Возрастная группа: 4-6 классы.
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит выполнить письменные задания. Время выполнения заданий соревновательного тура - 1 астрономический час (60 минут).
Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:
- не спеша, внимательно прочитайте задание;
- обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;
- если Вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные, которые указаны в вопросе;
- особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить Ваше мнение с учетом анализа поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения). Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию.
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Сумма |
Максимальный балл |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
7 |
5 |
6 |
8 |
7 |
55 |
Балл участника |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись проверяющего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 1 (5 баллов)
В словарях, справочных изданиях, учебниках некоторые термины принято сокращать. Расшифруйте данные ниже сокращения (или пометы) лингвистических терминов:
1) буд. время - _______________________
2) доп. - ____________________________
3) нарицат. сущ. - ____________________
4) 2 л. -
5) мягк. согл. - _______________________
Задание № 2 (4 балла)
Укажите термин по его определению.
_________________ - это член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?
Приведите пример такого члена предложения. Составьте с ним своё предложение.
______________________________
Каким членом предложения является выделенное слово в данном ниже предложении?
На столе стояла ваза из керамики.
Задание № 3 (5 баллов)
Прочитайте текст.
Самое глубокое озеро мира - это пресноводный красавец Байкал. Подсчитано, что на Байкале хозяйничают до сорока ветров, разных по характеру и по нраву. 1)… - этот северо-восточный ветер дует только в средней части озера, начинаясь в Баргузинской долине, по которой течёт река Баргузин, впадающая в Байкал. Название ветра стало широко известным благодаря стихотворению поэта-сибиряка XIX века Д.П.Давыдова «Думы беглеца на Байкале», которое начинается так:
Славное море - привольный Байкал,
Славный корабль - омулёвая бочка.
Ну, 2)…, пошевеливай вал.
Плыть молодцу недалечко.
Другой ветер - 3)… - северный, получил своё название от реки Ангара, вытекающей из Байкала на юго-западе озера и впадающей в Енисей. Из Монголии несёт свои воды река Селенга, на юго-востоке она впадает в Байкал, она дала название восточному ветру - 4)…
Вставьте в текст пропущенные слова. Укажите, к какому разряду имён существительных можно их отнести: собственные или нарицательные.
Задание № 4 (4 балла)
Внесите в первую колонку таблицы следующие слова с учётом состава слова:
хвастунишка, холодный, мартовское, холодище.
|
корень, суффикс, окончание |
|
корень, суффикс, суффикс, окончание |
|
приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание |
Задание № 5 (4 балла)
Названия ряда городов и рек Германии, Австрии, Швейцарии имеют славянские корни, так как они были даны им славянами, проживавшими в этих местах в начале нашей эры. Заполните таблицу, установив этимологию (происхождение) названий:
Берлин, Росток, Лейпциг, Цоссен.
|
от славянского: город лип |
|
от славянского: место, где вода растекается в разные стороны |
|
от славянского: бурлин (о течении реки, на которой стоит город); есть другие версии: слово произошло от основы, означающей «медведь», ср. русское слово «берлога»; образовалось от древнеславянского слова, которое можно перевести как «топь, болото» |
|
от славянского: сосны |
Задание № 6 (7 баллов)
Распределите глаголы по группам в зависимости от слова (укажите часть речи), от которого оно образовано: зеленеет, пестреет, беседует, вечереет, бороздит.
_______________________
Задание № 7 (5 баллов)
Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде:
спустя манжеты |
|
он в математике кошку съел |
|
делать из букашки слона |
|
ходить уткой |
|
бежал сломя нос |
|
Задание № 8 (6 баллов)
Запишите слова по данной транскрипции. Укажите, какими частями речи являются эти слова.
[л`э с` т`] ______________________
[с й` э с т] _____________________
[п` а т` ] _______________________
Задание № 9 (8 баллов)
Замените определения и толкования одним словом, начинающимся с буквы э.
