Дифференциация образовательного процесса – главное условие становления адаптивной модели школы

Разделы: Общепедагогические технологии


Адаптивная модель школы - разноуровневая и многопрофильная общеобразовательная массовая школа. Автор этой модели школы - Евгений Александрович Ямбург.

Главная идея - не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под его возможности, потребности и способности.

Такая школа открыта для любых детей - с разными способностями и склонностями, различным состоянием здоровья, разными материальными возможностями семьи. В школе есть набор классов различной направленности, большая система дополнительного образования: школа художественных ремёсел, клуб путешественников, театральная студия, клуб любителей кино и другие возможности.

Гибкий подход в адаптивной школе - это возможность постоянно выбирать приёмы обучения. Главное, чтобы эти приёмы подходили конкретному ребёнку, детскому коллективу.

Психолого-педагогическая мысль все больше обращается к проблемам личностно-ориентированного образования. Возрастает интерес педагогов к развитию личности, к внутренним механизмам её саморазвития. Ребёнок не только объект внешнего влияния, но и субъект своей собственной жизни. Объектом воздействия должен быть не сам ученик с его особым внутренним миром, а условия, в которых он взрослеет и выстраивает себя как личность. Дело в том, что современная школа не в состоянии учесть психофизиологические особенности ребёнка, построить на этой основе индивидуальную траекторию его развития, создать условия для максимальной самореализации личности, как с одарёнными детьми, так и с теми, кто нуждается в коррекции и выравнивании.

Адаптивная школа - школа гуманизма, где нормальные дети понимают других детей, что тот другой не плохой, ок просто "Другой", Происходит общение между школьниками.. Важно вовремя оказать педагогическую поддержку, а формула рефлексивных действий должна быть такой: "у меня получится, если я буду знать, уметь...". В школе функционирует система коррекционной поддержки личности школьников, состоящая из следующих компонентов:
а) внутришкольная дифференциация и индивидуализация обучения на уроке;

б) деятельность психологической службы по коррекции ситуации развития личности школьников;

в) коррекционная деятельность на индивидуальных занятиях;

г) диагностическое изучение процесса интеллектуального, нравственного и физического развития учащихся.

В педагогической деятельности учителя, работающего по коррекционно-развивающей модели обучения, необходим демократический стиль общения с людьми, умение увидеть и оценить уникальность природы человека. В отношении ребенка должны быть сформированы позитивные установки, вера в компенсирующие возможности, неиссякаемое терпение, справедливая строгость, умение встать на позицию другого, видеть обстоятельства его глазами. Чтобы повысить свою компетентность в личностной педагогике, учителю необходимо овладеть рядом ключевых педагогических операций: рефлексия, саморегуляция, самодиагностика, самоанализ, самопроектирование своей личности и собственного профессионального поведения и деятельности.

Дифференциация - способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности личности (способности, склонности, особенности интеллектуальной деятельности). Характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы отличаются.

Дифференциация направлена на создание благоприятных условий развития:

  • учёт индивидуальных особенностей;
  • группировка учеников на их основе;
  • вариативность учебного процесса.

Первый аспект - учёт инднвидуальных особенностей учеников характерен и для дифференциации, и для индивидуализации. Специфика дифференцированного обучения - учёт индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах. Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учётом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.

Гомогенные группы (как можно делить): по возрасту, по полу, по области интересов, по уровню умственного развития, по личностно психологическим типам (темперамент, типы личности, акцентуации), по уровню здоровья, по национальному признаку, по социальному и имущественному положению учащегося, по проектируемой профессии.

Отсюда можно выделить плюсы и минусы дифференцированного подхода.

Плюсы дифференциации

Минусы дифференциации

Устраняет усреднение детей

Слабые не получают возможность

Возможность помотать слабому, возможность способствовать развитию сильных

Повышение уровня мотивации в сильных группах

Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях класс но-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для закрепления его, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то - зрительное. Есть ученики, обладающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но... не любящие математику, физику, химию. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество образовательного процесса, естественно, снизится.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. При этом каждая группа учеников, имеющая сход­ные индивидуальные особенности, идёт своим путём. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным, потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.

Итак, на основании сказанного мы имеем образ школы: школа равных возможностей с широким диапазоном деятельности детей и учителей. Школа, где реализуют н развивают свои способности все участники образовательного процесса. Школа, где дети учатся жить активно и достойно.

Таким образом, цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Цель такой школы: создать образовательную среду, способствующую тому, чтобы каждый ребёнок вне зависимости от своих психофизиологических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.