СЛАЙД 1 - ТЕМА
Школа - это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора.
Главная цель медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей)
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня стресса в школе и сохранения добрых отношений.
Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов?
Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. А поскольку Томасом Мором никто из нас себя не считает, давайте будем более реалистичными и для начала честно признаем проблему, а затем обсудим один из способов ее решения.
Итак, школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное - научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон. Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона, нейтральное лицо - медиатор.
СЛАЙД 2
«Медиация (посредничество) - это переговоры между двумя конфликтующими сторонами в присутствии третьего лица (медиатора), который следит за тем, чтобы переговоры велись в определенных структурированных рамках.
Цель медиации - добиться соглашения между сторонами. При этом все решения относительно предмета переговоров и способа разрешения конфликта принимает не медиатор, а сами стороны.
Но медиация - это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников.
Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью.
СЛАЙД 3
«Школьная медиация - метод, использующий медиацию в учебно-воспитательном процессе. Он призван помогать всем участникам образовательного процесса в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия. Для метода "школьная медиация" школа - это "школа жизни", "школа социального взаимодействия" и школа коммуникации (общения)". Помимо медиации как процедуры разрешения споров, метод школьной медиации включает и "медиативный подход" - инструмент позитивного общения между взрослыми и детьми, построенный на принципах добровольности, открытости, принятия, уважения друг к другу.
СЛАЙД 4
Современное поколение школьников отличается повышенным уровнем конфликтности. Отмечен рост конфликтов среди одноклассников, между родителями и педагогами, между обучающимися и учителями. Однако, большую опасность представляют конфликты в подростковой среде. Решая конфликтные ситуации, дети проявляют агрессию, противоправные действия. Все это перерастают в перераспределение и завоевание власти и статуса, борьбу за свое место в коллективе и стремление действовать безнаказанно, становятся способом самоутверждения.
Мы понимаем, что ребенок проводит в школе большую часть своего времени, на протяжении девяти или одиннадцати лет ежедневно он возвращается в школьную среду. От успешности этой школьной среды будет зависеть очень многое в дальнейшей жизни этого человека. А если конфликт? Ребенок не желает идти в школу. Отношения со сверстниками испорчены. Дружить не с кем. Ребенок чувствует себя отверженным. Что делать в этой ситуации?
СЛАЙД 5
Средства разрешения конфликтов ребенок получает из окружающего его социума. Если в окружении основными средствами реагирования на конфликт является агрессия, возникает риск, что именно этот способ освоит ребенок и будет использовать в своей дальнейшей жизни.
СЛАЙД 6
Весь груз ответственности за решение конфликтов лежит на классном руководителе. Часто педагоги-предметники не могут самостоятельно без помощи классных руководителей или вышестоящих должностных лиц решить конфликтные ситуации. Зачастую конфликты на уровне педагог - родитель заканчиваются в КДН, переводом ребенка в другую школу. Есть конфликты, которые тянутся годами и решаются только при получении аттестата с уходом ребенка из школы.
СЛАЙД 7
Медиация в школе или «Служба примирения» - это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе. Она должна создавать условия «не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов». «Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся».
СЛАЙД 8
ЦЕЛЬ школьной службы примирения - формировать умение обучающихся, работников организации и педагогов цивилизованно и конструктивно решать конфликты; Помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.
СЛАЙД 9
«ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ»
Понятие «восстановительная» указывает на важность восстановления человеческих отношений.
Восстановительная медиация - процесс, в котором ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости ‒ о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций».
СЛАЙД 10
В ходе восстановительной медиации применяются разнообразные техники:
- медиативная беседа,
- диалог,
- мозговой штурм,
- переговоры,
- методы решение проблемы,
- метод разработки решений (Бессимер Х.),
- методы активного слушание,
- пассивное слушание,
- перефразирование,
- воздействия на один из компонентов конфликта (Бессимер Х.),
- «отражение чувств и состояний»,
- «упражнение «Я-высказывания» (обращаться к оппоненту необходимо от своего «Я») и др.