Ярлык, табличка с надписью на каком либо предмете. |
|
Вид соревнования в беге. |
|
Крупное соединение судов военно - морского или воздушного флота |
|
Широко распространившаяся болезнь. |
|
Команда корабля, самолёта, танка. |
|
Вывоз людей, имущества в безопасное место. |
|
Справочное пособие по всем видам знаний. |
|
Поездка, путешествие группы людей с целью ознакомления. |
|
Задание № 10 (7 баллов)
Допишите к данным словам такие существительные или прилагательные, чтобы исходное слово имело прямое и переносное значение.
Стрелка (какая?) ________________
Узел (какой?) __________________
Живописная (что?) ______________
Задания, ответы и критерии оценивания
Задание № 1 (5 баллов)
В словарях, справочных изданиях, учебниках некоторые термины принято сокращать. Расшифруйте данные ниже сокращения (или пометы) лингвистических терминов:
1) буд. время -
2) доп. -
3) нарицат. сущ. -
4) 2 л. -
5) мягк. согл. -
Модель ответа и критерии.
1) буд. время - будущее время; 2) доп. - дополнение; 3) нарицат. сущ. - нарицательное существительное; 4) л. - лицо; здесь - 2 лицо; 5) мягк. согл. - мягкий согласный (звук).
По 1 баллу за каждую позицию. Всего 5 баллов.
Задание № 2 (4 балла)
Укажите термин по его определению.
_________________ - это член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?
Приведите пример такого члена предложения. Составьте с ним своё предложение.
Каким членом предложения является выделенное слово в данном ниже предложении?
На столе стояла ваза из керамики.
Модель ответа и критерии.
Определение - 1 балл. Верно приведённый пример предложения - 1 балл. Определением - 1 балл. Определением и дополнением - 2 балла. Только дополнением - баллы не ставятся. Всего 4 балла.
Задание № 3 (5 баллов)
Прочитайте текст.
Самое глубокое озеро мира - это пресноводный красавец Байкал. Подсчитано, что на Байкале хозяйничают до сорока ветров, разных по характеру и по нраву. 1)… - этот северо-восточный ветер дует только в средней части озера, начинаясь в Баргузинской долине, по которой течёт река Баргузин, впадающая в Байкал. Название ветра стало широко известным благодаря стихотворению поэта-сибиряка XIX века Д.П.Давыдова «Думы беглеца на Байкале», которое начинается так:
Славное море - привольный Байкал,
Славный корабль - омулёвая бочка.
Ну, 2)…, пошевеливай вал.
Плыть молодцу недалечко.
Другой ветер - 3)… - северный, получил своё название от реки Ангара, вытекающей из Байкала на юго-западе озера и впадающей в Енисей. Из Монголии несёт свои воды река Селенга, на юго-востоке она впадает в Байкал, она дала название восточному ветру - 4)…
Вставьте в текст пропущенные слова. Укажите, к какому разряду имён существительных можно их отнести: собственные или нарицательные.
Модель ответа и критерии.
1) баргузин, 2) баргузин, 3) ангара, 4) селенга
По 1 баллу за каждое верное слово. Это имена нарицательные (1 балл).
Если в позициях 3 и 4 слова написаны с большой буквы, а ответ «имена нарицательные», то снимается по 0,5 балла за каждую ошибку. Если дан ответ «имена собственные» и написано с большой буквы, то баллы не снимаются. Всего 5 баллов.
Задание № 4 (4 балла)
Внесите в первую колонку таблицы следующие слова с учётом состава слова:
хвастунишка, холодный, мартовское, холодище.
|
корень, суффикс, окончание |
|
корень, суффикс, суффикс, окончание |
|
приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание |
Модель ответа и критерии.
холодный, холодище |
корень, суффикс, окончание |
хвастунишка |
корень, суффикс, суффикс, окончание |
мартовское |
приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание |
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 4 балла.
