Введение
Музыканты - ученые предполагают, что древним предком нашей русской домры является египетский инструмент, получивший у греческих источников наименование «пандура». Инструмент этот под названием «тамбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшею с Закавказьем. Кстати в Малой Азии и Закавказье до сих пор бытуют инструменты, близкие нашей домре. У народов, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими и азиатскими, есть совершенно аналогичные инструменты с похожими названиями: у грузин - чунгури и пандури, у южных славян - таамбура, у украинцев - бандура, у монголов - домбур, у киргизов и татар - думра, у остяковв - домбра, у калмыков - домр. Домра на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость, богатые художественные и технические возможности пришлись по душе вездесущим скоморохам. Если уж на пирах и свадьбах скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок, то тем более на многолюдных народных сборищах они своим весельем, песнями и плясками не только развлекали толпу, но и заставляли ее подражать себе. Скоморохи не только веселили, они просвещали народ, звали его на справедливою борьбу. В этом видели их вред не только церковники, но и князья, бояре, а потом и цари. Собственно это и была главная причина гонения на скоморохов. В синтетическом искусстве были элементы цирка, драм, театра и оркестрового музицирования. Нас же в данном случае интересуют народные инструменты, на которых играли скоморохи. А играли они на гуслях, свирелях, бубнах. Но самым популярным скоморошьим инструментам была домра.
Струнные народные инструменты имели различные способы извлечения звука: на гуслях в основном щипками, на домре - ударами по струне и на гудке смычком. Играли на одной или нескольких, на открытых или прижатых струнах, извлекая медленно отдельно каждый звук или быстро чередуя удары, а так же слитно тремолируя все звуки. Следовательно основными способами звукоизвлечения на гуслях были ударение или бряцание. которые схожи с игрой щипком (как по всем струнам, так и по одной отдельной струне), а на гудке - с ведением смычка.
Впоследствии, когда домра была изгнана по указу царя и церковников, появилась балалайка. Она имела очертания видоизмененной домры, где корпус стали делать не овальным, а треугольным. С появлением балалайки произошло разделение основных способов извлечения звука, на балалайке стали играть бряцанием, щипками, а на домре - ударами.
Если представить себе весь путь эволюции способа извлечения звука на домре, то он, вероятно, будет таким: щипание струн, передергивание их пальцами или палочкой, перышком, далее появился способ удара по струнам кусочком коры, палочки или козьим копытцем (возможно, совмещали игру щипком и ударами), позднее пластинкой из рога, птичьим пером, а затем стали играть соответствующего размера эластичной пластинкой - плектором.
Плектор - это греческое слово plectrum, в нотах обозначается сокращённо первыми буквами pl. При игре на домре его принято называть медиатором - от латинского слова mtdiator, что означает - посредник. Это - твердая пластинка из панциря морской черепахи, целлулоида, кожи или пластмассы.
1. Классификация приемов игры
1.1. Приемы игры
Приемы игры - это целесообразное движение рук и пальцев для формирования характера звучания инструмента. Применение того или иного приема игры будет способствовать выявлению музыкального образа средствами данного инструмента, поможет добиться выразительного исполнения. Критерием для всех приемов игры должна быть музыкально - художественная целесообразность применения их, простота и удобство игровых движений, то есть минимальная затрата энергии и достижение максимального эффекта.
Основной способ извлечения звука - медиатором, которым производятся удары вниз.
Тремоло - основной прием для извлечения продолжительного звука на домре. Хорошее тремоло отличается абсолютной ровностью при движении медиатора вниз - вверх.
В графическом изображении приёмов игры среди разных школ нет единства. Следует обратить внимание на то, что названия приемов звукоизвлечения на домре дано по аналогии с практикой скрипичной игры. Что касается обозначения отдельных игровых приемов (например, движение медиатора вниз или наверх), то здесь предпочтительнее запись, типичная для балалайки (Уральская школа), в этом случае не возникает разногласия при использовании ансамблевой и оркестровой литературой для народных инструментов.
Со всеми предыдущими приемами игры тесно связана игра толчками и нажимом.
Игра толчками - музыкально выразительный прием при извлечении звука ударами и тремоло, особенно при исполнении стаккато. Толчок - щипок без замаха в одну сторону, с относительно коротким временем контакта медиатора со струной.
Игра нажимом используется при исполнении драматического речитатива, подчеркнутого сфорцандо. Нажим - щипок в одну сторону без замаха, с относительно длинным временем контакта медиатора со струной. Отдельные звуки, взятые нажимом звучат педалью, а тремоло - подчеркнуто, укорочено.
Изучение приемов игры толчками и нажимом обогащает палитру домры, дает простор фантазии творческим поискам.
