Кинезиология в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологическое упражнение, нейротренировка


Формирование правильного звукопроизношения - главная задача коррекционно-развивающей работы логопеда.

В настоящее время в практике часто встречаются речевые расстройства, «сочетанные с нарушением познавательных процессов, недоразвитием эмоционального состояния, обостренной астеничностью, утомляемостью нервной системы». [2, с.12] У таких детей так же обнаруживаются нарушения общей и мелкой моторики. Перечисленные проблемы говорят о необходимости использования на всех этапах коррекционной работы умелого соединения традиционных и инновационных методов и приёмов.

Одной из инновационных реабилитационных и открывающих новейшее ориентирование для деятельности технологий является кинезиология.

Её применение в коррекционно-развивающей деятельности ведет к совершенствованию у детей с нарушениями речи межполушарного взаимодействия и моторного координирования.

Это достигается посредством использования комплекса специальных

кинезиологических упражнений, помогающих головному мозгу дошкольников развивать внимание, память и самоконтроль.

Следовательно, работу по формированию правильного звукопроизношения надлежит соединять с двигательными упражнениями. Движение рассматривается как основа мышления.

Нейрогимнастику и кинезиологические упражнения с детьми необходимо проводить в индивидуальной и подгрупповой форме.

Можно выделить ряд правил по использованию кинезиологических упражнений:

1. Первоначально сам педагог должен «отточить движение», а затем вести обучение детей. Большое значение имеет правильность и верность выполнения. К усложнению упражнений можно переходить только при четком выполнении основных навыков.

2. Так как упражнения достаточно просты, они выполняются в любом месте и в любое удобное время.

3. Обучаться нейротренировками нужно без пропусков, каждый день.

4. Упражнения проводится как игра.

5. Каждое упражнение должно выполнятся более 2-3 минут.

Немаловажным является то, что использование этой практики не нуждается в материальных затратах, она рациональна и неотделимо подходит для всех видов занятий. Дошкольникам нравится выполнять нейротренировки, что является существенным моментом для усиления мотивации в обучении.

На всех этапах работы над правильным звукопроизношением необходимо использовать комплекс кинезиологических упражнений, в который включены:

  • артикуляционные упражнения для языка и мышц челюсти;
  • упражнения для развития речевого дыхания;
  • упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики;
  • упражнения на развитие общей двигательной активности;
  • упражнения на формирование фонематического восприятия.

Традиционную артикуляционную гимнастику можно варьировать посредством включения общей работы рук и артикуляционного аппарата. В нейрогимнастике упражнения для языка, челюсти, щёк выполняются синхронно с движением рук. Таким образом приёмы коррекционного воздействия на артикуляционную, общую и пальчиковую моторику соединяются в один игровой приём. Движения рук вначале выполняются однонаправленно с движением языка. Когда движение будет отработано, можно усложнить и приступить к разнонаправленным упражнениям. Так, в упражнении «Маятник» сначала язык направляется вправо и руки тоже вправо, а затем язык поворачивается влево и руки так же идут влево. В упражнении «Почистим нижние зубки» - сначала язык движется слева направо по зубам и руки выполняют соответствующее движение, а затем с усложнением разнонаправленно - язык движется влево, а руки направо.

Результативность кинезиологических упражнений возрастает, если выполнять артикуляционную гимнастику с движением глаз, с хлопками, под музыку, под счёт. Усиление подвижности мягкого нёба, языка, губ способствует упражнение «Энергетическая зевота», в котором кончиками пальцев надавливается на сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Это ведет к снятию напряжения с мышц лица, глаз, рта, шеи и к улучшению функции голосовых связок.

Дыхательные кинезиологические упражнения содействует предотвращению нервного перенапряжения, формированию правильное речевого дыхания. Например, упражнение «Водолаз». Ребенок делает глубокий вдох, затем задерживает дыхание, закрывает нос пальцами. Затем надо как бы нырнуть в воду. Досчитать до 6-7 и вынырнуть - открыть нос и сделать выдох.

