Тип программы: модифицированный.
Возраст воспитанников: 7-10 лет.
Программа рассчитана на 135 часов.
Курс рассчитан на 1 час в неделю.
1 класс - 33 ч., 2-4 классы - по 34 ч.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной школе проектная деятельность занимает лидирующее место среди разнообразия направлений новейших педагогических технологий.
Проектная деятельность в школе является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач.
В первую очередь такой метод позволяет формировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности.
Основой для такой деятельности является постановка социально-значимых целей и их реализация в жизни. Результатом деятельности будет продукт, разработанный и представленный участниками проекта.
Задача педагога - координировать работу школьников для решения указанной воспитательной или учебной проблемы.
Задача проектной деятельности - создать такие условия для учащихся, при которых будет полноценным личностное развитие, а также активное формирование их жизненной позиции.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет приобрести умения планировать, организовывать свою работу, развивать творческие способности, проявлять себя в обществе.
Большинство исследователей полагают, что основоположником метода проектов был американский ученый Джон Дьюи. Он выдвинул идею, что ребенок, находясь в рамках традиционной системы образования, не способен приобрести практические навыки и применить их в жизни. Последователем взглядов Д.Дьюи был В.Х.Килпатрик, который, по сути, и ввел проектную деятельность в педагогическую систему. Он считал, что учебная программа не может быть общей для всех, результат получится только от индивидуальной деятельности учащихся. Идеи проектной деятельности в России зародились еще в начале ХХ века. Их выдвинул С.Т.Шацкий в 1905 году.
После революции метод проектов внедрялся в школьную программу под личным наблюдением Н.К.Крупской. Учитель больше не выступал источником знаний для школьников, а являлся спутником и наставником в мире познания.
В современных исследованиях проектная деятельность учащихся рассматривается как обязательная часть познавательной деятельности, мотивация к получению новых знаний, технология формирования определенных компетенций.
Существует несколько классификаций проектной деятельности, но наиболее полно виды проектов представлены в работах Е.С.Полат.
Проекты по методу или типу деятельности
1. Исследовательский проект
Имеет определенную структуру, поставленные цели и актуальный предмет исследования. Например, «Моя родословная», «Профессия мечты», «Великая Отечественная война и моя семья».
2. Творческий проект
Не имеет детализированной структуры. Результат оформлен в творческой манере. Например, кукольный театр, кулинарный поединок, детское ателье.
3. Ролево-игровой проект
Обладает открытой структурой, в которую можно внести изменения. Участники исполняют определенные роли. Такой проект подразумевает участие 3-4 школьников. Например, «Продавец одежды» (проект для урока иностранного языка, подразумевает исполнение нескольких ролей: продавец, покупатель, поставщик и т.д.).
4. Информационный проект
Основой такого проекта является сбор информации, ее дальнейший анализ и обобщение. Выбираются способы обработки информации, ставятся конечные цели. Имеет продуманную структуру. Результатом может быть реферат, доклад, статья или презентация проектной деятельности. Например, на тему «Солнечное затмение».
5. Предметно-ориентированный проект
Результат такого проекта определяется с самого начала. Он имеет продуманную структуру и определенный сценарий. Например, проект по технологии труда «Батик».
Всю проектную деятельность можно разделить на 3 части.
1. Монопроект
Подразумевает решение задач в рамках одного школьного учебного предмета.
2. Межпредметный проект
Проектная деятельность школьников происходит во внеурочное время. Такой проект подразумевает промежуточную и окончательную презентацию.
3. Надпредметный проект
Создается на стыках различных наук и выходит за рамки школьной программы.
Также проектно-исследовательская деятельность в школе рассматривается по характеру координации. В проектах с открытой координацией педагог исполняет роль консультанта, с закрытой - является полноправным членом команды.
По продолжительности выделяют:
- краткосрочные проекты;
- среднесрочные проекты (около 2 месяцев);
- долгосрочные проекты (около 1 года).
Проектная деятельность в школе положительно оценивается и педагогами и учениками. Она позволяет применять творческие и неординарные способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений. Этот метод по праву является важнейшим в современной школьной педагогике.
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами гимназии и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. А эта программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся.
Программа составлена на основе методических рекомендаций Савенкова А.И. и пособия «Я - исследователь: учебник-тетрадь для младших школьников». - Самара: Учебная литература, 2010.
При разработке программы за основу были взяты требования к подготовке исследовательских работ на научно-практических конференциях разного уровня.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
- младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
- обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущей идеей программы является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
- развитие познавательных потребностей младших школьников;
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- формирование у младших школьников и родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет(1-4 классы).
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная (1-й и 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, презентация в форме защиты итогов работы;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий
Программа рассчитана на 135 часов. Курс рассчитан на 1 час в неделю.
1 класс - 33 ч., 2-4 классы - по 34 ч.
