Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: трехзначные числа


Урок математики 5 класс.

Цели: Умение раскладывать трехзначные числа на сотни, десятки и единицы. Раскладывать трехзначные числа на разрядные слагаемые.

Задачи:

  • образовательные: создать условия для закрепления умений читать и записывать трехзначные числа, давать анализ десятичному составу;
  • коррекционно-развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, речи учащихся через включение в активный словарь математической терминологии, навыков самостоятельной работы;
  • воспитательная: содействовать воспитанию правил поведения на улице, культуры учебного труда.

План урока

  1. Организационный момент - 2 мин
  2. Оповещение темы и целей урока - 3 мин
  3. Актуализация знаний - 12 мин
  4. Динамическая пауза - 3 мин
  5. Обобщение, систематизация знаний учащихся - 15 мин
  6. Итоги урока - 3 мин
  7. Домашнее задание - 2 мин

Ход урока

1. Организационный момент

2. Оповещение темы и целей урока

3. Актуализация знаний

- Решите устно примеры: 7 + 13; 48 + 2; 76 - 70; 100 - 50.

- Давайте вспомним правило сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода через разряд. (Числа в пределах 100 без перехода через разряд складывают и вычитают поразрядно, начиная с высших разрядов.)

Решение задачи с объяснением.

- Используя рисунки и числовые данные, составьте задачу.

Выслушиваются не менее 3-х ответов детей, которые должны составить простую задачу. Обращается внимание на осмысленность составления текстов, соответствие жизненной ситуации.

- О чем говорится в задаче? (В задаче говорится о саженцах березы и ели.)

- Что говорится о саженцах березы? (Их 57.)

- Что говорится о саженцах ели? (Их количество не известно, но сказано, что на 22 саженца меньше, чем саженцев березы.)

- Назовите главный вопрос задачи. (Сколько всего саженцев ели посадили?)

- Сможем ли сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да.)

- Как узнаем, сколько саженцев ели посадили? Почему? (Из 57 вычтем 22, потому что саженцев ели на 22 меньше.)

- Решите задачу устно. (35.)

- Прочитайте задачу. (Оформлена на пленке или интерактивной доске.)

Задача. Для озеленения города посадили 57 саженцев березы, а саженцев ели - на 22 меньше. Сколько всего саженцев деревьев посадили для озеленения города?

- Чем похожи задачи, составленные вами, на задачу в тексте? (Высказывания учащихся.)

- Чем отличаются? (В первом случае задача была составлена простая, а во втором - предложена составная.)

- Что надо добавить в условие задачи, записанной на доске, чтобы она соответствовала тексту? (По ходу рассуждений добавляются фигурная скобка, знак вопроса.)

- Итак, что требуется узнать в задаче? (Сколько всего саженцев деревьев посадили для озеленения города?)

- Во сколько действий решается задача? (В два.)

- Какое арифметическое действие будем выполнять первым и почему? (Первым действием будем находить количество саженцев ели. Чтобы узнать, сколько саженцев ели надо посадить, необходимо из 57 вычесть 22, потому что их посадили меньше.)

- Что будем находить вторым действием? (Вторым действием будем находить общее количество саженцев деревьев.)

- Каким арифметическим действием ответим на главный вопрос задачи? Почему? (Сложением, потому что надо найти сумму двух слагаемых.)

Вывод актуализации знаний.

- В пределах какой разрядной единицы мы решали примеры и задачи? (В пределах 100.)

- Какое число составляет 1 сотня? (100.)

- С какой еще разрядной единицей мы знакомы? (С одной единицей тысяч.)

4. Динамическая пауза

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.

5. Обобщение, систематизация знаний учащихся

1. Упражнение «Определи, к какой группе относится».

- Сегодня закрепим знания и умения читать и записывать числа в пределах 1 000, умение давать анализ (характеристику) трехзначным числам.

- Прочитайте числа, записанные на доске: 500, 601, 410, 245, 100, 715.

- Определите, на какие группы можно разбить данные числа.

На доске карточки.

- Перечислите круглые сотни. Докажите. (500, 100; на месте разрядов - единиц и десятков - записаны нули.)

- Перечислите полные трехзначные числа. Докажите. (245, 715; присутствуют все разрядные единицы.)

- Почему остальные числа можно отнести к третьей группе? (Отсутствуют разрядные единицы.)

2. Дидактическая игра «Поймай мяч».

Учитель называет число, учащийся, поймавший мяч, должен назвать, к какой группе относится число и почему.

- Числа: 600, 700, 148, 244, 605, 110. (Числа 600, 700 - круглые сотни; числа 148, 244 - полные трехзначные числа; числа 605, 110 - неполные трехзначные числа.)

3. Работа по учебнику:

- Напишите самое большое трехзначное число. Какими цифрами записывается это число? (999).

- К какой группе отнесем число 999? (Полное трехзначное число.)

- Разложите его на разрядные слагаемые. (Сильный учащийся выполняет задание с объяснением у доски: 999 = 900 + 90 + 9.)

- Сколько разрядных слагаемых складывали? (Три.)

- Что значит разложить число 999 на разрядные слагаемые? (Значит, представить данное число в виде суммы слагаемых: 900 + 90 + 9.)

Выполнение задания 47 на с. 42.

6. Подведение итогов

- Какие числа называют трехзначными? (Числа, записанные при помощи трех цифр.)

- На какие группы делятся трехзначные числа? (Круглые сотни, полные трехзначные числа, неполные трехзначные числа.)

- Что значит разложить число на разрядные слагаемые? (Представить число в виде суммы чисел.)

7. Домашнее задание

Задание 48 (1 группа - 3, 4 ст; 2 группа - 4 столбик), с. 42.