Паспорт проекта
Тип проекта:
- по ведущему методу: практико-ориентированный;
- по содержанию: ребенок и природа;
- по характеру участия ребенка в проекте: ребёнок как объект, на которого направлена проектная деятельность взрослых;
- по характеру контактов: внутри одной группы;
- по количеству участников: групповой;
- по длительности: среднесрочный;
Актуальность проекта
В мире масса проблем. Но каждый может что-то сделать, и даже небольшие действия часто имеют большое влияние. Холодильник и изменения климата, есть ли связь межу ними? Дома испорченные овощи попадают в мусор, а лед в Арктике тает. Хотим мы это признать или нет: оба связаны! Потому что то, как мы обращаемся с едой, влияет на климат на Земле. Треть всей еды в мире выбрасывается, в то же время 820 млн. людей на планете голодают. Так, как началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Проблема: Самый распространенный аргумент против выбрасывания: огромное количество нуждающихся и голодающих. С этим не поспоришь: более разумное распределение могло бы стать решением проблемы. Но есть и другие причины. Вместе с едой в мусорном баке оказываются ресурсы, которые ушли на ее производство: леса, которые срубили под сельскохозяйственные нужды, вода, электроэнергия, человеческий труд. Кроме того, органические отходы на свалках при гниении выделяют метан, который вызывает парниковый эффект еще сильнее, чем углекислый газ. Выбрасывая еду, мы вредим природе и, в конечном счете, самим себе.
Цель проекта: формирование экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования личности человека.
Проект «Сбережем планету» - поможет внести важный вклад в сокращение или прекращение потерь ценных ресурсов. Этим мы поддерживаем цель Организации Объединенных Наций сократить вдвое количество пищевых отходов в розничной торговле и на уровне потребителей к 2030 году.
Задачи:
- образовательные: формировать знания об эко системной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов
- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что невозможно создать;
- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;
- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;
- у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
Родители:
- родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
- принимают активное, живое участие в жизни группы;
- проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
- проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
- осознают особенности организации психолого-образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Педагоги:
- личностный и профессиональный рост; самореализация.
- дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
Технология проекта и этапы реализации:
- Подготовительный этап проекта: выбор проблемы, обсуждение проекта, планирование работы по его реализации.
- Основной этап проекта: разработка продукта проекта.
- Заключительный этап проекта: обобщение полученных знаний, подведение итогов работы над проектом. (технологическая карта проекта - Приложение № 2)
Итоги реализации проекта: в завершении проекта будет создано авторское игровое пособие «Сбережем планету!».
Перспектива данного проекта: использование дидактических игр из авторского пособия для организации тематических дней и недель по теме «Экология и мы», показ мастер классов для педагогов по изготовлению и использованию игрового пособия, изготовленных в рамках данного проекта.
Используемая литература
https://greenpeace.ru/how-to/2019/12/24/eda-bez-poter/
Приложение № 1
Дидактическая игра «Жизнь и развитие овощей»
Цель: расширение и углубление представления детей о том, как выращивают овощи, фрукты, ягоды, сколько ресурсов затрачивается для роста растений.
Задачи:
- Закреплять и систематизировать представления детей о последовательности этапов выращивания фруктов, ягод и овощей.
- Закреплять знания о необходимых условиях для роста и развития растений.
- Развивать умение наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях
- Воспитывать уважение к труду взрослых;
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение к природе, к ее ресурсам;
Материал: карточки с изображением этапов выращивания.
Вариант игры № 1
Ход игры
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
Сегодня мы поиграем и вспомним, как выращивают ягоды (фрукты, овощи). Я раздам вам картинки, внимательно рассмотрите их. Кто-то из вас (на кого покажет стрелка) будет рассказывать, что мы знаем, а у кого такая картинка, тот покажет её. Не ошибайтесь, слушайте внимательно! но показать картинку можно лишь после сигнала (хлопок, который даст водящий).
Водящего выбирают считалочкой. Первый рассказывает воспитатель, подавая пример детям.
