Важным условием развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе народного искусства. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. Мы проявляем большую заинтересованность в сохранении и передаче детям культурного наследия предков, считая задачу знакомства ребенка с родной культурой очень важной.
Работая в дошкольной организации, мы столкнулись с проблемой: отсутствия у современных дошкольников знаний о предметах русского народного быта. Возникла потребность создания диагностических заданий на выявление уровня знаний у дошкольников на предмет русской народной старины. По результатам анализа уровней дошкольников, был разработан тематический план занятий по развитию и закреплению знаний у дошкольников по данному направлению. (Приложение № 1)
Диагностика исследование на выявление интереса (используется на начало и конец учебного года)
1. Задание: «Русская старина»
Основная цель данного задания выявить интерес дошкольников к предметам старины русской, истории их развития на Руси. Диагностическая процедура проходит в форме ответов на вопросы воспитателя, характер и уровень которых, отмечались в протоколе. Каждый ответ оценивался в баллах:
- 2 - справился с заданием;
- 1 - справился с заданием с помощью педагога;
- 0 - не справился с заданием.
Интерпретация:
- 17 - 20 баллов - высокий уровень;
- 10 - 16 баллов - средний уровень;
- меньше 9 баллов - низкий уровень.
Вопросы:
- Как люди жили на Руси?
- Какую одежду на Руси носили люди в старину?
- Какой посудой люди пользовались раньше?
- Чем гладили одежду в старину?
- Чем и как люди освещали помещение, где жили?
- Какими куклами играли люди в старину?
- Где жили люди в старину? (жилище)
- На чем люди на Руси, ездили, плавали, летали?
- На чем люди сидели (вместо кресла, дивана)?
- Как люди использовали в старину русскую печь?
2. Задание: «Что мы знаем о…..»
Основная цель данного задания определить уровень словарного запаса, а также умение связно рассказать о истории происхождения: одежды русской, посуды, лампочки, утюга, игрушек, жилища, транспорта, кресле. Диагностическая процедура проходит в форме ответов на вопросы воспитателя, характер и уровень которых, отмечались в протоколе. Каждый ответ оценивался в баллах:
- 2 - справился с заданием;
- 1 - справился с заданием с помощью педагога;
- 0 - не справился с заданием.
Интерпретация: Каждый ответ оценивается в баллах:
- 2 - правильный полный ответ;
- 0 - неправильный ответ.
Уровни:
- 15 - 16 - высокий уровень;
- 10 - 14 - средний уровень;
- менее 9 - низкий уровень.
Данные заносятся в протокол (см. таблица 2)
Вопросы:
- Расскажи, что вам известно из истории создания русской народной одежды?
- Что вы можете рассказать о старинной посуде, как она появилась?
- Как появилась лампочка?
- Как появился утюг?
- Как появились первые игрушки в старину?
- Каким было жилище людей на Руси?
- Как появился транспорт?
- Первые сиденья человека? Как появилось кресло?
3. Задание: «Народная мудрость».
Основная цель данного задания - уточнить знание детьми примет, пословиц, поговорок русского народа и их значения.
Воспитатель просит дополнить фразу знакомых пословиц и поговорок, объяснить их значение:
- Ученье - свет, а неученье - ........ (тьма).
- Апрель с водой, а май ....... (с травой).
- Вся семья вместе, так и душа ....... (на месте).
- Готовь сани летом, а телегу .......(зимой).
- Кто не работает, .......(тот и не ест).
- Мал золотник, .......(да дорог).
- Поспешишь - .......(людей насмешишь).
- Яблоко от яблони ....... (недалеко падает).
Интерпретация: Каждый ответ оценивается в баллах:
- 2 - правильный полный ответ;
- 0 - неправильный ответ.
Уровни:
- 15-16 - высокий уровень;
- 10-14 - средний уровень;
- менее 9 - низкий уровень.
