Инструментарий для проведения диагностических заданий для старшего дошкольного возраста по направлению приобщения дошкольников к истокам русского народной культуры

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Важным условием развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе народного искусства. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. Мы проявляем большую заинтересованность в сохранении и передаче детям культурного наследия предков, считая задачу знакомства ребенка с родной культурой очень важной.

Работая в дошкольной организации, мы столкнулись с проблемой: отсутствия у современных дошкольников знаний о предметах русского народного быта. Возникла потребность создания диагностических заданий на выявление уровня знаний у дошкольников на предмет русской народной старины. По результатам анализа уровней дошкольников, был разработан тематический план занятий по развитию и закреплению знаний у дошкольников по данному направлению. (Приложение № 1)

Диагностика исследование на выявление интереса (используется на начало и конец учебного года)

1. Задание: «Русская старина»

Основная цель данного задания выявить интерес дошкольников к предметам старины русской, истории их развития на Руси. Диагностическая процедура проходит в форме ответов на вопросы воспитателя, характер и уровень которых, отмечались в протоколе. Каждый ответ оценивался в баллах:

  • 2 - справился с заданием;
  • 1 - справился с заданием с помощью педагога;
  • 0 - не справился с заданием.

Интерпретация:

  • 17 - 20 баллов - высокий уровень;
  • 10 - 16 баллов - средний уровень;
  • меньше 9 баллов - низкий уровень.

Вопросы:

  1. Как люди жили на Руси?
  2. Какую одежду на Руси носили люди в старину?
  3. Какой посудой люди пользовались раньше?
  4. Чем гладили одежду в старину?
  5. Чем и как люди освещали помещение, где жили?
  6. Какими куклами играли люди в старину?
  7. Где жили люди в старину? (жилище)
  8. На чем люди на Руси, ездили, плавали, летали?
  9. На чем люди сидели (вместо кресла, дивана)?
  10. Как люди использовали в старину русскую печь?

2. Задание: «Что мы знаем о…..»

Основная цель данного задания определить уровень словарного запаса, а также умение связно рассказать о истории происхождения: одежды русской, посуды, лампочки, утюга, игрушек, жилища, транспорта, кресле. Диагностическая процедура проходит в форме ответов на вопросы воспитателя, характер и уровень которых, отмечались в протоколе. Каждый ответ оценивался в баллах:

  • 2 - справился с заданием;
  • 1 - справился с заданием с помощью педагога;
  • 0 - не справился с заданием.

Интерпретация: Каждый ответ оценивается в баллах:

  • 2 - правильный полный ответ;
  • 0 - неправильный ответ.

Уровни:

  • 15 - 16 - высокий уровень;
  • 10 - 14 - средний уровень;
  • менее 9 - низкий уровень.

Данные заносятся в протокол (см. таблица 2)

Вопросы:

  1. Расскажи, что вам известно из истории создания русской народной одежды?
  2. Что вы можете рассказать о старинной посуде, как она появилась?
  3. Как появилась лампочка?
  4. Как появился утюг?
  5. Как появились первые игрушки в старину?
  6. Каким было жилище людей на Руси?
  7. Как появился транспорт?
  8. Первые сиденья человека? Как появилось кресло?

3. Задание: «Народная мудрость».

Основная цель данного задания - уточнить знание детьми примет, пословиц, поговорок русского народа и их значения.

Воспитатель просит дополнить фразу знакомых пословиц и поговорок, объяснить их значение:

  • Ученье - свет, а неученье - ........ (тьма).
  • Апрель с водой, а май ....... (с травой).
  • Вся семья вместе, так и душа ....... (на месте).
  • Готовь сани летом, а телегу .......(зимой).
  • Кто не работает, .......(тот и не ест).
  • Мал золотник, .......(да дорог).
  • Поспешишь - .......(людей насмешишь).
  • Яблоко от яблони ....... (недалеко падает).

Интерпретация: Каждый ответ оценивается в баллах:

  • 2 - правильный полный ответ;
  • 0 - неправильный ответ.