Для усиления работы правого полушария головного мозга дыхание нужно проводить только через левую ноздрю. Работу левого полушария головного мозга активизирует дыхание через правую ноздрю. Этот прием можно используется в работе, в зависимости от задач, стоящих перед педагогом. Для успокоения детей после активных движений или сильного возбуждения, нужно выполнять с детьми дыхательное упражнение через левую ноздрю, а перед занятием, которое требует высокой сосредоточенности и умственной работы через правую ноздрю.

Кинезиологическая тренировка движений пальцев рук стимулирует речевое развитие ребёнка и помогает подготовить кисть руки к письму. В начале обучения дошкольники обычно испытывают затруднения в выполнении многих кинезиологических упражнений для пальцев рук. Эти упражнения отрабатываются постепенно, вначале часто выполняются с помощью логопеда, а затем по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

Простые в выполнении упражнения «Колечки», «Ладушки», «Петельки» «Кулак - ребро - ладонь» вначале выполняются ведущей рукой, а затем второй рукой, и только после этого выполняются одновременно двумя руками. В дальнейшей работе необходимо использовать уже более сложные упражнения. Например: «Гусь-курица - петух». Работу начинаем с чтения стихотворения, из которого дети узнают о персонажах упражнения. Затем дети рассматривают чёрно- белые рисунки птиц, изображение которых максимально приближенные к тому, что надо сложить из пальцев. Следующий этап работы - педагог, опираясь на фотографии и собственный показ, показывает и учить детей складывать сначала каждого героя упражнения отдельно, а затем оттачивается навык последовательного складывания всех предметов.

Упражнения на развитие общей двигательной активности включают систему специальных упражнений пересекающие линию тела на две половинки. Упражнения содействует синхронной работе двух частей тела, взаимодействия двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения» [ 3, с. 45]. Примером упражнения, развивающим общую активность является упражнение «Правая ладонь- левое колено». Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки - правого. Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки - правого.

Кинезиологические приёмы можно с успехом применять для развития фонематической сторон речи. В коррекционно-развивающей работе используются ряд игр и упражнений.

В упражнении «Фонарики» отрабатывается дифференциация парных твёрдых и мягких согласных. Дети меняют кулак, изображающий твёрдый согласный с ладонью, которой обозначается мягкий согласный. В упражнении «Хлопки» отрабатывается различение звонких и глухих согласных. Звонкий звук обозначается хлопком в ладоши, глухой согласный хлопком с руки перекрестными руками к плечам.

Упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла» направлено на дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков. Солдату и кукле даются каждый раз имена по паре согласных. Например, на дифференциацию Н-Нь упражнение называется: «Солдат Наум стоит по стойке смирно, а кукла Нина мягкая, как резина». Работу начинаю с выделения первых звуков имён (Наум - «Н» твёрдый согласный, Нина - «Нь» мягкий согласный звук). Согласные попеременно произносятся изолированно, в слогах и словах. Дети, когда слышат твёрдый звук выпрямляются и вытягиваются в струну, как будто превращаются в солдата, а когда слышат мягкий согласный звук - расслабляются и становятся мягкими и подвижными, как тряпичная кукла.

В упражнение «Веселые пальчики» ребенок кладет свои ладошки на нарисованные ладошки с символами гласных звуков. Гласные звуки обозначаются по методике Татьяны Александровны Ткаченко: большой красный кружок - звук А, маленький красный кружек - звук У и так далее. Ребенок называет нарисованные на карточке картинки, выделяет первый или последний звук в названии картинок, поднимает нужный пальчик. Утка - поднимаются мизинцы, индюк - средние пальчики, этажерка - большие пальцы и т.д.

Таким образом, использование нейрогимнастики и кинезиологических упражнений оптимизирует процесс формирования правильного звукопроизношения, даёт как немедленный, так и накопительный эффект в плане улучшения динамики речевого развития дошкольников, развивает неречевые процессы детей: внимание, память, общую и мелкую моторику.

Список использованных источников

  1. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е.И.Стальская, Ю.С.Корнеева, Е.Г.Ромицына // Северная Двина. - 2009. - 3 (май-июнь).
  2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Теоретические аспекты кинезиологии в области интеллектуального развития детей дошкольного возраста// М.Э.Бабаян.
    http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/12/06/teoreticheskieaspekty-kineziologii-v-oblasti
  4. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. - М., 1999.