Раздел: Кровь. Кровообращение.
Тип занятия: Урок открытия нового знания.
Цель содержательная: создание условий для формирования знаний о иммунитете, видах иммунитета, вакцинах и сыворотках.
Цель деятельностная: формирование у учащихся умений анализировать, усваивать, сравнивать, обобщать; работать с разными источниками информации, самостоятельно находить информацию из разных источников.
Планируемые результаты занятия:
Предметные:
- приводить примеры вклада российских (в том числе, И.И.Мечников) в развитие представлений о, строении, жизнедеятельности,
- применять биологические термины и понятия
- характеризовать биологические процессы: иммунитет;
- владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4-5) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.
Метапредметные:
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической
- проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
Личностные:
Патриотическое воспитание:
- отношение к биологии как к важной составляющей культуры,
- гордость за вклад российских учёных в развитие мировой биологической науки.
Ценности научного познания:
- понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
Формирование культуры здоровья:
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность)
Эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других.
Ход занятия
Приветствие учащихся, этап мотивации к учебной деятельности (1-2 минуты)
Ребята, послушайте отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы».
Было время, процветала
В мире наша сторона:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
И сверкали в светлом поле
Серп и быстрая коса.Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Упокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой!
О чем здесь говорится? (ответы учащихся)
Этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель: А в наше время такая ситуация возможна? (предположения учеников)
Выявление места и причины затруднения
Ребята, почему даже самые страшные болезни и эпидемии были опасны для одних и проходили без последствий для других? Как можно себя защитить? (варианты ответов учащихся, подведение к понятию иммунитет)
Построение проекта выхода из ситуации
Учитель: А что Вы знаете про иммунитет? (информация от детей)
Учащиеся в ходе беседы формулируют цель урока и записывают ее на доске:
- Выяснить что относится к органам иммунной системы
- Узнать виды иммунитета
- Вакцины и сыворотки, в чем их польза и вред.
- Как повысить свой иммунитет
Деятельность учащихся на этапах 1-4: участие в беседе.
Этап реализации построенного проекта
Учащиеся делятся на группы: иммунологи (представить информацию о иммунной системе организма), аналитики (представить информацию о видах иммунитета), ученые (Дженнер, Пастер, Мечников, Эрлих), педиатры (представить информацию о вакцинах и сыворотках), терапевты (представление информации о повышении иммунитета).
Учитель выдает группам заранее подготовленные тексты. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) После изучения материала группы представляют информацию.
Учащиеся по ходу выступлений заполняют
1. Заполнить схему
2. Виды иммунитета (повышенный уровень), заполнить таблицу
Вид иммунитета |
Способ приобретения |
Продолжительность действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Заполнить таблицу
Вакцины |
Признак сравнения |
Сыворотки |
|
состав |
|
|
Как организм получает антитела |
|
|
Скорость развития иммунитета |
|
|
С какой целью применяется |
|
4. Заполните таблицу "Вклад ученых"
Год |
Ученый |
Вклад |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этап первичное закрепление с проговариванием во внешней речи и самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Этап заключается в том, что учащиеся проверяют записи схем и таблиц.
Деятельность учащихся заключается в самопроверки, прослушивании, проговаривании материала.
Этап включение в систему знаний и повторения заключается в решении практикоориентрованного задания
Практикориентированное задание
1. Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений:
- Антитела - это чужеродные вещества, попадающие в организм человека.
- ККМ-центральный отдел иммунной системы.
- Антитела выделяют эпителиальные клетки.
- Человек всегда заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий.
- Иммунитет делится на естественный и искусственный.
- Естественный иммунитет передается детям от родителей по наследству.
- Активный иммунитет вырабатывается в результате введения сыворотки.
- Сыворотка - содержит готовые антитела.
- Первую прививку от бешенства сделал Л.Пастер.
- К фагоцитам относят - лейкоцитов.
Ответы
+ 2 5 6 8 9 10
- 1 3 4 7
Каждое правильно выбранное утверждение оценивается в 0,5 балла.
2.
Какие клетки организма человека способны участвовать в процессе, изображённом на рисунке?
|
||||||||
|
1. Как называется этот процесс
А) пиноцитоз
Б) фагоцитоз
2. Какой ученные открыл этот защитный механизм
а) Э.Дженнер
б) И.Мечников
в) П.Эрлих
г) Л.Пастер
Ответ: 2Бб
Каждый правильный ответ - 1б.
3. Максим, 5 лет, заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя последняя прививка от кори была сделана в 1 год. Чем это можно объяснить?
А. У него есть естественный врожденный иммунитет.
Б. У него естественный приобретенный иммунитет.
В. У него искусственный активный иммунитет.
Г. У него искусственный пассивный иммунитет
Д.У него есть тромбоциты.
Е. У него есть эритроциты.
Правильный ответ - В, оценивается в 2 б.
Оценивание
- 10-9 баллов - отметка 5
- 8-7 баллов - отметка 4
- 6-5 баллов - отметка 3
Этап Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание
«Лестница успеха»
Учащимся предлагается выбрать ступеньку после урока:
- Нижняя ступенька - у меня ничего не получилось
- Средняя ступенька -у меня были проблемы
- Верхняя ступенька - мне все удалось