучание церковного пения - дважды прерывает грандиозное движение спокойное и сосредоточенное звучание - как противовес и духовное основание величия и мощи...
Три основания "силы и величия российского духа": сила государства, религия как основа ее духовной силы и народный фольклор - своеобразное представление о вечных вопросах человеческой мысли, достигшее глубины души живейшее понимание жизни - предания, сказания, былины...
М.МУСОРГСКИЙ - Быдло
Натюрморт на старинных картинах - фрукты и овощи - как размышление о человеческой жизни: краткости и хрупкости - раздавленные виноградины, увядшие цветы, червивое яблоко... Часто - кувшин или закрытая шкатулка - как знак того, что не все в этой жизни мы сможем разглядеть и понять...
Приближающаяся груженая тяжелая телега, запряженная волами (раньше в них перевозили драгоценную соль) проезжает мимо нас и скрывается за поворотом. От нее - напряжение и мощь. Высокие борта скрывают от нас возниц - мы не слышим голосов и на нас никто не обращает внимание. Длинный путь сделал их бесчувственными и равнодушными...
Таинственно и загадочно её появление. Направление движения ее тоже неизвестно.
Как знак, что мы в этой жизни только малая часть огромного и таинственного потока...
"Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?..
Знаешь ли ты уставы неба?..
Твоею ли мудростью летает ястреб?.. "
Книга Иова, глава 38
М.П.МУСОРГСКИЙ - Песня Варлаама из оперы "Борис Годунов"
Варлаам-это беглый монах, который вместе с Мисаилом и Григорием забрели в Корчму.
Он призывает встать за законного царя Дмитрия.
Песня Варлаама (в записи Ф.И.Шаляпина). Слушание.
- Как выглядит Варлаам и какой у него характер? (огромный, внешне непривлекательный, несдержанный, грозный, властный).
- Каким образом Мусоргский нам показывает внешний облик и передает характер героя? (Удалая, плясовая, разухабистая песня; грозные, разбойничьи интонации в голосе).
Действительно, громкая музыка, скачкообразная и размашистая мелодия, упругий и четкий ритм, жесткое звучание медных духовых инструментов, низкий басовый голос, грубая манера исполнения, неблагозвучная и напряженная гармония, интонации крестьянского народного говора помогли нам увидеть образ и понять характер героя.
Образ Варлаама играет важную роль в опере - он является носителем непокорного, мятежного духа. За непривлекательной внешностью Варлаама угадывается могучая, бесцельно растрачиваемая, богатырская сила. Не случайно Варлаам в дальнейшем появляется в сцене народного восстания.
Именно такую - стихийную, богатырскую и неуправляемую силу, способную изменить ход истории, хотел показать в своем творчестве композитор.
Обращение к древности, анализ и размышления, изучение истории формирования русского культурного кода - это шаг к пониманию самого себя. Понимание того, что сила и необузданный нрав, всплеск эмоций, отчаяние и сомнения - противоположность спокойствию, рассудительности и смирению только в конкретном случае. Но, часто, это две стороны одного характера. И от нас зависит, на какой стороне его мы сделаем акцент в своем развитии.