Содержание программы
Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трёх относительно самостоятельных подпрограмм:
- самостоятельная исследовательская практика;
- тренинг исследовательских способностей;
- мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в её рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Тренинг исследовательских способностей
В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернёмся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Контроль и фиксация результата
Подпрограмма
|
Форма предъявления результата |
Форма контроля |
Инструмент для оценки |
Подпрограмма «Тренинг» |
Папка исследователя |
Наличие материала по исследованию |
Параметры оценки |
Подпрограмма «Исследовательская практика» |
Сообщение-доклад |
Проведенное исследование |
Критерии написания исследования, мониторинг |
Подпрограмма «Мониторинг» |
Публичное выступление |
Конференция |
Критерии публичного выступления |
Примерные параметры оценки:
- умение выделить проблему;
- умение поставить цель исследования;
- умение сформулировать гипотезу;
- умение выделить объект исследования;
- умение определить предмет исследования;
- умение описать параметры и критерии предмета исследования.
Примерные критерии исследования:
- умение подобрать соответствующие методы исследований;
- умение подобрать инструментарий;
- умение запустить исследование;
- умение осуществить анализ результатов;
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования.
Примерные критерии написания исследовательской работы:
- умение интерпретировать полученную статистику;
- умение свернуть и развернуть информацию;
- умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой.
Примерные критерии публичного выступления;
- познавательная ценность темы;
- оригинальность и ценность собранного материала;
- исследовательское мастерство;
- структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- основные логические операции, их отличительные особенности;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- классифицировать;
- обобщать;
- отбирать все возможные варианты решения;
- переключаться с одного поиска решения на другой;
- составлять план действий по своей работе;
- рассматривать объект с различных точек зрения;
- составлять задания по предложенной теме;
- проводить самоконтроль;
- презентовать свою работу.
Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:
- без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
- работать в коллективе, группе;
- презентовать работу перед аудиторией.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе;
- интерес к учебному материалу;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
Учебно-методическое обеспечение
- Методические и учебные пособия - для учителя: А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
- Оборудование и приборы -
- Персональный компьютер;
- Мультимедийный проектор.
- Дидактический материал -
- Презентации;
- Карточки и раздаточный материал.
Примерное учебно-тематическое планирование 1 класс (1 ч. в неделю - 33 ч.)
Примерное учебно-тематическое планирование 1 класс (1 ч. в неделю - 33 ч.)
№
|
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Что такое исследование |
1 |
2 |
Как выбрать тему исследования |
1 |
3 |
Наблюдение и наблюдательность |
1 |
4-5 |
Развитие умений видеть проблемы. Как рождаются гипотезы |
2 |
6 |
Как задавать вопросы |
1 |
7-8 |
Составление плана исследования. Знакомство с методами исследования |
2 |
9-10 |
Что такое эксперимент. Эксперименты с реальными объектами |
2 |
11 |
Знакомство с логикой. Понятия |
1 |
12-13 |
Как работать с книгой |
2 |
14 |
Учимся выделять главное и второстепенное |
1 |
15-16 |
Как делать схемы |
2 |
17-18 |
Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ |
2 |
19-20 |
Как сделать сообщение о результатах исследования |
2 |
21 |
Коллективная игра-исследование «Дикие и домашние животные» |
1 |
22 |
Коллективная игра-исследование «Огонь - друг или враг?» |
1 |
23 |
Коллективная игра-исследование «Светофор» |
1 |
24-29 |
Групповой исследовательский проект «Портрет первоклассника» |
6 |
30 |
Семинар. Подготовка исследовательских работ к защите |
1 |
31 |
Классная научно-практическая конференция |
1 |
32-33 |
Анализ защиты исследовательских работ |
2 |
2 класс (1 ч. в неделю - 34ч.)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Что такое исследование |
1 |
2 |
Выбор темы исследования |
1 |
3 |
Цель и задачи исследования |
1 |
4 |
Учимся вырабатывать гипотезы |
1 |
5 |
Какими могут быть вопросы |
1 |
6-7 |
Методы исследования |
2 |
8 |
Наблюдения за комнатными растениями |
1 |
9-10 |
Эксперименты с растениями |
2 |
11-12 |
Как работать с книгой |
2 |
13-14 |
Учимся выделять главное и второстепенное |
2 |
15 |
Как делать схемы |
1 |
16 |
Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ |
2 |
17-18 |
Как делать схемы |
2 |
19-20 |
Как сделать сообщение о результатах исследования |
2 |
21 |
Коллективная игра-исследование «Разнообразие растений» |
1 |
22 |
Коллективная игра-исследование «Комнатные растения» |
1 |
23 |
Коллективная игра-исследование «Красная книга» |
1 |
24-29 |
Групповой исследовательский проект
|
6 |
30 |
Семинар. Подготовка исследовательских работ к защите |
1 |
31 |
Классная научно-практическая конференция |
1 |
32-33 |
Анализ защиты исследовательских работ |
2 |
34 |
Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы |
1 |
3 класс (1 ч. в неделю - 34 ч.)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Результаты летних наблюдений учащихся за объектами природы |
1 |
2 |
Какими могут быть темы исследования |
1 |
3 |
Учимся вырабатывать гипотезы |
1 |
4 |
Классификация вопросов |
1 |
5 |
Выбор методов исследования. Учимся наблюдать за животными |
1 |
6 |
Мысленные эксперименты и эксперименты с реальными объектами |
1 |
7 |
Эксперименты с домашними животными |
1 |
8 |
Знакомство с логикой. Суждения и умозаключения |
1 |
9-10 |
Как работать с книгой |
2 |
11 |
Учимся выделять главное и второстепенное.
