Тип урока: изучение нового материала.
Цель: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
Задачи:
- формирование представления о способах определения лексического значения слова;
- развитие умения работать с толковым словарём;
- воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Планируемые результаты:
- личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения.
- метапредметные:
- регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки.
- познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам.
- коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
- предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.
Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.
Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Улыбнитесь друг другу!
Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями.
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 2 стр.40)
- Прочитайте получившиеся предложения. Дайте характеристику этим предложениям.
Работа на карточках. (6 человек)
Дифференцированные задания.
III. Актуализация знаний
Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим.
Синтаксис и пунктуация.
Фонетика и Орфоэпия.
Орфография.
- И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим.
Много слов на земле…. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему слово обладает этим даром?
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
IV. Самоопределение к деятельности
Откройте учебник на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать.
- Прочитайте, какие знания мы получим, чему научимся.
- Прочитайте, с какими понятиями (терминами) мы будем работать.
- Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы. (Вежливый - учтивый.)
- Найдите антонимы. (Вежливый - грубый.)
- Давайте сформулируем тему урока «Слово и его лексичекое значение».
- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?
- Какова главная цель задача урока? (понять, что такое лексическое значение слова; научиться определять лексическое значение слова, расширить свой словарный запас.)
IV. Открытие нового знания
1) Упр. 57 стр. 42.
- Прочитайте высказывания.
- Как вы понимаете высказывание о языке М.Горького?
- Какой смысл несёт в себе высказывание К.Г.Паустовского?
2) - А вот еще слова К.Г.Паустовского «Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество хороших слов и названий"
- Как вы думаете сколько слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины - 10 тысяч, диалекты - 200 тысяч, имена - 25 тысяч, устаревшие - 30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.
- Ребята, а что можно определить по речи человека? (уровень образования)
- Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека? (читать, расширять свой словарный запас)
3) - Наша задача - расширять, пополнять, обогащать свой словарный запас. Это очень важно для каждого человека. Уметь открыть для себя слово, пополнить свой словарный запас - это значит узнавать новые слова.
В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни
3) - Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?
Физминутка.
4) Упр.58 - работа в парах.
- Рассмотрите рисунки.
- Объясните лексическое значение слов - названий предметов.
(При возникновении затруднений учащиеся обращаются к толковому словарю.)
- Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь - животное. Мышь - прибор для управления курсором на компьютере.)
- В какие тематические группы можно объединить эти слова? (Обувь, животные, электротехника, небесные тела.)
- Запишите 5 слов - названий предметов.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте работу. Можете пользоваться школьным орфографическим словариком. (Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка.)
- Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
- Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки и действия.)
- Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово.)
- Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика.) Иногда мы не можем точно определить лексическое значение слова, что нужно тогда сделать?
- В каких словарях разъясняется значение слов? (В толковых.)
- Какие толковые словари вы знаете? (Толковый словарь В.И.Даля, С.И.Ожегова.)
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 60 (с. 43).
- Прочитайте выразительно четверостишие.
- Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарём.
- Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово.
- Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Библиотекарь, библиотечный.)
- Составьте предложение с этим словом. (Запись предложения на доске. Синтаксический разбор предложения).
- Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44.
- Из какого языка пришло к нам это слово? (Из греческого.)
- Объясните по словарю значение слова картотека. (Систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями.)
- Посмотрите в орфоэпическом словаре, как произносится слово каталог.
- Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Составленный в определённом порядке перечень книг.)
- Почему удобно пользоваться каталогом? (Можно быстро найти нужную книгу, журнал, статью в журнале.)
- Работа в группах - составление устного рассказа на выбранную тему.
VI. Рефлексия
Работа на карточках. Тест.
- Сделайте, пожалуйста, на листке пометку цветным карандашом.
- эту информацию я знаю;
- это новая для меня информация;
- эта информация для меня не понятна.
VII. Итог урока
Сколько слов в русском языке? (Много)
- А конкретнее? (Нельзя сказать)
- Почему же? (Какие-то слова появляются, какие-то исчезают)
- Что такое лексическое значение слова?
- Где можно узнать лексическое значение слова?
VIII. Домашнее задание
Упр. 59.