Разработка сценария учебного занятия по теме «Иммунитет». 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9

Ключевые слова: иммунитет


Раздел: Кровь. Кровообращение.

Тип занятия: Урок открытия нового знания.

Цель содержательная: создание условий для формирования знаний о иммунитете, видах иммунитета, вакцинах и сыворотках.

Цель деятельностная: формирование у учащихся умений анализировать, усваивать, сравнивать, обобщать; работать с разными источниками информации, самостоятельно находить информацию из разных источников.

Планируемые результаты занятия:

Предметные:

  • приводить примеры вклада российских (в том числе, И.И.Мечников) в развитие представлений о, строении, жизнедеятельности,
  • применять биологические термины и понятия
  • характеризовать биологические процессы: иммунитет;
  • владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4-5) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.

Метапредметные:

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической
  • проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

Личностные:

Патриотическое воспитание:

  • отношение к биологии как к важной составляющей культуры,
  • гордость за вклад российских учёных в развитие мировой биологической науки.

Ценности научного познания:

  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;

Формирование культуры здоровья:

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность)

Эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других.

Ход занятия

Приветствие учащихся, этап мотивации к учебной деятельности (1-2 минуты)

Ребята, послушайте отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы».

Было время, процветала
В мире наша сторона:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
И сверкали в светлом поле
Серп и быстрая коса.

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Упокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой!

О чем здесь говорится? (ответы учащихся)

Этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель: А в наше время такая ситуация возможна? (предположения учеников)

Выявление места и причины затруднения

Ребята, почему даже самые страшные болезни и эпидемии были опасны для одних и проходили без последствий для других? Как можно себя защитить? (варианты ответов учащихся, подведение к понятию иммунитет)

Построение проекта выхода из ситуации

Учитель: А что Вы знаете про иммунитет? (информация от детей)

Учащиеся в ходе беседы формулируют цель урока и записывают ее на доске:

  1. Выяснить что относится к органам иммунной системы
  2. Узнать виды иммунитета
  3. Вакцины и сыворотки, в чем их польза и вред.
  4. Как повысить свой иммунитет

Деятельность учащихся на этапах 1-4: участие в беседе.

Этап реализации построенного проекта

Учащиеся делятся на группы: иммунологи (представить информацию о иммунной системе организма), аналитики (представить информацию о видах иммунитета), ученые (Дженнер, Пастер, Мечников, Эрлих), педиатры (представить информацию о вакцинах и сыворотках), терапевты (представление информации о повышении иммунитета).

Учитель выдает группам заранее подготовленные тексты. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) После изучения материала группы представляют информацию.

Учащиеся по ходу выступлений заполняют

1. Заполнить схему

2. Виды иммунитета (повышенный уровень), заполнить таблицу

Вид иммунитета

Способ приобретения

Продолжительность действия

3. Заполнить таблицу

Вакцины

Признак сравнения

Сыворотки

состав

Как организм получает антитела

Скорость развития иммунитета

С какой целью применяется

4. Заполните таблицу "Вклад ученых"

Год

Ученый

Вклад

Этап первичное закрепление с проговариванием во внешней речи и самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Этап заключается в том, что учащиеся проверяют записи схем и таблиц.

Деятельность учащихся заключается в самопроверки, прослушивании, проговаривании материала.

Этап включение в систему знаний и повторения заключается в решении практикоориентрованного задания

Практикориентированное задание

1. Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений:

  1. Антитела - это чужеродные вещества, попадающие в организм человека.
  2. ККМ-центральный отдел иммунной системы.
  3. Антитела выделяют эпителиальные клетки.
  4. Человек всегда заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий.
  5. Иммунитет делится на естественный и искусственный.
  6. Естественный иммунитет передается детям от родителей по наследству.
  7. Активный иммунитет вырабатывается в результате введения сыворотки.
  8. Сыворотка - содержит готовые антитела.
  9. Первую прививку от бешенства сделал Л.Пастер.
  10. К фагоцитам относят - лейкоцитов.

Ответы

+ 2 5 6 8 9 10

- 1 3 4 7

Каждое правильно выбранное утверждение оценивается в 0,5 балла.

2.

Какие клетки организма человека способны участвовать в процессе, изображённом на рисунке?

1)

миоциты

2)

лейкоциты

3)

эритроциты

4)

тромбоциты

1. Как называется этот процесс
А) пиноцитоз
Б) фагоцитоз

2. Какой ученные открыл этот защитный механизм
а) Э.Дженнер
б) И.Мечников
в) П.Эрлих
г) Л.Пастер

Ответ: 2Бб

Каждый правильный ответ - 1б.

3. Максим, 5 лет, заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя последняя прививка от кори была сделана в 1 год. Чем это можно объяснить?
А. У него есть естественный врожденный иммунитет.
Б. У него естественный приобретенный иммунитет.
В. У него искусственный активный иммунитет.
Г. У него искусственный пассивный иммунитет
Д.У него есть тромбоциты.
Е. У него есть эритроциты.

Правильный ответ - В, оценивается в 2 б.

Оценивание

  • 10-9 баллов - отметка 5
  • 8-7 баллов - отметка 4
  • 6-5 баллов - отметка 3

Этап Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание

«Лестница успеха»

Учащимся предлагается выбрать ступеньку после урока:

  • Нижняя ступенька - у меня ничего не получилось
  • Средняя ступенька -у меня были проблемы
  • Верхняя ступенька - мне все удалось