На современном этапе обучения иностранному языку личность ребенка и его внутренний мир являются центром внимания. Поэтому моей основной задачей, как учителя иностранного языка, является выбор методов и форм организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально развивают личность каждого ребенка. Необходимо активизировать познавательную деятельность учеников, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность.
Исходя из вышесказанного, мной была поставлена следующая цель - создание такой атмосферы на уроке, которая бы позволяла учащимся развивать познавательные и творческие навыки, помогала преодолеть стеснительность, а также обеспечивала прочное усвоение учебной программы.
Для решения поставленной задачи я использую следующие актуальные формы обучения:
Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности.
- Проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и интернет-проекты. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению английского языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу.
- Проектное обучение актуально тем, что учит ребят сотрудничеству, воспитывает такие этические ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует
Использование информационно- коммуникативных технологий.
- К ним относятся презентации в Microsoft PowerPoint (в том числе и созданные самими обучающимися, после предварительной проверки учителем), видеоролики с сайта www.Youtube.com, учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК. На этапе закрепления лексики, а также при обобщении и повторении - интерактивные задания, при контроле - интерактивные тесты, при защите проектов- компьютерные презентации.
Игры
- Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.
- Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие - коллективно. Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные - желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения. Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке или в речемыслительной задаче.
В процессе работы я использую следующие методы обучения:
- «Roundtable» (Коллективная игра на решение общей проблемы).
- Метод «Mind-Map»
- Competition in small groups (Мотивационная игра, которая побуждает детей к активности).
- «Brainstorm» (Игра, развивающая критическое мышление).
- Situation (Игра, развивающая умение быстро реагировать и фантазировать).
Приведенные выше формы заставляют учащихся анализировать мысли, прежде чем их озвучивать, ведь обязательным элементом является не только речь, но и объяснение хода собственных мыслей. Разберем некоторые из них.
«Мозговой штурм» (Brainstorm). Это метод организации совместной групповой и творческой работы в аудитории с целью повысить умственную активность участников и найти плодотворные идеи, конструктивные решения, решения сложных проблем или нестандартных ситуаций. Его целесообразно применять в самом начале решения проблемы или если этот процесс зашел в тупик. Целью этой игры является обеспечение генерации идей для неординарного решения определенной проблемы. Пересмотрим список необходимых элементов проведения «Мозгового штурма» [4].
- Необходимо выразить как можно больше идей и зафиксировать их.
- Записываются все высказанные идеи, даже на первый взгляд, бессмысленные.
- Отсутствие какой-либо критики.
- Все участники имеют одинаковые права высказать свое мнение.
Метод «Mind-Map» (Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей
Таким образом, используя вышеуказанные актуальные методы и формы изучения языка, мне удается решать одну из главных проблем - стеснительность, зажатость при общении. Постоянное проведение интерактивных занятий способствует значительному улучшению коммуникационных навыков, в результате чего исчезают внутренние ограничения. В процессе общения ребята учатся общаться с разными людьми, выражать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, участвовать в дискуссиях. Использование этих современных форм и методов в реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании английского языка позволяют увеличить количество разговорной практики на занятии, помогают усвоить материал и использовать его в дальнейших занятиях, выполняют дидактические и развивающие функции.