…Неизвестно еще, что было бы
со всеми нами, не будь литературы,
не будь слова!
И если есть в человеке, в душе его
такие понятия, как совесть, долг,
нравственность, правда, красота -
если хоть в малой степени есть, -
то не заслуга ли это
в первую очередь и великой литературы?
Ю.П.Казаков
Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание. Воспитание детей - старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются и мы справимся. В действительности оно обманчиво. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. В самом деле, ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий (1).
Воспитание - достаточно сложное дело, много его видов: умственное, нравственное, физическое, идеологическое, половое, экологическое, эстетическое, трудовое, политическое, художественное, патриотическое… Сколько у людей проблем - столько и видов воспитания.
Человек не рождается сразу всесторонней духовно развитой личностью, он становится ею, овладевая общественной культурой, приобретая и усваивая социальный опыт. Разнообразие условий жизни, среды, окружающей человека, его жизнедеятельность, проявляется в особенностях его жизненного пути. На каждом возрастном этапе жизнедеятельность человека реально складывается из многих сфер, в которых он удовлетворяет те или иные потребности.
Формирование личности в школьном возрасте определяется тем, в какой мере, насколько успешно и социально приемлемо школьник реализует свою активность в тех сферах жизнедеятельности, которые являются доминирующими для его возраста.
На основании анализа реальной жизни детей школьного возраста можно выделить в качестве доминирующих следующие сферы жизнедеятельности: деятельность, игра, общение. Каждая из сфер жизнедеятельности имеет свои специфические особенности, и поэтому школьник, выступая субъектом в каждой из них, имеет возможность для проявления различных сторон своей личности.
Деятельность - это «способ существования и развития человека, общества…» Поэтому основной вид деятельности, в которую включаются школьники - познавательная. Познания происходят как в виде практического, повседневного освоения мира вещей, идей и отношений, так и научного - через все разнообразие научных дисциплин, доступных школьникам. Познавательная деятельность учащихся протекает в процессе обучения и во внеучебной работе. Познавательная деятельность учащихся направлена на усвоение ими определенного объема знаний, умений, навыков по естественно-математическим, гуманитарным, эстетическим предметам, на трудовую и физическую подготовку.
Содержание образования через познавательную деятельность не только развивает личность учащегося, но и служит целям воспитания ее.
Хочется остановиться на одном из учебных предметов - литературе. Может ли какой-то школьный предмет быть нелюбимым? Может. Любой, кроме…литературы. Даже малейшее равнодушие к этому уроку должно восприниматься с тревогой, как ЧП, ибо явно свидетельствует, что перед нами подростки, уже несвободные от самого отвратительного нравственного изъяна - духовной глухоты…
« В нашей работе часто случается, что дети в классе из благополучных семей, что класс по статусу высокого уровня, что в начальных классах учила лучшая учительница города, с пятого - лучший классный руководитель школы. А результат? Циники, приспособленцы, пустозвоны… И как спаяны на гадостях? Все учителя от них плачут, у кого угодно урок сорвать могут, когда захотят…». И я считаю, что не так в этом случае сложна загадка. Не надо быть пророком, чтобы установить: плохие уроки литературы…
Я убеждена, что познавательная, исследовательская деятельность на уроках художественной литературы является определяющей в воспитании учащихся.
Работая учителем начальных классов, где преподаю разные предметы: математику, русский язык, окружающий мир, литературное чтение…, на протяжении многих лет проводим вместе с психологом диагностику по отношению учащихся к предметам. Результаты диагностики показывают, что литературному чтению отдают предпочтение 90% учащихся.
В первые годы работы в школе я считала, что уроки литературного чтения самые легкие. Думала, чего там, читай, отвечай на вопросы, пересказывай, заучивай, не до воспитательных задач было. Позже я стала чувствовать, что такие уроки бесплодны, не приносят психологического удовлетворения детям и мне. Я решила заняться самообразованием по книгам таких авторов как Г.И.Беленький, М.М.Бахтин, О.Мандельштам, П.П.Блонский, З.Н.Новлянская, Л.С.Выготский, прошла курсы повышения квалификации и участвовала в работе семинаров по теме: «Обновление содержания программ по литературному образованию в начальной школе», «Новые подходы к литературному образованию в начальной школе». В ходе теоретической учебы, практических занятий по проблеме литературного образования учащихся, я осмыслила и оценила значение и ценность уроков художественной литературы в воспитании детей, начиная уже с первого класса.
