Программа кружка «Я – исследователь» для внеурочной деятельности младших школьников (1–4-е классы)

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4


Тип программы: модифицированный.

Возраст воспитанников: 7-10 лет.

Программа рассчитана на 135 часов.

Курс рассчитан на 1 час в неделю.

1 класс - 33 ч., 2-4 классы - по 34 ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной школе проектная деятельность занимает лидирующее место среди разнообразия направлений новейших педагогических технологий.

Проектная деятельность в школе является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач.

В первую очередь такой метод позволяет формировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности.

Основой для такой деятельности является постановка социально-значимых целей и их реализация в жизни. Результатом деятельности будет продукт, разработанный и представленный участниками проекта.

Задача педагога - координировать работу школьников для решения указанной воспитательной или учебной проблемы.

Задача проектной деятельности - создать такие условия для учащихся, при которых будет полноценным личностное развитие, а также активное формирование их жизненной позиции.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет приобрести умения планировать, организовывать свою работу, развивать творческие способности, проявлять себя в обществе.

Большинство исследователей полагают, что основоположником метода проектов был американский ученый Джон Дьюи. Он выдвинул идею, что ребенок, находясь в рамках традиционной системы образования, не способен приобрести практические навыки и применить их в жизни. Последователем взглядов Д.Дьюи был В.Х.Килпатрик, который, по сути, и ввел проектную деятельность в педагогическую систему. Он считал, что учебная программа не может быть общей для всех, результат получится только от индивидуальной деятельности учащихся. Идеи проектной деятельности в России зародились еще в начале ХХ века. Их выдвинул С.Т.Шацкий в 1905 году.

После революции метод проектов внедрялся в школьную программу под личным наблюдением Н.К.Крупской. Учитель больше не выступал источником знаний для школьников, а являлся спутником и наставником в мире познания.

В современных исследованиях проектная деятельность учащихся рассматривается как обязательная часть познавательной деятельности, мотивация к получению новых знаний, технология формирования определенных компетенций.

Существует несколько классификаций проектной деятельности, но наиболее полно виды проектов представлены в работах Е.С.Полат.

Проекты по методу или типу деятельности

1. Исследовательский проект

Имеет определенную структуру, поставленные цели и актуальный предмет исследования. Например, «Моя родословная», «Профессия мечты», «Великая Отечественная война и моя семья».

2. Творческий проект

Не имеет детализированной структуры. Результат оформлен в творческой манере. Например, кукольный театр, кулинарный поединок, детское ателье.

3. Ролево-игровой проект

Обладает открытой структурой, в которую можно внести изменения. Участники исполняют определенные роли. Такой проект подразумевает участие 3-4 школьников. Например, «Продавец одежды» (проект для урока иностранного языка, подразумевает исполнение нескольких ролей: продавец, покупатель, поставщик и т.д.).

4. Информационный проект

Основой такого проекта является сбор информации, ее дальнейший анализ и обобщение. Выбираются способы обработки информации, ставятся конечные цели. Имеет продуманную структуру. Результатом может быть реферат, доклад, статья или презентация проектной деятельности. Например, на тему «Солнечное затмение».

5. Предметно-ориентированный проект

Результат такого проекта определяется с самого начала. Он имеет продуманную структуру и определенный сценарий. Например, проект по технологии труда «Батик».

Всю проектную деятельность можно разделить на 3 части.

1. Монопроект

Подразумевает решение задач в рамках одного школьного учебного предмета.

2. Межпредметный проект

Проектная деятельность школьников происходит во внеурочное время. Такой проект подразумевает промежуточную и окончательную презентацию.

3. Надпредметный проект

Создается на стыках различных наук и выходит за рамки школьной программы.

Также проектно-исследовательская деятельность в школе рассматривается по характеру координации. В проектах с открытой координацией педагог исполняет роль консультанта, с закрытой - является полноправным членом команды.

По продолжительности выделяют:

  • краткосрочные проекты;
  • среднесрочные проекты (около 2 месяцев);
  • долгосрочные проекты (около 1 года).

Проектная деятельность в школе положительно оценивается и педагогами и учениками. Она позволяет применять творческие и неординарные способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений. Этот метод по праву является важнейшим в современной школьной педагогике.

Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами гимназии и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. А эта программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся.

Программа составлена на основе методических рекомендаций Савенкова А.И. и пособия «Я - исследователь: учебник-тетрадь для младших школьников». - Самара: Учебная литература, 2010.

При разработке программы за основу были взяты требования к подготовке исследовательских работ на научно-практических конференциях разного уровня.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
  • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
  • обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей программы является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  • развитие познавательных потребностей младших школьников;
  • развитие познавательных способностей младших школьников;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • формирование у младших школьников и родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет(1-4 классы).