- Весной начинаются посадочные работы. У человека, который занимается посадкой, много работы: нужно землю вскопать, разрыхлить - быстро подготовить её для посева семян (саженцев). Пословица гласит: «Весенний день год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно хорошо подготовить землю и посадить растения (водящий подаёт сигнал).
Тот, у кого картинка с изображением грядки (лунки), поднимает её и продолжает рассказ:
- Через некоторое время в саду или огороде уже идут другие работы. Чтобы растение росло за ним нужно ухаживать, поливать.
Ребёнок поднимает картинку с изображением полива растения.
Другой ребёнок, продолжая игру, рассказывает:
- Растение нужно не только поливать но и рыхлить землю, для того чтобы урожай был хороший (водящий подает сигнал).
Один из играющих показывает карточку с изображением, где рыхлят землю.
- Идет время и на грядках (в саду) поспевает урожай (сигнал).
Следующий ребёнок поднимает картинку, на которой изображены ягоды (фрукты или овощи).
- Дальше собирают урожай, укладывая их в машину (сигнал).
Участник игры поднимает картинку с изображением машин. Дальше собранные фрукты (ягоды или овощи) везут в магазин (сигнал).
- Участник игры поднимает картинку с изображением. А в магазине люди покупают всё, что им нужно (сигнал).
В завершение игры воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы попасть к нам на тарелочку продукты проходят очень длинный путь, и становится ясно, как много людей трудится, прежде чем продукт попадет нам в рот. Берегите природу, не выбрасывайте продукты!
Дидактическая игра «В корзину или на тарелку»
Цель игры: формировать у детей навыки бережного отношения к продуктам, познакомить со способами использования в пищу некондиционных, некрасивых, «кривых» продуктов, принимать самостоятельные решения.
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста
Материал: 1 лист с изображением тарелки, 1 листа с изображением мусорного бака. 12 съемных элементов игры - карточек с цветными иллюстрациями продуктов.
Как играть:
Не всегда легко решить, остается ли еда съедобной или ее следует выбрасывать в мусорное ведро. С помощью этой игры воспитанники должны осваивать навыки использования принимать самостоятельные решения. Вы смотрите на разные карточки и решаете, можно ли по-прежнему использовать показанные продукты. На картинках "кривые" овощи, овощи с небольшими пятнами, сморщенные фрукты, а также заплесневелая пища. С помощью данной игры мы научим детей понимать разницу между сыром с плесенью и заплесневелым сыром.
Ребятам необходимо отсортировать, какие продукты положить на тарелку для дальнейшего использования в пищу, а какие выбросить.
Дидактическая игра «Что куда?»
Цель игры: развивать познавательный интерес, умение правильно разложить продукты - в холодильник или на полку, формирование знаний: почему одни продукты необходимо хранить в холодильнике, а другим не нужен холод и они могут просто лежать в кухне на полке.
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста
Материал: 1 лист с изображением полки шкафа, 2 листа с изображением холодильника. 30 съемных элементов игры - карточек с цветными иллюстрациями продуктов.
Как играть, варианты:
1) Во время игры объясните ребенку, что продукты необходимо хранить по-разному. Расскажите о том, как можно не допустить преждевременную порчу продуктов - для этого нужно соблюдать условия и определенную температуру хранения. Приготовленные и скоропортящиеся продукты лучше хранить в холодильнике, а, к примеру, сыпучие продукты и некоторые сладости можно ставить просто на кухонную полку.
2) Игра на развитие внимания и памяти - разложите картинки с продуктами на одном из игровых полей (количество варьируйте исходя из возраста и способностей ребенка), пусть ребенок попытается запомнить. Затем попросите ребенка отвернуться, этим временем уберите или поменяйте один или несколько продуктов. Теперь необходимо вспомнить, сравнить и рассказать что поменялось.