|
1 |
12 |
Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ |
1 |
13 |
Как сделать сообщение о результатах исследования |
1 |
14-19 |
Групповой исследовательский проект «Соседи по планете» |
6 |
20-21 |
Классная научно-практическая конференция |
2 |
22-23 |
Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований» |
2 |
24-25 |
Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований |
2 |
26-27 |
Экспресс-исследование |
2 |
28 |
Семинар по итогам экскурсии |
1 |
29-30 |
Подготовка собственных работ к защите |
2 |
31-32 |
Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся 3класса |
2 |
33 |
Анализ защиты исследовательских работ |
1 |
34 |
Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы |
1 |
4 класс (1 ч. в неделю - 34 ч.)
№
|
Тема |
Кол-во часов |
1-2 |
Результаты летних исследований учащихся за объектами природы |
2 |
3 |
Правила выбора темы исследования |
1 |
4 |
Учимся вырабатывать гипотезы |
1 |
5 |
Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения |
1 |
6 |
Выбор методов исследования |
1 |
7 |
Мысленные эксперименты и эксперименты с реальными объектами |
1 |
8 |
Знакомство с логикой. Что такое парадоксы |
1 |
9 |
Знакомство с логикой. Метафора и метафоричность суждений в исследовании |
1 |
10 |
Методика работы с текстом |
1 |
11 |
Как делать графические схемы |
1 |
12 |
Как сделать сообщение о результатах исследования |
1 |
13-18 |
Групповой исследовательский проект «Экология человека» |
6 |
19 |
Классная научно-практическая конференция |
1 |
20 |
Анализ защиты исследовательских работ |
1 |
21 |
Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ |
1 |
22-23 |
Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований» |
2 |
24-25 |
Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований |
2 |
26-27 |
Экспресс-исследование |
2 |
28-29 |
Семинар по итогам экскурсии |
2 |
30-31 |
Подготовка собственных работ к защите |
2 |
32-33 |
Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся 4класса |
2 |
34 |
Анализ защиты исследовательских работ |
1 |
Работа с родителями
1 класс
№
|
Тема занятий |
Кол-во часов |
1 |
Ознакомление родителей с методикой организации и руководства исследовательской работой детей.
|
1 |
2 |
Цель и задачи исследования. Гипотезы исследования. Методы исследования |
1 |
3 |
Проведение консультаций для родителей по группам.
|
1 |
4 |
Сбор информации. Подбор литературы |
1 |
5 |
Индивидуальные консультации для родителей. Требования к оформлению работы |
1 |
6 |
Индивидуальные консультации для родителей. Основные требования к созданию презентации |
1 |
7 |
Подготовка тезисов для выступления на конференции |
1 |
8 |
Организация летних наблюдений учащихся. Ведение дневника наблюдения (с помощью родителей) |
В течение летних каникул |
2 класс
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1 |
Помощь в организации исследовательской работы детей |
1 |
2 |
Помощь в организации и проведении экспериментов с комнатными растениями |
1 |
3 |
Проведение консультаций для родителей по группам.
|
1 |
4 |
Проведение консультаций для родителей по группам.
|
1 |
5 |
Индивидуальные консультации для родителей. Оформление работы и создание презентации |
1 |
6 |
Подготовка тезисов для выступления на конференции |
1 |
7 |
Организация летних наблюдений учащихся. Ведение дневника наблюдения (с помощью родителей) |
В течение летних каникул |
3 класс
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1 |
Помощь в организации исследовательской работы детей |
1 |
2 |
Помощь в организации и проведении экспериментов с домашними животными |
1 |
3 |
Проведение консультаций для родителей по группам |
1 |
4 |
Оформление работы. Соответствие содержания работы сформулированной теме, поставленной цели и задачам |
1 |
5 |
Индивидуальные консультации для родителей. Оформление работы и создание презентации |
1 |
6 |
Подготовка тезисов для выступления на конференции |
1 |
7. |
Рекомендации родителям по организации летних наблюдений учащихся |
1 |
4 класс
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1 |
Помощь в организации исследовательской работы детей |
1 |
2 |
Помощь в организации и проведении экспериментов |
1 |
3 |
Проведение консультаций для родителей по группам |
1 |
4 |
Оформление работы. Правила оформления экспериментальной работы |
1 |
5 |
Индивидуальные консультации для родителей. Оформление работы и создание презентации |
1 |
6 |
Подготовка тезисов для выступления на конференции |
1 |
7 |
Рекомендации родителям по организации летних наблюдений учащихся |
1 |
Список литературы
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
- Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
- Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.