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная (1-й и 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, презентация в форме защиты итогов работы;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий

Программа рассчитана на 135 часов. Курс рассчитан на 1 час в неделю.

1 класс - 33 ч., 2-4 классы - по 34 ч.

Содержание программы

Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трёх относительно самостоятельных подпрограмм:

  • самостоятельная исследовательская практика;
  • тренинг исследовательских способностей;
  • мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в её рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернёмся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Контроль и фиксация результата

Подпрограмма

Форма предъявления результата

Форма контроля

Инструмент для оценки

Подпрограмма «Тренинг»

Папка исследователя

Наличие материала по исследованию

Параметры оценки

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Сообщение-доклад

Проведенное исследование

Критерии написания исследования, мониторинг

Подпрограмма «Мониторинг»

Публичное выступление

Конференция

Критерии публичного выступления

Примерные параметры оценки:

  • умение выделить проблему;
  • умение поставить цель исследования;
  • умение сформулировать гипотезу;
  • умение выделить объект исследования;
  • умение определить предмет исследования;
  • умение описать параметры и критерии предмета исследования.

Примерные критерии исследования:

  • умение подобрать соответствующие методы исследований;
  • умение подобрать инструментарий;
  • умение запустить исследование;
  • умение осуществить анализ результатов;
  • умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования.

Примерные критерии написания исследовательской работы:

  • умение интерпретировать полученную статистику;
  • умение свернуть и развернуть информацию;
  • умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой.

Примерные критерии публичного выступления;

  • познавательная ценность темы;
  • оригинальность и ценность собранного материала;
  • исследовательское мастерство;
  • структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • методы исследования;
  • правила выбора темы и объекта исследования;
  • основные логические операции, их отличительные особенности;
  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  • классифицировать;
  • обобщать;
  • отбирать все возможные варианты решения;
  • переключаться с одного поиска решения на другой;
  • составлять план действий по своей работе;
  • рассматривать объект с различных точек зрения;
  • составлять задания по предложенной теме;
  • проводить самоконтроль;
  • презентовать свою работу.

Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:

  • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
  • работать в коллективе, группе;
  • презентовать работу перед аудиторией.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • представление о причинах успеха в учебе;
  • интерес к учебному материалу;
  • этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
  • знание основных моральных норм поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группами;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости.

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.

Учебно-методическое обеспечение

  • Методические и учебные пособия - для учителя: А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  • Оборудование и приборы -
    • Персональный компьютер;
    • Мультимедийный проектор.
  • Дидактический материал -
  • Презентации;
  • Карточки и раздаточный материал.

Примерное учебно-тематическое планирование 1 класс (1 ч. в неделю - 33 ч.)

Примерное учебно-тематическое планирование 1 класс (1 ч. в неделю - 33 ч.)

Тема

Кол-во часов

1

Что такое исследование

1

2

Как выбрать тему исследования

1

3

Наблюдение и наблюдательность

1

4-5

Развитие умений видеть проблемы. Как рождаются гипотезы

2

6

Как задавать вопросы

1

7-8

Составление плана исследования. Знакомство с методами исследования

2

9-10

Что такое эксперимент. Эксперименты с реальными объектами

2

11

Знакомство с логикой. Понятия

1

12-13

Как работать с книгой

2

14

Учимся выделять главное и второстепенное

1

15-16

Как делать схемы

2

17-18

Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ

2

19-20

Как сделать сообщение о результатах исследования

2

21

Коллективная игра-исследование «Дикие и домашние животные»

1

22

Коллективная игра-исследование «Огонь - друг или враг?»

1

23

Коллективная игра-исследование «Светофор»

1

24-29

Групповой исследовательский проект «Портрет первоклассника»

6

30

Семинар. Подготовка исследовательских работ к защите

1

31

Классная научно-практическая конференция

1

32-33

Анализ защиты исследовательских работ

2

2 класс (1 ч. в неделю - 34ч.)

Тема

Кол-во часов

1

Что такое исследование

1

2

Выбор темы исследования

1

3

Цель и задачи исследования

1

4

Учимся вырабатывать гипотезы

1

5

Какими могут быть вопросы

1

6-7

Методы исследования

2

8

Наблюдения за комнатными растениями

1

9-10

Эксперименты с растениями

2

11-12

Как работать с книгой

2

13-14

Учимся выделять главное и второстепенное

2

15

Как делать схемы

1

16

Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ

2

17-18

Как делать схемы

2

19-20

Как сделать сообщение о результатах исследования

2

21

Коллективная игра-исследование «Разнообразие растений»

1

22

Коллективная игра-исследование «Комнатные растения»

1

23

Коллективная игра-исследование «Красная книга»

1

24-29

Групповой исследовательский проект
«Мир комнатных растений»

6

30

Семинар. Подготовка исследовательских работ к защите

1

31

Классная научно-практическая конференция

1

32-33

Анализ защиты исследовательских работ

2

34

Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы

1

3 класс (1 ч. в неделю - 34 ч.)