3) И самое интересное, можно продолжить эту игру в вашей повседневной жизни. Ведь поход в продуктовый магазин - это одно из обязательных рутинных дел, которое можно сделать интересным для малыша, также можно привлечь его к приобретению продуктов. Например, перед выходом из дома вместе обсудить, что именно нужно купить в магазине. Потом разложить на фоновых изображениях карточки с необходимыми продуктами, объяснить, где их лучше хранить. А уже в магазине попросить ребенка проверить все ли продукты лежат в продуктовой корзине, и напомнить, если мама или папа что-то вдруг забыли. Следующим заданием для малыша может стать просьба самостоятельно разложить все продукты по возвращению из магазина.
4) Наведем порядок в холодильнике. В холодильнике словно бы смерч пронёсся - некоторые продукты вывалились на пол, кое-что покосилось или оказалось на неподходящих полках. На уборку игра даёт ограниченное время. Стоит поторопиться с распределением предметов, и думать над тем, куда их класть. Смотрите внимательно на содержимое игрового холодильника и пробуйте сортировать еду так, как если бы убирали в настоящем.
Дидактическая игра «Полезный холодильник»
Цель игры: Дать детям представление о правильном питании, закреплять знания о полезных продуктах которые хранятся в холодильнике.
Задачи: Закреплять умение различать вредную и полезную пищу.
Правила игры: В холодильник на полочки, положить правильную пищу (полезные овощи и фрукты, молочные и мясные продукты), вредные оставляем в магазине.
Дидактическая игра «Правила хранения продуктов»
Цель игры: закрепить правила хранения продуктов.
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста
Материал: 2 лист с изображением кухни, 30 съемных элементов игры - карточек с цветными иллюстрациями продуктов.
Как играть:
На кухне есть продукты в местах, не соответствующих правильному хранению. Воспитанники должны найти ошибки и разложить правильно, затем сравнить с картинкой эталоном и исправить ошибки, если такие имеются. Данная игра дает понять, что места для хранения еды могут быть разными, и каждое из них находится в нужном месте.
Используемая литература:
https://greenpeace.ru/how-to/2019/12/24/eda-bez-poter/
Приложение № 2
План реализации проекта «Сбережем планету!»
№ п/п |
Мероприятия, или основные направления деятельности |
Этапы проекта.
|
Деятельность педагогов |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
Подготовительный этап проекта: |
|||||
1 |
Введение в тему проекта 1.Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
|
11.01.22 по15.01.22 |
1.Изучение методического материала и методической литературы по теме проекта.
|
Вхождение в игровую ситуацию, прослушивание и обсуждение письма от «Бутерброда» Просмотр презентации «Не выбрасывай меня», обсуждение проблемы . |
Просмотр презентации проекта «Почему нельзя выбрасывай мусор» |
Основной этап проекта: |
|||||
1 |
1.Разработка продукта проекта:
|
18.01.22 по 22.01.22 |
Разработка дидактической игры
|
Игровое действие с помощью игры «От росточка до магазина»
|
Совместный Просмотр с детьми видео сюжетов: Как выращивают овощи
Сочинение экологических сказок |
Разработка дидактической игры «В корзину или на тарелку» |
Игровое действие с помощью развивающей игры «В корзину или на тарелку» |
Составление фото книги рецептов «Все в дело»
|
|||
Подготовка материала для посадки растений
|
Посадка растений (посади сам остатки)
|
Родители совместно с детьми дома ухаживают за посаженными растениями |
|||
Организация флешмоба
|
Выбор продукта и блюда
|
Совместное приготовление
|
|||
Заключительный этап проекта: |
|||||
1 |
1.Разработка продукта проекта: дидактических игр «Что куда: в холодильник или на полку?», «Правильно ли хранится»
|
25.01.22 по 29.01.22. |
Составление правил хранения в холодильнике |
Изучение правил хранения в холодильнике |
Изучение инфоргафики «Правила хранение в холодильнике» |
Разработка дидактической игры «Что куда: в холодильник или на полку?» |
Игровое действие с помощью развивающей игры «Что куда: в холодильник или на полку?» |
Совместно с детьми закрепление правил хранения в холодильнике |
|||
Разработка дидактической игры «Правильно ли хранится |
Игровое действие с помощью развивающей игры «Правильно ли хранится» (кухня-планшет) |
Совместное с детьми Закрепление правил хранения на домашней кухне |