Согласно Л.С.Выготскому младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Младшие школьники чувствительны к языку как к материалу литературы: у них развито чувство материи языка - им не безразлично звучание, ритмичность, смысловые оттенки слова. Следовательно, я поняла, что только через уроки художественной литературы, литературного чтения я имею огромную возможность воспитывать у детей самые человеческие духовные качества. Я поняла, что судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться. В своей практике я использую достаточно приемов, пробуждающих интерес к урокам литературного чтения. Литературоведческий анализ текста имеет огромное значение в развитии и воспитании школьников. Дети сопереживают героям, характеризуют их достоинства и недостатки. Происходит обогащение чувств ребенка, реальное представление об окружающем мире.
Ситуации, создаваемые мною на уроках, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенными литературными героями, учился, верить, дружить, любить. Реализовать их позволяют театрализация, инсценирование басен, сказок, стихотворений. Увидеть красоту и неповторимость, воздействие на эмоции ребенка помогает стилистический анализ произведений, понимание художественных средств: эпитеты, метафоры, гиперболы, сравнения, ирония, - и использование их в своей речи. Это сочинение собственных стихотворений, пословиц, загадок, мультфильмов с титрами, сочинения тематические и по наблюдениям, где главная задача: так построить преподавание, чтобы эта школьная дисциплина стала жизненно необходимым предметом личного мышления, развитием исследовательского ума и чувств.
Учитель - словесник, как медик спасает людей от гибели, да, от более страшной - духовной. Ведь духовная глухота, сердечная слепота, нравственное убожество - явление не генетическое, это преступный воспитательный брак семьи, школы, общества. Сколько их, молодых, пышущих здоровьем, только - только выпущенных из школы… живых мертвецов, загубленных душ урокодателями, которых можно сравнить с факелом, который не светит, с печью, которая не греет.
Макаренко хорошо видел пагубность такого учебно - воспитательного процесса, где учеба становилась главной целью, а воспитанию отводилась второстепенная, в основном во внеклассной работе, роль. Пока мы беспокоимся об умственном развитии ребенка: умный? Глупый? Вундеркинд - в это самое время идет незамечаемое нами развитие чувств, оформляется душа человеческая
На Всесоюзном съезде учителей А.Твардовский призывал к тому, чтобы уроки литературы стали часами воодушевления, эмоционального подъема, нравственного прозрения, чтобы ни один ученик даже мысленно не уходил с этих уроков, чтобы души воспитанников неизменно будоражил прекрасный непокой, урокодательство не должно быть даже в микроскопических дозах. А это значит, что главными героями на уроках литературы в школе должны быть не писатели, не персонажи их произведений, а воспитанники, для духовного обогащения которых, главный воспитатель (учитель - словесник) использует художественную литературу.
Если на уроках литературы ученикам нечего сказать друг другу, нечего спросить друг у друга, не о чем друг с другом поспорить, то грош цена их учителю.
В отличие от других предметников - словесник не глашатай бесспорных истин, а трижды посредник: между писателями и его современниками - читателями, между спорящими сторонами в критике и между полемизирующими читателями - учениками. Слов нет, навязывать готовые истины значительно проще, чем, лавируя между разными мнениями, подводить учащихся к самостоятельным нравственно - эстетическим открытиям. «…цель литературы - помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты».
В русской классической литературе была традиция: почти все писатели и критики занимались педагогикой. Или они сами учили детей, или открывали школы, или писали о воспитании детей так много, что выходили целые тома их педагогических сочинений. Да и художественная классическая литература переполнена педагогическими мыслями. Литература, воспитание - это один узел интересов, высокая литература и высокая педагогика всегда сливаются в одно стремление к правде: чтобы человеку было лучше, чтобы человек был лучше.
Вот почему воспитанием всегда занимались не просто педагоги, но педагоги - писатели и педагоги - публицисты: Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский…
Список литературы
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М., 1990.
- Губова Г.М. Литературное образование в начальной школе. Чита. 2003.
- Лазарева Л.В. Урок литературного чтения в современной начальной школе// Начальная школа. Методическая газета для учителей начальной школы. - 2005 - №17 - с.3-12.
- Мандельштам О.И. Слово и культура. - М., 1987.
- Соловейчик М.С. Педагогика для всех. М., 1987.
- Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. М., 1990.
- Филонова Г.Н. Формирование личности. М., 1983.
- Честных Ю.Н. Открыть человека. М., 1991.