Технологическая карта урока русского языка в 3-м классе по теме "Правописание гласных о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа 21 века»


Пояснительная записка

Предмет: русский язык.

Раздел: Блок «Правописание».

Класс: 3.

УМК: «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Учебник: С.В.Иванов «Русский язык», в двух частях, Издательский центр «Вентана-Граф», 2021.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

Образовательные:

  • наблюдать за словами с орфограммой «Буквы о//е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных»;
  • научить обосновывать выбор гласных о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
  • формировать умение применения орфограммы при выполнении упражнений и решении орфографических задач.

Развивающие:

  • развивать интерес к познавательной деятельности;
  • развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать информацию и делать выводы;
  • формировать навыки работы в паре, в группе.
  • содействовать развитию интереса к изучению русского языка.

Воспитательные:

  • формирование устойчивой мотивации к обучению;
  • воспитывать чувство товарищества, чувства уважения к одноклассникам;
  • воспитывать аккуратность в выполнении письменных работ.

Оборудование: презентация «Правописание гласных о и е в окончаниях имён существительных», карточки для работы в паре, в группе, для самостоятельной работы.

Технологии:

  • проблемно-диалогического обучения: разрешение проблемных вопросов, применение знаний в новой ситуации, выполнение заданий творческого характера;
  • информационно-коммуникативная: использование на уроке презентации, карточек;
  • игровая: использование игровых упражнений с активными формами взаимодействия;
  • здоровьесберегающая: создание психологического комфорта на уроке, создание ситуации успеха для каждого ученика, физминутка.

Методы: словесный, наглядный, наблюдения, проблемно-поисковый, практический.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, в группе, самостоятельная работа, самоконтроль и самопроверка

Планируемые результаты:

Предметные:

  • вывести правило написания о-е после шипящих и ц на основе наблюдения над словами с данной орфограммой;
  • составить алгоритм применения правила;
  • владеть терминологией;
  • применять новые знания на основе составленного алгоритма

Метапредметные:

Формируемые УУД:

Регулятивные:

  • формулировать проблему и цели урока;
  • искать пути решения проблемы;
  • высказывать предположения на основе наблюдений;
  • умение объяснять и обосновывать своё действие, выбранное для решения задачи;
  • практиковать способы преодоления затруднений в обучении через включение в деятельность и сферы сотрудничества;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • определять степень успешности работы.

Познавательные:

  • объяснять языковые явления, выявляемые в процессе наблюдения и в ходе исследования;
  • выделять главное, работать с ключевыми словами;
  • преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему)
  • строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные:

  • использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия;
  • уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других;
  • корректировать свою точку зрения;
  • проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться.

Личностный результат:

  • формирование устойчивой мотивации к обучению;
  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методическое обоснование урока: Урок разработан для учащихся 3 класса, изучающих русский язык по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Это урок открытия нового знания. В ходе изучения темы учащиеся должны научиться определять опознавательные признаки данной орфограммы, на основе наблюдения вывести правило, составить алгоритм его применения. На уроке учащиеся учатся применять новые знания на основе составленного алгоритма, а также самостоятельно использовать сформированные умения и навыки.

На данном уроке реализуется системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход предполагает:

  • появление у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели(понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения знаний, умений;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия;

Моя педагогическая инициатива:

Задача: оформление и укрепление заинтересованного, произвольного желания учиться.

Для успешного вхождения в учебную деятельность ученик должен получить полноценный опыт учебного действия. Этот опыт складывается, на мой взгляд, из создания для ребенка возможности:

  • В открытии нового.
  • В применении новых знаний при выполнении заданий.
  • В представлении результата работы.

В своей педагогической инициативе, я придерживаюсь двух условий:

  • возможность учащихся изменять ход урока под детские вопросы или запросы.
  • многовариантность ответов на любой вопрос, когда не расставляются приоритеты, каждый определяет правильный ответ сам для себя.

Организация творческой деятельности учащихся на уроке

Творческая деятельность учащихся была организована на уроке при помощи приёма «Тик-тэк-тоу» (из Сингапурской методики) в групповой форме. Детям было предоставлено право распределения по группам по желанию. Каждый ребёнок, оценив свои силы и возможности, определил, в какой группе он будет работать. Дети в виде игрового упражнения «Крестики-нолики» составляли с выбранными словами предложения. Результаты работы каждой группы были продемонстрированы выбранным ребятами представителем группы.

Ход урока

Приложение