При нормальном речевом развитии, ребенок к 6 годам может составлять рассказ по картинке, последовательный и логически связанный. Может рассуждать, вести монолог и диалог. Год от года детей с речевым развитием, соответствующим возрасту, становится все меньше. Число речевых патологий растет, и связано это не только состоянием здоровья, но и социальной средой, условиями, в которых растут наши современные дети.
Имеющиеся речевые нарушения затрудняют общение ребенка с окружающими, что вызывает чувство неполноценности, страх речи, способствует формированию своеобразных психологических особенностей личности дошкольника.
Одним из эффективных средств, облегчающих процесс формирования речевых умений, являются средства наглядного моделирования. Использование различных картинок, схем, таблиц и т.д. позволяет детям понять логику изложения, соблюдать последовательность построения высказывания, анализировать основные события и связи между ними, облегчает запоминание.
Такие средства моделирования помогают при обучении детей:
- пересказу;
- составлению описательного рассказа;
- составлению рассказов из личного опыта;
- составлению творческого рассказа по силуэтным изображениям;
- составлению и отгадыванию загадок;
- умению вести беседу, диалог и т.д.
На начальном этапе работы я использовала геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т.д.).
Пересказ - наиболее легкий вид монологической речи. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Начинала обучение приему наглядного моделирования с коротких русских сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Белка и волк» Л.Н.Толстого, «Галка и кувшин», «Лес и мышонок» В.Бианки, «Три котенка» В.Cутеева.
Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки использовали различные предметы-заместители. Например, я рассказываю детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы - заместители героев сказки и происходящих в сказке событий.
Затем переходили к пересказу с помощью графических схем.
Я читала детям какой-либо рассказ и просила его пересказать. Как правило, дети ограничивались лишь называнием персонажей. Тогда предлагала составить рассказ по графической схеме - имея возможность смотреть на графическую схему, ребенок гораздо легче составлял логичный рассказ. Графическая схема при этом служит не подсказкой, а средством обучения.
При обучении пересказу использовала пиктограммы. С их помощью обучала детей пересказу с опорой на картинку, которую рисовала сама по мере рассказывания сказки, а потом просила детей нарисовать и пересказать по своему рисунку.
Затем переходила к обучению пересказу с помощью мнемотаблиц. Когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях.
Составление рассказа по сюжетной картинке - значительно более сложный этап по сравнению с пересказом готового текста, но при этом ребенок овладевает навыками пересказа. Ребёнку трудно «сконструировать ситуацию», изображённую на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ. Тогда использую такой приём: раздаю детям карточки с фрагментами картины и предлагаю им составить предложения, затем выставляется большая картина, дети находят по ней свои фрагменты. Дети по картинкам-символам составляют отдельные предложения. В итоге получается связный рассказ.
Для работы над составлением описательных рассказов использовала различные схемы для описания овощей и фруктов, одежды, посуды, животных, времен года.
Сначала использовали схемы для описания отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе, а затем переходили к схемам сравнительного описания. Использование схем заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.
При заучивании стихов и чистоговорок также помогает прием моделирования, дети быстрей запоминают рифмованный текст, легко вспоминают по предложенной модели.
Особенно эффективны при разучивании стихотворений мнемотаблицы. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам.
Опора на наглядную модель позволяет увеличить лексический запас ребенка с общим недоразвитием речи. Рассказы детей становятся более полными и связными, отражают причинно-следственные связи. В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, то есть тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.