Олимпиадные задания по русскому языку (школьный этап). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Возрастная группа: 4-6 классы.

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить письменные задания. Время выполнения заданий соревновательного тура - 1 астрономический час (60 минут).

Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:

  • не спеша, внимательно прочитайте задание;
  • обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;
  • если Вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные, которые указаны в вопросе;
  • особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить Ваше мнение с учетом анализа поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения). Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма

Максимальный балл

5

4

5

4

4

7

5

6

8

7

55

Балл участника

Подпись проверяющего

Задание № 1 (5 баллов)

В словарях, справочных изданиях, учебниках некоторые термины принято сокращать. Расшифруйте данные ниже сокращения (или пометы) лингвистических терминов:

1) буд. время - _______________________

2) доп. - ____________________________

3) нарицат. сущ. - ____________________

4) 2 л. -

5) мягк. согл. - _______________________

Задание № 2 (4 балла)

Укажите термин по его определению.

_________________ - это член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?

Приведите пример такого члена предложения. Составьте с ним своё предложение.

______________________________

Каким членом предложения является выделенное слово в данном ниже предложении?

На столе стояла ваза из керамики.

Задание № 3 (5 баллов)

Прочитайте текст.

Самое глубокое озеро мира - это пресноводный красавец Байкал. Подсчитано, что на Байкале хозяйничают до сорока ветров, разных по характеру и по нраву. 1)… - этот северо-восточный ветер дует только в средней части озера, начинаясь в Баргузинской долине, по которой течёт река Баргузин, впадающая в Байкал. Название ветра стало широко известным благодаря стихотворению поэта-сибиряка XIX века Д.П.Давыдова «Думы беглеца на Байкале», которое начинается так:

Славное море - привольный Байкал,
Славный корабль - омулёвая бочка.
Ну, 2)…, пошевеливай вал.
Плыть молодцу недалечко.

Другой ветер - 3)… - северный, получил своё название от реки Ангара, вытекающей из Байкала на юго-западе озера и впадающей в Енисей. Из Монголии несёт свои воды река Селенга, на юго-востоке она впадает в Байкал, она дала название восточному ветру - 4)…

Вставьте в текст пропущенные слова. Укажите, к какому разряду имён существительных можно их отнести: собственные или нарицательные.

Задание № 4 (4 балла)

Внесите в первую колонку таблицы следующие слова с учётом состава слова:

хвастунишка, холодный, мартовское, холодище.

корень, суффикс, окончание

корень, суффикс, суффикс, окончание

приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

Задание № 5 (4 балла)

Названия ряда городов и рек Германии, Австрии, Швейцарии имеют славянские корни, так как они были даны им славянами, проживавшими в этих местах в начале нашей эры. Заполните таблицу, установив этимологию (происхождение) названий:

Берлин, Росток, Лейпциг, Цоссен.

от славянского: город лип

от славянского: место, где вода растекается в разные стороны

от славянского: бурлин (о течении реки, на которой стоит город); есть другие версии: слово произошло от основы, означающей «медведь», ср. русское слово «берлога»; образовалось от древнеславянского слова, которое можно перевести как «топь, болото»

от славянского: сосны

Задание № 6 (7 баллов)

Распределите глаголы по группам в зависимости от слова (укажите часть речи), от которого оно образовано: зеленеет, пестреет, беседует, вечереет, бороздит.

_______________________

Задание № 7 (5 баллов)

Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде:

спустя манжеты

он в математике кошку съел

делать из букашки слона

ходить уткой

бежал сломя нос

Задание № 8 (6 баллов)

Запишите слова по данной транскрипции. Укажите, какими частями речи являются эти слова.

[л`э с` т`] ______________________
[с й` э с т] _____________________
[п` а т` ] _______________________

Задание № 9 (8 баллов)

Замените определения и толкования одним словом, начинающимся с буквы э.

Ярлык, табличка с надписью на каком либо предмете.

Вид соревнования в беге.

Крупное соединение судов военно - морского или воздушного флота

Широко распространившаяся болезнь.

Команда корабля, самолёта, танка.

Вывоз людей, имущества в безопасное место.

Справочное пособие по всем видам знаний.

Поездка, путешествие группы людей с целью ознакомления.

Задание № 10 (7 баллов)

Допишите к данным словам такие существительные или прилагательные, чтобы исходное слово имело прямое и переносное значение.

Стрелка (какая?) ________________

Узел (какой?) __________________

Живописная (что?) ______________


Задания, ответы и критерии оценивания

Задание № 1 (5 баллов)

В словарях, справочных изданиях, учебниках некоторые термины принято сокращать. Расшифруйте данные ниже сокращения (или пометы) лингвистических терминов:

1) буд. время -

2) доп. -

3) нарицат. сущ. -

4) 2 л. -

5) мягк. согл. -

Модель ответа и критерии.

1) буд. время - будущее время; 2) доп. - дополнение; 3) нарицат. сущ. - нарицательное существительное; 4) л. - лицо; здесь - 2 лицо; 5) мягк. согл. - мягкий согласный (звук).

По 1 баллу за каждую позицию. Всего 5 баллов.

Задание № 2 (4 балла)

Укажите термин по его определению.

_________________ - это член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?

Приведите пример такого члена предложения. Составьте с ним своё предложение.

Каким членом предложения является выделенное слово в данном ниже предложении?

На столе стояла ваза из керамики.

Модель ответа и критерии.

Определение - 1 балл. Верно приведённый пример предложения - 1 балл. Определением - 1 балл. Определением и дополнением - 2 балла. Только дополнением - баллы не ставятся. Всего 4 балла.

Задание № 3 (5 баллов)

Прочитайте текст.