Задание № 5 (4 балла)
Названия ряда городов и рек Германии, Австрии, Швейцарии имеют славянские корни, так как они были даны им славянами, проживавшими в этих местах в начале нашей эры. Заполните таблицу, установив этимологию (происхождение) названий:
Берлин, Росток, Лейпциг, Цоссен.
|
от славянского: город лип |
|
от славянского: место, где вода растекается в разные стороны |
|
от славянского: бурлин (о течении реки, на которой стоит город); есть другие версии: слово произошло от основы, означающей «медведь», ср. русское слово «берлога»; образовалось от древнеславянского слова, которое можно перевести как «топь, болото» |
|
от славянского: сосны |
Модель ответа и критерии.
Лейпци |
от славянского: город лип |
Росток |
от славянского: место, где вода растекается в разные стороны |
Берлин |
от славянского: бурлин (о течении реки, на которой стоит город); есть другие версии: слово произошло от основы, означающей «медведь», ср. русское слово «берлога»; образовалось от древнеславянского слова, которое можно перевести как «топь, болото» |
Цоссен. |
от славянского: сосны |
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 4 балла.
Задание № 6 (7 балла)
Распределите глаголы по группам в зависимости от слова (укажите часть речи), от которого оно образовано: зеленеет, пестреет, беседует, вечереет, бороздит.
Модель ответа и критерии.
От имени существительного (1 балл): беседует, бороздит, вечереет.
От имени прилагательного (1 балл): зеленеет, пестреет.
За каждый глагол - 1 балл. Всего 7 баллов.
Задание № 7 (5 баллов)
Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде:
спустя манжеты |
|
он в математике кошку съел |
|
делать из букашки слона |
|
ходить уткой |
|
бежал сломя нос |
|
Модель ответа и критерии.
спустя манжеты |
спустя рукава |
он в математике кошку съел |
он в математике собаку съел |
делать из букашки слона |
делать из мухи слона |
ходить уткой |
ходить гоголем |
бежал сломя нос |
бежал сломя голову |
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 5 балла.
Задание № 8 (6 баллов)
Запишите слова по данной транскрипции. Укажите, какими частями речи являются эти слова.
[л`э с` т`] ____________________________
[с й` э с т] ____________________________
[п` а т` ] _______________________________
Модель ответа и критерии.
[л`э с` т`] - лесть (сущ.), лезть (гл.)
[с й` э с т] - съест (гл.), съезд (сущ.)
[п` а т` ] - пять (числ.), пядь (сущ.)
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 6 балла.
Задание № 9 (8 баллов)
Замените определения и толкования одним словом, начинающимся с буквы э.
Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете. |
|
Вид соревнования в беге. |
|
Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота |
|
Широко распространившаяся болезнь. |
|
Команда корабля, самолёта, танка. |
|
Вывоз людей, имущества в безопасное место. |
|
Справочное пособие по всем видам знаний. |
|
Поездка, путешествие группы людей с целью ознакомления. |
|
Модель ответа и критерии.
Ярлык, табличка с надписью на каком либо предмете |
Этикетка |
Вид соревнования в беге. |
Эстафета |
Крупное соединение судов военно - морского или воздушного флота |
Эскадра |
Широко распространившаяся болезнь. |
Эпидемия |
Команда корабля, самолёта, танка. |
Экипаж |
Вывоз людей, имущества в безопасное место. |
Эвакуация |
Справочное пособие по всем видам знаний. |
Энциклопедия |
Поездка, путешествие группы людей с целью ознакомления. |
Экскурсия |
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 8 балла.
Задание № 10 (7 баллов)
Допишите к данным словам такие существительные или прилагательные, чтобы исходное слово имело прямое и переносное значение.
Стрелка (какая?) ______________________
Узел (какой?) _________________________
Живописная (что?) _____________________
Модель ответа и критерии.
Стрелка (какая?) часовая, железнодорожная.
Узел (какой?) верёвочный, морской (транспортный).
Живописная (что?) картина, местность.
За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 7 балла.