СЛАЙД 11
В процессе медиации создаются такие условия, где обе стороны конфликта, чувствуют себя в безопасности и могут быть искренними. А для этого создаются условия для соблюдения принципа конфиденциальности, в основе которого лежит то, что после процедуры медиации стороны не будут выносить услышанное за пределы помещения.
СЛАЙД 12
Школьная медиация - мирное решение и снижение уровня насилия и проблем в школе. Медиация - путь к гармонии.
Практическая часть. «Школьная медиация - альтернативный способ выхода из конфликта»
План проведения семинара-практикума
Вводное слово о цели семинара
У каждого человека есть две жизненные заботы: достичь личных целей и сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми. Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.
1. Просмотр видеомультфильма «МОСТ»
Обсуждение
Проанализировать видеосюжет.
1) Какие чувства испытывают участники конфликта?
2) Какие потребности испытывают участники конфликта? Почему?
(Потому что, разные интересы имеют право на существование и даже могут быть удовлетворены одновременно. Но не всегда участники спора способны самостоятельно это осознать, и тогда происходит… Что? (конфликт) И здесь им на помощь может прийти… Кто? (медиатор)
ВЫВОД: В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты - явление неизбежное. Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.
2. РАБОТА в группах
Участникам малых групп необходимо дать определение слову: МЕДИАТР, КОНФЛИКТ. (ОБСУЖДЕНИЕ в группах).
ИТОГ: Медиатор это - (независимое лицо), которого привлекают стороны в качестве посредников в урегулировании спора или конфликта для решения по возможности конструктивно.
Конфликт это - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов. Понимание сути конфликта помогает: избежать конфликт там, где это возможно, научиться правильно управлять конфликтом и конструктивно разрешать его. В связи с этим и созданы службы медиации.
3. Проблемный вопрос
Педагог-психолог предлагает каждой группе проблемный вопрос, который нужно решить с помощью метода «Мозгового штурма»:
- Группа 1. Основные причины конфликтов между учителями и учащимися
- Группа 2. Меры профилактики конфликтных ситуаций
- Группа 3. Стратегии пути решения конфликтной ситуации
- Группа 4. Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов?
- Группа 5. Конфликт и его влияние на психологическое здоровье человека
4. ОБСУЖДЕНИЕ
Каждой группе предлагается педагогическая ситуации, которую необходимо разобрать по следующим параметрам: «Неудачная реакция» на педагогическую ситуацию, прокомментировать «неудачную реакцию» с правовой точки зрения, рассмотреть все имеющиеся риски «неудачной реакции», дать «Правильную реакцию» на педагогическую ситуацию (конструктивный выход из сложившейся ситуации). ОБСУЖДЕНИЕ
ВЫВОД: Очень важно знать и понимать. Что говорить? Как говорить?
При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать и как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).
Как показала работа с учителями, многие из них затрудняются в проведении диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями. В общении учителя с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи.
Как правило, грубое, резкое замечание учителя вызывает ответную грубость со стороны ученика, а заканчивается такое «общение» заявлением учителя: «Выйди из класса!»
Ученик редко ответит грубостью на спокойное, доброжелательное обращение к нему учителя (без сарказма и злой иронии), в этом случае он или виновато молчит, или оправдывается, а иногда заплачет, извинится перед учителем.
Когда же учитель видит не только ученика, нарушившего дисциплину, совершившего плохой поступок, но и ребенка, попавшего в беду, которому грозит наказание, и проявит сочувствие, желание помочь, выражает огорчение и сожаление о случившемся, то тем самым создается определенный эмоциональный фон, который объединяет разговаривающих общими переживаниями, сближает их позиции в общении.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ работы групп
Вывод.
Заключение
Хотелось бы рассказать вам одну мудрую притчу:
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково». И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял. Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.
Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится! Спасибо за внимание!