Самое глубокое озеро мира - это пресноводный красавец Байкал. Подсчитано, что на Байкале хозяйничают до сорока ветров, разных по характеру и по нраву. 1)… - этот северо-восточный ветер дует только в средней части озера, начинаясь в Баргузинской долине, по которой течёт река Баргузин, впадающая в Байкал. Название ветра стало широко известным благодаря стихотворению поэта-сибиряка XIX века Д.П.Давыдова «Думы беглеца на Байкале», которое начинается так:

Славное море - привольный Байкал,
Славный корабль - омулёвая бочка.
Ну, 2)…, пошевеливай вал.
Плыть молодцу недалечко.

Другой ветер - 3)… - северный, получил своё название от реки Ангара, вытекающей из Байкала на юго-западе озера и впадающей в Енисей. Из Монголии несёт свои воды река Селенга, на юго-востоке она впадает в Байкал, она дала название восточному ветру - 4)…

Вставьте в текст пропущенные слова. Укажите, к какому разряду имён существительных можно их отнести: собственные или нарицательные.

Модель ответа и критерии.

1) баргузин, 2) баргузин, 3) ангара, 4) селенга

По 1 баллу за каждое верное слово. Это имена нарицательные (1 балл).

Если в позициях 3 и 4 слова написаны с большой буквы, а ответ «имена нарицательные», то снимается по 0,5 балла за каждую ошибку. Если дан ответ «имена собственные» и написано с большой буквы, то баллы не снимаются. Всего 5 баллов.

Задание № 4 (4 балла)

Внесите в первую колонку таблицы следующие слова с учётом состава слова:

хвастунишка, холодный, мартовское, холодище.

корень, суффикс, окончание

корень, суффикс, суффикс, окончание

приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

Модель ответа и критерии.

холодный, холодище

корень, суффикс, окончание

хвастунишка

корень, суффикс, суффикс, окончание

мартовское

приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 4 балла.

Задание № 5 (4 балла)

Названия ряда городов и рек Германии, Австрии, Швейцарии имеют славянские корни, так как они были даны им славянами, проживавшими в этих местах в начале нашей эры. Заполните таблицу, установив этимологию (происхождение) названий:

Берлин, Росток, Лейпциг, Цоссен.

от славянского: город лип

от славянского: место, где вода растекается в разные стороны

от славянского: бурлин (о течении реки, на которой стоит город); есть другие версии: слово произошло от основы, означающей «медведь», ср. русское слово «берлога»; образовалось от древнеславянского слова, которое можно перевести как «топь, болото»

от славянского: сосны

Модель ответа и критерии.

Лейпци

от славянского: город лип

Росток

от славянского: место, где вода растекается в разные стороны

Берлин

от славянского: бурлин (о течении реки, на которой стоит город); есть другие версии: слово произошло от основы, означающей «медведь», ср. русское слово «берлога»; образовалось от древнеславянского слова, которое можно перевести как «топь, болото»

Цоссен.

от славянского: сосны

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 4 балла.

Задание № 6 (7 балла)

Распределите глаголы по группам в зависимости от слова (укажите часть речи), от которого оно образовано: зеленеет, пестреет, беседует, вечереет, бороздит.

Модель ответа и критерии.

От имени существительного (1 балл): беседует, бороздит, вечереет.

От имени прилагательного (1 балл): зеленеет, пестреет.

За каждый глагол - 1 балл. Всего 7 баллов.

Задание № 7 (5 баллов)

Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде:

спустя манжеты

он в математике кошку съел

делать из букашки слона

ходить уткой

бежал сломя нос

Модель ответа и критерии.

спустя манжеты

спустя рукава

он в математике кошку съел

он в математике собаку съел

делать из букашки слона

делать из мухи слона

ходить уткой

ходить гоголем

бежал сломя нос

бежал сломя голову

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 5 балла.

Задание № 8 (6 баллов)

Запишите слова по данной транскрипции. Укажите, какими частями речи являются эти слова.

[л`э с` т`] ____________________________

[с й` э с т] ____________________________

[п` а т` ] _______________________________

Модель ответа и критерии.

[л`э с` т`] - лесть (сущ.), лезть (гл.)

[с й` э с т] - съест (гл.), съезд (сущ.)

[п` а т` ] - пять (числ.), пядь (сущ.)

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 6 балла.

Задание № 9 (8 баллов)

Замените определения и толкования одним словом, начинающимся с буквы э.

Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.

Вид соревнования в беге.

Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота

Широко распространившаяся болезнь.

Команда корабля, самолёта, танка.

Вывоз людей, имущества в безопасное место.

Справочное пособие по всем видам знаний.

Поездка, путешествие группы людей с целью ознакомления.

Модель ответа и критерии.

Ярлык, табличка с надписью на каком либо предмете

Этикетка

Вид соревнования в беге.

Эстафета

Крупное соединение судов военно - морского или воздушного флота

Эскадра

Широко распространившаяся болезнь.

Эпидемия

Команда корабля, самолёта, танка.

Экипаж

Вывоз людей, имущества в безопасное место.

Эвакуация

Справочное пособие по всем видам знаний.

Энциклопедия

Поездка, путешествие группы людей с целью ознакомления.

Экскурсия

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 8 балла.

Задание № 10 (7 баллов)

Допишите к данным словам такие существительные или прилагательные, чтобы исходное слово имело прямое и переносное значение.

Стрелка (какая?) ______________________

Узел (какой?) _________________________

Живописная (что?) _____________________

Модель ответа и критерии.

Стрелка (какая?) часовая, железнодорожная.

Узел (какой?) верёвочный, морской (транспортный).

Живописная (что?) картина, местность.

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 7 балла.