Методическая разработка по теме «Подобие треугольников»

Разделы: Математика

Класс: 8

Ключевые слова: подобие треугольников


Место и роль темы «Подобие треугольников» в школьном курсе математики

Треугольник является одной из центральных фигур геометрии. На основе понятия «треугольник» в школьный курс геометрии вводятся понятия других фигур. При решении задач используются разнообразные свойства треугольника, которые широко применяются на практике, в том числе и признаки подобия.

Учение о подобии фигур было создано в Древней Греции еще в V-IV веках до нашей эры, оно существует и развивается и в наше время. Можно привести много примеров подобия из повседневной жизни: создание моделей реальных предметов, обувь и одежда, выпускаемые разных размеров, мячи для спортивных игр и др.

В учебнике «Геометрия. 7-9 классы» авторского коллектива: Л.С.Атанасян и др. тема «Признаки подобия треугольников» является третьей темой в курсе 8 класса.

В этом учебнике глава, в которую входит эта тема, называется «Подобные треугольники». В первом параграфе главы «Определение подобных треугольников» дается понятие пропорциональных отрезков, определение подобных треугольников и теорема об отношении площадей подобных треугольников. Этим авторы подвели нас ко второму параграфу «Признаки подобия треугольников», в котором каждый признак выделен в отдельный пункт. В пункте, в свою очередь, изложена теорема и ее доказательство. После второго параграфа следуют параграфы «Применение подобия к доказательству теорем и решению задач» и «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».

После каждого параграфа и в конце главы представлены задачи по данным темам. Есть задачи повышенной трудности в конце курса 8 класса.

Перед темой «Подобные треугольники» авторы дают на изучение главы «Четырехугольники» и «Площадь». В первой рассматриваются параграфы «Многоугольники», «Параллелограмм и трапеция», «Прямоугольник, ромб, квадрат», во второй - «Площадь многоугольника», «Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции» и «Теорема Пифагора».

После подобия следует глава «Окружность». В ней рассматриваются параграфы «Касательная к окружности», «Центральные и вписанные углы», «Четыре замечательные точки треугольника». Затем - глава «Векторы», в которой представлены темы «Понятие вектора», «Сложение и вычитание векторов», «Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач».

Планируемые результаты.

  • Учащиеся вспомнят и закрепят формулировки признаков подобия треугольников;
  • научатся решать задачи на применение признаков подобия треугольников в практической деятельности;
  • научаться выделять и решать основные типы задач на подобие треугольников по материалам основного государственного экзамена;
  • уметь оценивать результаты деятельности, уметь составлять алгоритм действия.

Основные понятия. Подобные треугольники, признаки подобия, коэффициент подобия, пропорциональные отрезки, параллельные прямые, свойства параллельных прямых, прямоугольные треугольники.

Методические пособия: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Издательство «Просвещение».

Анализ учебного пособия авторского коллектива Л.С.Атанасян и др.

Критерии анализа

Анализ учебника

Тематическое планирование

Изучение темы распланировано на 5 часов

Первый признак подобия треугольников

2 ч

Второй признак подобия треугольников

1 ч

Третий признак подобия треугольников

1 ч

Решение задач из этого параграфа

1 ч

Класс, в котором изучается тема

Тема изучается в 8 классе

Является ли тема самостоятельной главой/параграфом

Данная тема является самостоятельным параграфом в главе «Подобные треугольники» и идет вторым по счету параграфом

После каких тем изучается данная тема

Изучается после глав «Четырехугольники» и «Площадь», в главе «Подобные треугольники» - после первого параграфа «Определение подобных треугольников»

Перед какими темами изучается данная тема

Изучается перед параграфами «Применение подобия к доказательству теорем и решению задач» и «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» главы «Подобие треугольников», перед главами «Окружность» и «Векторы»

Что должен знать ученик перед изучением темы

Понятие пропорциональных отрезков; теорему о сумме углов треугольника; теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу

Что должен знать на выходе каждый обучающийся

В результате изучения параграфа учащиеся должны знать признаки подобия треугольников; уметь их доказывать и применять при решении задач

Наличие отдельного учебника для теории/практики

Теоретическая и практическая части находятся в одном учебнике

Доступность/понятность материала

Материал основывается на ранее изученном со ссылками на пункты с нужным теоретическим материалом

Выделение правил/определений

Основные определения, на которые следует обратить внимание, выделены жирным шрифтом; теоремы размещены в рамочки

Правильность чертежей

В учебник включено большое количество рисунков и чертежей.
Чертежи построены правильно, дополнительные построения выполнены другим цветом

Наличие разобранных задач по теме

Разобрана задача № 556

Практическая часть по теме «Признаки подобия треугольников» в данном учебнике представлена достаточно большим количеством упражнений (№ 550-563 после параграфа и № 608-617, 624, 626, 627 после главы), они структурированы в порядке изучения материала и вырабатывают навыки решения различных задач по геометрии, решение которых основано на применении признаков подобия треугольника.

Присутствуют как задачи базового, так и продвинутого уровней. Базовый уровень должен быть доступен всем учащимся и основывается на базе изученных правил. Задачи продвинутого уровня отмечены в учебнике знаком «*», они требуют от учащихся углубленных знаний по теме. По данной теме в учебнике Л.С.Атанасяна и др. задача № 626 является задачей повышенного уровня, остальные - базового.

Трудности с которыми могут встретиться обучающиеся

При переходе к систематическому курсу геометрии в 8 классе содержание учебника и теоретический уровень изложения материала резко количественно и качественно меняются. В этот момент очень важно применять наглядность. Многие пособия можно сделать своими руками, особенно раздаточный материал, когда дети могут потрогать, попробовать все собственными руками. Далее при изучении признаков равенства и подобия треугольников очень важно дать учащимся почувствовать, что, например, в первом признаке необходимо, чтобы в треугольниках были не просто соответственно равные две стороны и какой-либо угол, а угол, лежащий между ними. В этом случае можно вырезать три треугольника: два из которых равны по первому признаку, а у третьего равны с двумя другими соответственно две стороны, а угол противолежащий. Так же необходимо поступить и при доказательстве второго признака равенства треугольников, чтобы учащиеся не просто доказали теорему, а на собственном опыте убедились в ее справедливости и понимали какие соответственно равные элементы они должны увидеть в треугольниках, чтобы доказать их равенство.

Трудности возникают, и когда ученики встречаются с требованием доказывать очевидное. Аксиомы просто приводят их в замешательство. А дальше на основе этих аксиом приходится доказывать такие же очевидные вещи. Зачем? Этот вопрос - одна из сложностей при изучении геометрии. Чтобы избежать ее необходимо объяснять, что такое определение, свойство, признак, теорема и доказательство, какая между ними связь и какие между ними отличия, чтобы ученик совершенно четко представлял структуру изучаемого предмета, а не заучивал теоремы и доказательства наизусть, совершенно не понимая их сути.

Тема урока: "Признаки подобия треугольников".

Класс: 8 класс.

Учебное пособие: Л.С.Атанасян и др. Геометрия 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2010.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: Формирование знаний о признаках подобия треугольников, а также умений применять их в простейших случаях.

Задачи урока:

образовательные:

  • Формулировка признаков подобия треугольников;
  • Описание основной идеи доказательства признаков подобия треугольников;
  • Выделение теоретического базиса доказательств признаков подобия треугольников.

развивающие:

  • Развитие внимания, исследовательских навыков;
  • Развитие логического мышления;
  • Формирование умения работы с дополнительными источниками

воспитательные:

  • Развитие навыков общения;
  • Формирование умения работы в парах и группах.

Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), презентация.

Ход урока

Методическая разработка самостоятельной работы, 8 класс

Методическая разработка тестовой работы

Приложение. Другие уроки по математике для 8-го класса