Определение сущности понятия «навык двухголосного пения» основано на сочетании двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. В то же время важным фактором является особый колорит двухголосного звучания, который обогащает хоровую исполнительскую палитру.
По мнению Е.В.Давыдова, можно говорить о том, что двухголосная фактура - это самостоятельное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся раздельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения детей в младшем хоре.
Мы считаем, что рассматривая процесс формирования навыка двухголосного пения, как моторно-двигательный акт вокально-хоровой деятельности, основанный на установлении взаимосвязи между его компонентами (автономность, переключаемость, точное интонирование, выразительность), эффективным средством формирования навыка двухголосного пения младших школьников на уроках музыки является алгоритм реализации вокально-хоровых приёмов, соотнесенных с его компонентами.
Говоря про автономность, мы отмечаем, что это характеристика высокоорганизованных (технических, биологических, социальных и других) систем, согласно которой функционирование и поведение определяется их внутренними основаниями и не зависит от воздействия внешней среды и других систем. Т.е. автономность подразумевает подсознательно-организованное действие вокалиста, которое на мышечном уровне помогает добиться определённых результатов: мысленное пение, диафрагмально дыхание и головное резонирование, вне зависимости от внешнего воздействующего фактора.
Переключаемость влечёт за собой организованные действия, посредством которых возможна самостоятельная смена деятельности. Если говорить подробнее про этот компонент, стоит отметить то, что обучающийся получает возможность, в процессе формирования навыка двухголосного пения, переключится на следующий этап в работе, т.е. отвлечься от предыдущего упражнения к будущему.
Точное интонирование подразумевает качественное исполнение мелодической линии. При помощи приёмов формирования данного компонента, хочется отметить, что обучающийся, посредством уже полученных ранее вокально-хоровых навыков (ладовый и интервальный слух, координация слуха и голоса) может точно воспроизвести при помощи голоса мелодию произведения, опираясь на свой имеющийся диапазон.
Понятие выразительности говорит о том, что это способность передачи слушателям главной мысли, которая заложена в произведении и, конечно своё отношение к нему. Т.е., если говорить об этом критерии в процессе формирования навыка двухголосного пения, то можно выделить следующие упражнения: музыкальные игры с обучающимися, обязательная работа над динамикой, фразировкой, умение отражать и различать художественные средства, например, большой - маленький, злой - добрый, высокое - низкое и другое. Одним словом использовать те приёмы работы с детьми, которые помогут обучающимся донести информацию до зрителя.
В.В. Емельянов писал в своих трудах о том, что голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из лёгких через нос и рот, при этом голосовые складки создают звуковые и вибрационные колебания в проходящем через них воздухе.
Хоровое пение благотворно влияет на физическое состояние вокалистов. Опираясь на мнение Е.И.Алмазова, мы можем уверенно сказать о том, что пение оказывает комплексное воздействие на организм, являясь здоровьеобразующим фактором.
Изучая труды Ю.Б.Алиева, мы можем сказать о том, что при переходе от одноголосного пения к двухголосному в детском хоре, мы не должны забывать, что основным условием этого перехода является чистое интонирование унисона. Только на основе точного и устойчивого одноголосного пения может развиваться пение гармоническое. Лучшим свидетельством этому служит факт, что в многоголосном пении строй и слитность звучания между партиями возможны только при строе и слитности звучания в каждой партии.
Очевидно, что голосообразование также тесно связано с дыханием. Дыхание - одна из основ вокального искусства. Чтобы научиться правильно петь, нужно иметь множество способностей и постоянно их развивать. Недоразвитие одного из его компонентов может привести к неправильной интонации.
Для того чтобы дыхание было достаточно глубоким и полным, необходимо взять воздух в нижнюю часть грудной клетки и раздвинуть нижние ребра в стороны. Вдох и выдох звукоизвлечения разделяет кратковременная пауза-задержка дыхания, после которой начинается выдох.
Мгновенная задержка дыхания перед выдохом является моментом фиксации положения вдоха или иначе, вдыхательной позицией. Основной задачей певческого выдоха является плавное и экономное расходование дыхания, взятого на фразу.
Главная задача выдоха при пении - плавное и экономное использование полученного на фразу дыхания. В вокально-педагогической практике наиболее целесообразным считается нижнереберно-диафрагмальное дыхание. При таком типе грудная клетка и диафрагма активно взаимодействуют. Вдох сопровождается одновременным движением диафрагмы и нижних ребер, что позволяет добиться полного вдоха.
Диафрагма сокращается, активизируются мышцы живота и концы нижних ребер, раздвигая их.
Вокальное дыхание не отличается от физиологического, потому что также состоит из вдоха и выдоха. Именно правильно организованное дыхание способствует развитию чёткой опоры во время звукообразования и способности растягивать дыхание на всю выполняемую фразу. Истинная атака обеспечивает правильное звукоизвлечение. Поющий ребенок мысленно должен представлять высоту, силу и характер исполняемой ноты.
