Профориентационная работа - это комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную деятельность и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения сферы будущей профессиональной деятельности.
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» в программе воспитания занимает важное место и включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
В нашей школе модуль «Профориентация» реализуется через направления:
Направление работы
|
Мероприятия |
Циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего. |
Круглые столы, встречи с интересными людьми, дискуссионные клубы по вопросам профориентационной работы. |
Профориентационные игры, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности. |
Симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (игра «Кто есть кто?», «Горизонт событий», «Перспектива» и т.д.) |
Совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования. |
Цикл уроков Всероссийского форума «Проектория», проектирование индивидуального образовательного маршрута. |
Индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии. |
Помощь родителям в профессиональном самоопределении обучающихся. |
Освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. |
Курс внеурочной деятельности «Мой выбор», «Профессии моего села», «Профессиональные династии», «Профессии моей семьи». |
Какая же профориентационная работа проводится на уроках английского языка?
Уроки английского языка имеют профессионально-педагогическую направленность, что является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса и могут внести большой вклад в решение задач профессионального воспитания и образования. Владение иностранным языком является одним из требований современного общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их профессиональной подготовки. Поэтому одной из целей обучения профессиональному ориентированию на уроках английского языка является формирование у школьников коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей будущей профессии.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, например литературы, истории, искусства, географии, математики и др.)
- многоуровневостью (с одной стороны необходимость овладения различными аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности)
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Иностранный язык, призванный научить иноязычному общению, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности.
Задачи, реализуемые на уроках английского языка направленные на профессиональное становление личности.
- развивать индивидуальные способности учащихся, их склонности и интересы (в том числе и профессиональные), что осуществляется через работу по совершенствованию памяти, внимания, мышления обучающихся;
- воспитывать у детей трудолюбие, настойчивость, активность, сознательность, самостоятельность мысли и действий через активное включение их в деятельность иноязычного общения;
- совершенствовать учебные умения школьников работать с книгой, со словами, со справочной литературой, реферировать иноязычные тексты;
- формировать у обучающихся специфические коммуникативные умения, например: вступать в беседу и вести ее, принимать и решать определенные коммуникативные задачи, необходимые в любой профессиональной деятельности;
- познакомить учащихся с разными видами трудовой профессиональной деятельности;
- расширить круг образовательных и учебных ситуаций с ориентацией на будущую профессию;
- помочь решить задачу профессионального самоопределения учащихся.
Иностранный язык, как учебный предмет, имеет для решения этих задач эффективные средства.
На уроках иностранного языка ведется определенная работа по профориентации учащихся. Знакомство с миром профессий начинается во втором классе, (как и обучение иностранному языку), где дети знакомятся с такими общеизвестными профессиями, как учитель, врач, инженер, строитель, шофер, летчик, медсестра, ветеринар, певец, актер и др. В этом же году обучения по теме «Семья» мы говорим о профессиях наших родных и близких. Детям очень интересна тема «Профессии», и задается много вопросов о профессиях их родителей и родных, которые не входят в лексику этого года, но хочется знать (парикмахер, бухгалтер, домохозяйка, авторемонтник, юрист и др.) В этом же классе мы отвечаем на вопрос What do you want to be? - Kем бы ты хотел стать? Чаще всего дети выбирают профессии родителей. Говорим и рассуждаем о том, что делают люди этих профессий, какими качествами должны обладать, подчеркиваем, что уважать надо любой труд и любую профессию. Дети делают рисунки, выполняют творческие работы «Моя семья», в которых рассказывают о членах своей семьи и обязательно указывают и то, кто кем работает.
В третьем классе дети уже могут назвать профессию, описать внешний вид и сказать, какими качествами должен обладать человек той или иной профессии (их словарный запас пополнятся такими прилагательными, как kind (добрый), polite (вежливый), strong (сильный), careful (старательный, внимательный), serious (серьезный), funny (веселый), clever/smart (умный/сообразительный).
В четвертом классе дети уже могут не только назвать профессию, рассказать, какими качествами характера должен обладать человек, избравший эту профессию, но и ответить на вопросы, где работают их родители или родственники (в офисе/ на заводе/ в поликлинике или больнице/ в гараже или в магазине - т.е. назвать объект), а также, сказать, чем они занимаются (лечат больных людей или зверей, чинят машины или учат студентов). Т.е. с каждым годом круг затрагиваемых специальной расширяется, изучение функциональных обязанностей и особенностей той или иной профессии углубляется.
В 11 классе обсуждаем различные профессии, говорим о преимуществах и недостатках тех или иных профессий, обсуждаем необычные и редкие профессии и обсуждаем, какими чертами характера должны обладать люди той или иной профессии. Говорим об условиях работы, учимся заполнять анкету при приеме на работу.
На уроках затрагиваются разные темы, отрабатываются аутентичные тексты, затрагивающие культуру, историю, географию англоговорящих стран и своей страны, т.е. есть возможность знакомства с такими профессиями, как географ, историк, археолог, архитектор, психолог и др.; техническими специальностями - исследователь, испытатель, программист и др. И конечно, специальности, непосредственно связанные с областью «филология»: учитель, преподаватель, лингвист, специалисты в области международных и общественных отношений, международного права, информационных технологий, международного туризма, внешней торговли, журналист-международник, искусствовед, переводчики («говорящие» и «немые» - литературные, технические), гиды-переводчики. Таким образом, знакомство с миром профессий постоянно продолжается и углубляется.
Большое внимание на уроках уделяется роли и значению иностранного языка для дальнейшей профессиональной деятельности.
Развивая интерес к предмету, учитель использует различные формы организации образовательного процесса. Это позволяет школьникам в большей степени проявлять активность и самостоятельность в применении знаний. Специфика формирования профессионального самосознания у учащихся на уроках английского языка - это выход на актуальные проблемы, использование форм делового, неформального общения на занятиях, применение диалоговых форм общения.
Процесс формирования профессионального самосознания у учащихся будет эффективным, если учитель обеспечит комфортные условия для школьников, выявит возрастные интересы учащихся. Оттого, насколько удачно складывается профессиональная деятельность, во многом зависит наше отношение к своей жизни в целом.
В заключение хотелось бы отметить, что урок иностранного языка по своим методам, целям, задачам и содержанию как никакой другой предмет соответствует задачам профессионального просвещения. Систематическая и целенаправленная профессионально ориентационная деятельность создает условия для профессионального самоопределения обучающихся, успешной их адаптации и самореализации в будущей сфере деятельности.