Скольжение медиатора по двум струнам - предназначается для исполнения слигованных нот коротких длительностей. Обозначается этот прием связующими черточками.
Скольжение медиатора по трем струнам - арпеджато (от итал. Arpegiato -игра на арфе). Обозначается этот прием вертикальной волнистой чертой перед аккордом или сокращенным словом arpeg.
1.2. Красочные приемы игры
- Пиццикато
- Флежолеты
- Вибрато
- Глиссандо
- Эффекты тембра
- Звуковые эффекты.
1. Пиццикато - прием извлечения звука щипком на струнном музыкальном инструменте (пальцем). Самый распространённый приём большим пальцем, обозначение - pizz б.п.
Пиццикато среднем пальцем обозначается - pizz ср.п. Этот прием звучит несколько слабее (за исключением аккордов) и суше чем пиццикато большим пальцем. Аккорды pizz ср.п. звучат компактно и ярко.
Пиццикато указательным пальцем обозначается - pizz ук.п. Этот прием защипывает струну вверх. Использование аккордов этим приемом подражает балалаечному приему «бряцанье».
Дробь - обозначается (др.). Дробь - определенное чередование скользящих ударов, последовательно движущихся пальцев правой руки.
- Прямая дробь - движение пальцев по всем струнам вниз, начиная с мизинца.
- Обратная дробь - аналогичное движение вверх.
Прямая дробь подразделяется на большую и малую. Большая - участвуют все пальцы, малая только 4 пальца.
Гитарный приём - исполняется одновременно щипком двух пальцев - большой вниз, указательный - вверх (обозначается pizz б. и ук.).
Рizz пальцами левой руки обозначается знаком + над нотой (срывы).
Демпферное pizz - заключается в глушении одной или нескольких струн, путём нажатия ладонью у запястье правой руки на струны у подставки.
Гитарное легато - обозначается знаком над нотой. Применяют в восходящих последовательностях, при ударе медиатором последующие ноты можно исполнять броском пальцев левой руки на лады.
2. Флежолеты - это звуки особого тембра, получаемые легким прикосновением пальца к струне в местах ее деления на 2,3,4 части.
Натуральные флажолеты - получаются при прикосновении пальцем в точках деления на открытой струне. Обозначается () - нота указывает место прикосновения пальца, соответствует реальному звучанию флажолета. Ромбовидная нота указывает место прикосновения пальца, реальному звучанию не соответствует.
Искусственные флажолеты - обыкновенная нота указывает место нажатия струны пальцем левой руки. Ромбовидная нота - место прикосновения к струне среднего пальца правой руки. В исполнительной практике применяются в основном октавные искусственные флажолеты, реже квинтовые и квартовые.
Двойные флажолеты, более характерны для исполнения на 3-х струнной домре. Технология исполнения, как и у одинарных флажолет.
3. Вибрато (итал. Vibrato - вибрация) - прием исполнения в игре на струнных инструментах, заключается в колебании пальца левой руки на струне, что периодически изменяет в небольших пределах высоту звука. На домре используется редко, как краска. Это связанно с быстрым угасание колебания струн, так как на домре натяжение струн сильнее нежели на других струнных инструментах.
4. Глиссандо (ф. gliss - скользить) - скольжение пальцем от одной ноты к другой в восходящем или нисходящим направлении. Это эффектный колористический прием, который не следует путать с портаменто - с выразительным глиссандо в кантилене.
Глиссандо может быть:
а) быстрым, замедленным, ускоренным.
б) глубоким, поверхностным.
Глиссандо правой рукой, арпеджио - равномерное скольжение медиатора вверх и вниз по двум или трем струнам. Обозначается - лига указывает количество нот задействованных в одном скольжении, знак / (вверх) и \ (вниз) указывает направление скольжения.
5. Игра на грифе и у подставки
Звук, извлекаемый в различных точках струны, имеет различную тембровую окраску. Наиболее яркий контраст тембров проявляется при игре на грифе и у подставки, а в последнем случае мы имеем специфический, довольно резкий, быстро гаснущий звук.
Обозначается: у подставки - sul ponticello, на грифе - ord. Приемы звучат очень эффектно, в зависимости от характера исполняемого произведения могут вызвать различные ассоциации.
6. Шумовые (звуковые) эффекты
Не имеют определенной высоты звучания, подчеркивают ритмический рисунок данного отрывка произведения, подражая ударным инструментам.
а) Игра за подставкой. Возможно так же исполнение глиссандо правой рукой (арпеджио) за подставкой.
б) Игра по зажатым струнам - или боковой частью медиатора по струнам.
в) Игра на щитке. Обозначается - играть медиатором по щитку домры в соответствии с указанным ритмом.