В одной из своих методических работ Н.В.Липкань и Т.И.Позднякова пишут о том, что атака звука является началом фонации, когда дыхание и голосовые складки приводятся во взаимодействие. Различают три основных вида атаки: мягкая, твёрдая и придыхательная, см. Рис. 1.
Рис. 1. Виды атак
Хоровое пение является полезным, интересным и эффективным действием для обучающихся. Также хотелось бы отметить, что хоровое пение является общедоступным, активно вовлекает в творческий процесс. В школах этот вид деятельности на уроках музыки позволяет объединить ребят для коллективной работы, в которой каждый будет чувствовать себя на своём месте, а это тоже очень важно в детском коллективе. Этот вид деятельности позволит привить чувство прекрасного, увлечь детей потрясающим занятием, сформировать эстетическое воспитание и восприимчивость к искусству в целом.
При формировании двухголосного пения возникает автономность работы с теми навыками, которые были получены ранее. При помощи этого навыка появляется возможность эстетического воспитания и восприятия музыки, как нечто прекрасного, а также относится к искусству с определенными чувствами, такие как любовь, интерес, формирование инициативности в хоровом исполнительстве.
Опираясь на труды А.И.Пузыревского, мы можем сказать о том, что пение в школе, которое правильно организовано и поставлено, является важным для школы по нескольким направлениям: религиозным, нравственном и эстетическом. В одной из своих статей он говорил о необходимости формирования общей музыкальности, а для этого, по его мнению, лучшим является пение, доступное всем детям.
Опираясь на труды Н.А.Ветлугиной, мы можем затронуть тему эстетического воспитания. При помощи музыки, ребята могут познакомится с культурным творческим наследием, с важными общественными и историческими событиями, ведь в процессе восприятия у них расширяется кругозор, познавательный интерес, развивается эстетический вкус.
По мнению Л.А.Венгрус можно сказать, что развитие навыка двухголосного пения у школьников формирует не только эстетическое воспитание, но и также воспитывает у ребенка стремление к развитию умственных способностей, памяти, воображения, воли, эстетических чувств, которое возможно только через исполнительскую деятельность.
Вокальные навыки лежат в основе формирования голоса и слуха, а также в основе выразительного пения. Для получения положительного результата чистого интонирования у младших школьников используется приём «моделирование» вокального подражания. Когда дети становятся старше, то у них уже развита мыслительная деятельность. Они могут мысленно представить и проанализировать движение мелодии, образ, представляемый в произведении, характер песни. Это играет значимую роль в формировании творческого развития детей и формировании их способностей.
Вокальные возможности младших школьников невелики, но когда ребята начинают подпевать, они начинают выражать свои чувства, постепенно учатся вокальным и хоровым навыкам: чистым интонированием, певческой установкой, произвольным вниманием и умением работать в ансамбле.
Вокально-хоровые навыки формируются у обучающихся на первоначальных этапах музыкального образования. Благодаря им, впоследствии, велика вероятность перехода к формированию навыка двухголосного пения.
Выделяют три основных этапа формирования навыков, см. Рис. 2.
Рис. 2. Этапы формирования навыков
Опираясь на мнение Ю.К.Бабаноского, мы может утверждать, что навык - способность той или иной деятельности, которая доводится до автоматизма.
В.В.Федонюк говорил о том, что формирование - это последовательность изменений, происходящих с индивидом в течение его жизненного срока.
Понятие навык двухголосного пения включает в себя несколько компонентов: автономность, переключаемость, точное интонирование, выразительность.
Опираясь на вышеперечисленное, мы считаем, что алгоритм по формированию навыка двухголосного пения у детей младшего школьного возраста, включает в себя несколько компонентов:
- Точное интонирование, которое включает в себя мелодический и ритмический рисунок, ступени лада;
- Автономность, включающее в себя гармонический слух, мысленное пение, артикуляцию.
- Выразительность, которая сочетает в себе динамику, свободу эмоционального исполнения произведения, работа над фразировкой.
- Переключаемость, позволяющая самостоятельно перемещать внимание с задач внутри партии на общехоровые задачи, т.е слышать и точно интонировать мелодию своей партии, перераспределяя фокус внимания поочередно с партии на опорные точки в звучании партии хорового произведения.
Учитель музыки в школе, прежде чем начать работу над формированием каких-либо навыков, всегда опирается на возрастные особенности обучающихся.
В ходе работы мы уточнили определение понятия навыка двухголосного пения как моторно-двигательный акт вокально-хоровой деятельности, основанный на установлении взаимосвязи между его компонентами (автономность, переключаемость, точное интонирование, выразительность).