Тема

Кол-во часов

1

Результаты летних наблюдений учащихся за объектами природы

1

2

Какими могут быть темы исследования

1

3

Учимся вырабатывать гипотезы

1

4

Классификация вопросов

1

5

Выбор методов исследования. Учимся наблюдать за животными

1

6

Мысленные эксперименты и эксперименты с реальными объектами

1

7

Эксперименты с домашними животными

1

8

Знакомство с логикой. Суждения и умозаключения

1

9-10

Как работать с книгой

2

11

Учимся выделять главное и второстепенное.
Как делать схемы. Графические схемы «Паучок», «Дерево»

1

12

Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ

1

13

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

14-19

Групповой исследовательский проект «Соседи по планете»

6

20-21

Классная научно-практическая конференция

2

22-23

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

2

24-25

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

2

26-27

Экспресс-исследование

2

28

Семинар по итогам экскурсии

1

29-30

Подготовка собственных работ к защите

2

31-32

Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся 3класса

2

33

Анализ защиты исследовательских работ

1

34

Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы

1

4 класс (1 ч. в неделю - 34 ч.)

Тема

Кол-во часов

1-2

Результаты летних исследований учащихся за объектами природы

2

3

Правила выбора темы исследования

1

4

Учимся вырабатывать гипотезы

1

5

Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения

1

6

Выбор методов исследования

1

7

Мысленные эксперименты и эксперименты с реальными объектами

1

8

Знакомство с логикой. Что такое парадоксы

1

9

Знакомство с логикой. Метафора и метафоричность суждений в исследовании

1

10

Методика работы с текстом

1

11

Как делать графические схемы

1

12

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

13-18

Групповой исследовательский проект «Экология человека»

6

19

Классная научно-практическая конференция

1

20

Анализ защиты исследовательских работ

1

21

Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ

1

22-23

Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

2

24-25

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

2

26-27

Экспресс-исследование

2

28-29

Семинар по итогам экскурсии

2

30-31

Подготовка собственных работ к защите

2

32-33

Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся 4класса

2

34

Анализ защиты исследовательских работ

1

Работа с родителями

1 класс

Тема занятий

Кол-во часов

1

Ознакомление родителей с методикой организации и руководства исследовательской работой детей.
Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования

1

2

Цель и задачи исследования. Гипотезы исследования. Методы исследования

1

3

Проведение консультаций для родителей по группам.
Организация исследования. Как вести наблюдение. Ведение дневника наблюдения

1

4

Сбор информации. Подбор литературы

1

5

Индивидуальные консультации для родителей. Требования к оформлению работы

1

6

Индивидуальные консультации для родителей. Основные требования к созданию презентации

1

7

Подготовка тезисов для выступления на конференции

1

8

Организация летних наблюдений учащихся. Ведение дневника наблюдения (с помощью родителей)

В течение летних каникул

2 класс

Тема занятий

Кол-во часов

1

Помощь в организации исследовательской работы детей

1

2

Помощь в организации и проведении экспериментов с комнатными растениями

1

3

Проведение консультаций для родителей по группам.
Оформление работы. Требования к структуре работы

1

4

Проведение консультаций для родителей по группам.
Создание презентаций к работе

1

5

Индивидуальные консультации для родителей. Оформление работы и создание презентации

1

6

Подготовка тезисов для выступления на конференции

1

7

Организация летних наблюдений учащихся. Ведение дневника наблюдения (с помощью родителей)

В течение летних каникул

3 класс

Тема занятий

Кол-во часов

1

Помощь в организации исследовательской работы детей

1

2

Помощь в организации и проведении экспериментов с домашними животными

1

3

Проведение консультаций для родителей по группам

1

4

Оформление работы. Соответствие содержания работы сформулированной теме, поставленной цели и задачам

1

5

Индивидуальные консультации для родителей. Оформление работы и создание презентации

1

6

Подготовка тезисов для выступления на конференции

1

7.

Рекомендации родителям по организации летних наблюдений учащихся

1

4 класс

Тема занятий

Кол-во часов

1

Помощь в организации исследовательской работы детей

1

2

Помощь в организации и проведении экспериментов

1

3

Проведение консультаций для родителей по группам

1

4

Оформление работы. Правила оформления экспериментальной работы

1

5

Индивидуальные консультации для родителей. Оформление работы и создание презентации

1

6

Подготовка тезисов для выступления на конференции

1

7

Рекомендации родителям по организации летних наблюдений учащихся

1

Список литературы

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  2. Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
  3. Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.