г) Эффект шума ветра, волн - домру приподнимаем руками, разворачиваем к себе так, что бы дека находилась параллельно полу; начинаем дуть в голосник, ищем наилучшую точку резонирования для получения более сильного звука.
д) Гитарный прием - тамбурин, contamburo- исполняется сильными ударами среднего пальца правой руки по подставке или чуть левее по струнам у подставки.
2. Штрихи на домре
Для выявления музыкальной образности, содержания характера произведения необходимо выбрать краски, чтобы добиться выразительного звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т.д. Выявить красочный звуковой план произведения помогают штрихи.
Штрих - это способ, характер ведения звука и его окраски. Он способствует выявлению фразировки, ее кульминации, динамической насыщенности, ритмической стройности, более полному раскрытию глубины смыслового значения музыкального произведения.
Штрихи делятся на продолжительные, короткие, отдельные, связные, отрывистые, тяжеловесные и легкие, отскакивающие.
Владение разнообразными способами звукоизвлечения и приемами игры на домре, использование разных штрихов и их сочетаний - основа выразительного исполнения. Основные типы штрихов определились в практике игры на струнных смычковых инструментах (прежде всего на скрипке), а их принципы и названия в дальнейшем были перенесены на другие виды исполнительства.
В музыкальной практике распространены три вида штрихов: Легато, Нонлегато, Стаккато - каждый из них имеет свои разновидности.
- Леготиссимо - очень связно выдержанно, мягко, певуче. Исполняется более активным тремоло, что придает эмоциональную окраску звуку (большую задушевность, певучесть, внутреннюю насыщенность чувств)
- Легато - связно, выдержано, певуче, мягко. Исполняется тремоло, беспрерывно, как бы на одном дыхании.
- Портето - применяется при использовании маркированных нот, объединённых лигой. Звучит связно, выдержанно, слегка подчеркнуто. Исполняется на тремоло.
- Легото леджиеро - звучит связно, выдержанно, легко. Исполняется ударами вниз, вверх, но пальца левой руки додерживают длительность каждой ноты на ладах.
- Легато акценто - звучит связно, выдержанно, акцентированно. Исполняется на тремоло, при этом каждая нота берется с замахом.
- Легото акцентиссимо - связно, выдержанно, очень акцентированно. Исполняется на тремоло, с большим замахом.
- Нон легато - штрих, при котором каждый звук должен быть слышим отдельно при игре беспрерывным тремоло. Нон легато обозначается черточкой над или под нотой, но при этом они объединены общей лигой.
- Тенуто - выдержано. Играется тремоло на каждую ноту, но отличается тем, что при этом штрихе предельно полно выдерживается длительность, ровно по силе звучания (без подчеркивания начала). Ощущается как бы «дыхание» (перерыв перед следующим звуком). Обозначается черточкой над или под нотой, или словом tenuto.
- Деташе - каждый звук исполняется отдельным ударом или тремоло. При исполнении штриха деташе пальцы левой руки выдерживают на ладах полностью длительность ноты (в этом отличается особенность игры штриха деташе от стаккато). Обозначается черточкой под или над нотами.
- Маркато - звучит раздельно, укороченно, акцентированно. Исполняется на тремоло, ударами вниз, вниз - вверх.
- Стаккато - штрих применяется для извлечения коротких отрывистых звуков. В отличие от деташе, при исполнении стаккато пальцы левой руки после извлечения звука ослабляют нажим на струну или слегка прикасаются к звучащей открытой струне. Стаккато обозначается точками над нотами Он исполняется ударами вниз и реже - вверх, а в более подвижных темпах - чередующимися ударами.
- Стакатиссимо - штрих позволяет получить еще более «отскакивающие» ноты. Звучит очень коротко и четко.
- Мартеле - звучит отрывисто, коротко, очень акцентированно. Обозначается клинышками над нотами.
- Стаккато акценто - еще более акцентированные короткие отрывистые ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.
Заключение
Приемы игры и штрихи очень тесно взаимосвязаны и постоянно находятся во взаимодействии. Через прием игры и штрих исполнитель приближается к характеру произведения и к его содержанию.
Как уже было сказано выше, существует проблема обозначения приемов игры, а также часто путаются штрихи с приемами исполнения.
Список литературы
- В.Чунин. Школа игры на трехструнной домре. Москва. «Советский композитор» 1990.
- А.Александров. Школа игры на трехструнной домре. Москва. Музыка. 1990.
- Б.Михеев. «Рассказы о русских народных инструментах». Москва. 1990.
- Русская народные инструменты. (история, теория, методика). Изд-во Красноярского университета.
- Н.Т.Лысенко. Методика обучения игры на домре. Киев. 1990.
- Т.Вольская. Технология исполнения красочных приемов игры. Свердловск. 1998.