Данные заносятся в протокол.
4. Задание: «Одень куклу» (куклу можно использовать бумажную)
Цель - уточнить представление детей о русском народном костюме. Воспитатель предлагает ребенку одеть куклу в русский народный костюм, в ходе одевания задача ребенка каждый предмет одежды называть:
Интерпретация:
- Высокий уровень: Среди предложенных предметов одежды выбирает нужные, правильно называет каждый предмет одежды, проговаривая его назначение.
- Средний уровень: Одевает куклу правильно, но не все предметы может сам назвать, прибегает к помощи педагога.
- Низкий уровень: Путается в выборе одежды, не последовательно одевает куклу, не знает назначение того или иного вида русского народного костюма.
5. Задание: «Русская изба»
Основная цель: Выявить уровень знаний детьми названий и назначений предметов быта в старину.
Воспитатель предлагает детям по фотографиям определить и назвать предметы быта. Среди фотографий следующие предметы: прялка, веретено, лапти, керосиновая лампа, чугунка, ухват, кочерга, крынка, ложка деревянная, подкова, салфетка вышивная, светун, колодец, люлька, сундук, одеяло лоскутное, изба - макет.
Интерпретация: Каждый ответ оценивался в баллах:
- 2 - справился с заданием;
- 1 - справился с заданием с помощью педагога;
- 0 - не справился с заданием.
Высокий уровень:
- количество правильных ответов -15 - 17;
- средний уровень - 9 - 14;
- менее 8 - низкий уровень.
По результатам обследования составляется общий протокол результатов, а также сводная таблица, где отмечается общий уровень познавательного развития, интерес, словарный запас дошкольников по направлению русская народная культура и ее исторического прошлого (Приложение № 1).
Дидактические игры на закрепление знаний дошкольников и истории происхождения предметов старины
1. Дидактическая игра: «Собери картинку и расскажи (разрезные картинки «Керосиновая к «Свеча»)
Цель: Закрепить название предметов. Продолжать учить детей складывать целое, из частей развивая моторику рук. Прививать интерес к предметам старины.
Ход игры: Дети выкладывают целое из частей, называют предмет.
Материалы: разрезные картинки керосиновая лампа, свеча.
2. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (из истории электролампочки)
Цель: Закрепить название предметов (лучина, факел, свеча, светильник, лампочка), развивать, разговорную речь, внимание, память.
Ход игры: Дети называют предметы, изображенные на картинках, и выкладывают их в последовательности происхождения этих предметов.
Материалы: картинки лучина, факел, свеча, светильник, лампочка.
3. Дидактическая игра: «Что сначала, что потом (из истории ресла)
Цель: Закрепить название предметов, нарисованных на картинках (бревно, пень, табурет, стул, кресло) развивать разговорную речь, внимание, память. Научить выкладывать картинки в последовательности происхождения этих предметов.
Ход игры: Дети называют предметы, изображенные на картинках (бревно, пень, табурет, стул, кресло), выкладывают их в последовательности происхождения этих предметов.
Материал: картинки бревно, пень, табурет, стул, кресло.
Выводы: По результатам анализа проведенной работы возникла необходимость создания в группе нашего детского сада мини-музей русского быта. Дети вооружились желанием пополнять наш мини-музей. Путешествуя по деревням вместе с родителями, дети пополняли наш мини-музей различными предметами старины быта русского народа. Так, нам удалось вовлечь родители в совместную деятельность с их детьми. Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме: шьют народные костюмы не только для детей, но и для кукол, составляют альбомы, помогают в сборе иллюстративного материала, в проведении занятий.
Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.
Источники
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004 - 364с.
- Дыбина О.В. «Что было до ...» (Игры-путешествия в прошлое предметов) / Издатель - Сфера /Серия - Ребенок в мире поиска, - 2014 - 160с.
- О.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 1998 - 24 с.
- Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 - 256 с.
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004 - 288с.