Уровни:

  • 15-16 - высокий уровень;
  • 10-14 - средний уровень;
  • менее 9 - низкий уровень.

Данные заносятся в протокол.

4. Задание: «Одень куклу» (куклу можно использовать бумажную)

Цель - уточнить представление детей о русском народном костюме. Воспитатель предлагает ребенку одеть куклу в русский народный костюм, в ходе одевания задача ребенка каждый предмет одежды называть:

Интерпретация:

  • Высокий уровень: Среди предложенных предметов одежды выбирает нужные, правильно называет каждый предмет одежды, проговаривая его назначение.
  • Средний уровень: Одевает куклу правильно, но не все предметы может сам назвать, прибегает к помощи педагога.
  • Низкий уровень: Путается в выборе одежды, не последовательно одевает куклу, не знает назначение того или иного вида русского народного костюма.

5. Задание: «Русская изба»

Основная цель: Выявить уровень знаний детьми названий и назначений предметов быта в старину.

Воспитатель предлагает детям по фотографиям определить и назвать предметы быта. Среди фотографий следующие предметы: прялка, веретено, лапти, керосиновая лампа, чугунка, ухват, кочерга, крынка, ложка деревянная, подкова, салфетка вышивная, светун, колодец, люлька, сундук, одеяло лоскутное, изба - макет.

Интерпретация: Каждый ответ оценивался в баллах:

  • 2 - справился с заданием;
  • 1 - справился с заданием с помощью педагога;
  • 0 - не справился с заданием.

Высокий уровень:

  • количество правильных ответов -15 - 17;
  • средний уровень - 9 - 14;
  • менее 8 - низкий уровень.

По результатам обследования составляется общий протокол результатов, а также сводная таблица, где отмечается общий уровень познавательного развития, интерес, словарный запас дошкольников по направлению русская народная культура и ее исторического прошлого (Приложение № 1).

Дидактические игры на закрепление знаний дошкольников и истории происхождения предметов старины

1. Дидактическая игра: «Собери картинку и расскажи (разрезные картинки «Керосиновая к «Свеча»)

Цель: Закрепить название предметов. Продолжать учить детей складывать целое, из частей развивая моторику рук. Прививать интерес к предметам старины.

Ход игры: Дети выкладывают целое из частей, называют предмет.

Материалы: разрезные картинки керосиновая лампа, свеча.

2. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (из истории электролампочки)

Цель: Закрепить название предметов (лучина, факел, свеча, светильник, лампочка), развивать, разговорную речь, внимание, память.

Ход игры: Дети называют предметы, изображенные на картинках, и выкладывают их в последовательности происхождения этих предметов.

Материалы: картинки лучина, факел, свеча, светильник, лампочка.

3. Дидактическая игра: «Что сначала, что потом (из истории ресла)

Цель: Закрепить название предметов, нарисованных на картинках (бревно, пень, табурет, стул, кресло) развивать разговорную речь, внимание, память. Научить выкладывать картинки в последовательности происхождения этих предметов.

Ход игры: Дети называют предметы, изображенные на картинках (бревно, пень, табурет, стул, кресло), выкладывают их в последовательности происхождения этих предметов.

Материал: картинки бревно, пень, табурет, стул, кресло.

Выводы: По результатам анализа проведенной работы возникла необходимость создания в группе нашего детского сада мини-музей русского быта. Дети вооружились желанием пополнять наш мини-музей. Путешествуя по деревням вместе с родителями, дети пополняли наш мини-музей различными предметами старины быта русского народа. Так, нам удалось вовлечь родители в совместную деятельность с их детьми. Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме: шьют народные костюмы не только для детей, но и для кукол, составляют альбомы, помогают в сборе иллюстративного материала, в проведении занятий.

Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.

Источники

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004 - 364с.
  2. Дыбина О.В. «Что было до ...» (Игры-путешествия в прошлое предметов) / Издатель - Сфера /Серия - Ребенок в мире поиска, - 2014 - 160с.
  3. О.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 1998 - 24 с.
  4. Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 - 256 с.
  5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004 - 288с.