Цель: создать условия для познавательного развития детей старшей группы.
Задачи:
- Образовательные задачи: создать условия для знакомства детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух). Формировать представления детей о профессии «эколог», с назначением фильтра.
- Развивающая задача: развивать психические процессы (произвольное внимание, мышление, речевую активность - рассуждать, аргументировать суждения, способствовать совершенствованию уровня практических навыков, умение экспериментировать
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.
Источник: интернет-ресурсы.
Оборудование:
- Картинки красивой природы;
- картинки с изображением экологических катастроф, работа эколога;
- картинки работы фильтров;
- влажные салфетки, контейнер прозрачный или белый разнос, противогаз, телефон.
- таблица-схема ориентир «Правила поведения в лаборатории»;
- наборы для экспериментирования: модель почвы(песок), модель фильтра (марля или салфетки), лейки, шприцы, стаканы с марлей, губка, чернила, пипетки, емкость с чистой водой;
- пластиковые контейнеры (красный, желтый, зеленый) - для игры собери мусор (можно наклеить опознавательные знаки)
Содержание ОД
За день до занятия, идет обсуждение, что такое катастрофы, предлагаю детям изготовить марлевые повязки, если они понадобятся, то они у нас уже будут.
Группа оформлена лаборатория. Развешены картинки, дети отправляются в путешествие по картинкам и остановка возле лаборатории.
Обратить внимание детей на фотографии красивых пейзажей. Эмоционально переключиться на картинки с катастрофами: представляете, по новостям в интернете передают, что на железной дороге сошел с рельсов грузовой поезд с цистернами. Ядовитые вещества разлились на землю, и пострадала природа: фотографии катастрофы.
В: Кто может помочь природе в этой беде?
Д: человек, мы.
В: да, даже есть такая профессия, знаете, как она называется? - эколог. (переключаемся на картинки с экологами)
А чем они занимаются? (варианты детей).
В: экологи изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. У экологов есть специальная научная техника, оборудование, профессиональный транспорт, спец. одежда. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи?
Д: экологи - люди, которые помогают природе.
В: всё верно.
В: ребята, у нас есть возможность самим убедиться, насколько хрупка окружающая среда. Как легко ей навредить, и как сложно всё исправить. Хотите стать юными экологами?
Но сначала вспомним правила поведения в лаборатории (ориентир на таблицы-схемы):
- быть осторожными в обращении с лабораторным оборудованием;
- не мешать друг другу, работать тихо;
- приступать к выполнению опыта только после объяснения и разрешения;
- после завершения работы вытирать руки салфеткой.
В: Прошу разделиться на группы и занять свои места.
Опыт №1
В: Вы, знаете правила поведения в лаборатории. Молодцы. Теперь мы можем приступить к выполнению опытов.
Уважаемые коллеги, занимайте места за столами. (дети разделились на группы и садятся за столы, на столах разложено нужное оборудование)
В: перед вами модель почвы, в контейнер, на дно я насыпала песок - это внутренний слой почвы, сверху я положила губку - это верхний слой почвы. Один край контейнера поставила на подставку, чтобы он был наклонен - это у нас небольшая горка. Наберите в пипетку чернила и капните на губку. Что вы видите? Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает? А представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество.
В: вот лежит это вещество на почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (полить губку из лейки).
В: очистилась почва?
Д: нет, пятно осталось.
В: пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё, какого теперь она цвета?
Д: темного.
В: почему она такая?
Д: в ней растворилось ядовитое вещество.
В: попробуйте шприцом откачать воду.
И снова пошел дождь - дети поливают из лейки.
Что мы видим?
Д: осталось пятно, но не такое темное.
В: откачать воду шприцом. А что с водой?
Д: она такая же темная.
В: а ведь уже второй раз прошел дождь. Представьте себе, сколько должно пройти дождей, что бы окончательно смыть пятно…
У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не выпасть.
Ув. экологи, какой вывод можно сделать из этого опыта?
Выводы детей: окружающая среда очень хрупка, ей легко навредить; природа нуждается в нашей помощи, защите.
В: юные экологи, а у вас есть идеи, как отчищать воду, почву, воздух от опасных веществ?
Д: варианты детей. (с помощью фильтров)
В: хороший вариант. (показываем картинки работы фильтра) А, как работают фильтры? (отв. детей)
В: давайте посмотрим на модель фильтра и проверим его функцию. Что нужно сделать, чтобы отчистить воду? (варианты детей)
Но у нас нет фильтра, что мы можем взять вместо фильтра и очистить воду?
Опыт №2
Берут стакан закрывают марлей и переливают загрязненную воду.
В: что вы видите?
Д: мусор остался на фильтре, а вода отчистилась.
В: Перед вами простые фильтры, сделаны своими руками, но даже они показали эффективность этого способа. Фильтры могут быть разнообразны и по внешнему виду, и по назначению. Но за функция у них одна - фильтровать (очищать.)
Вывод: отходы предприятий, приносят вред окружающей природе, нашему здоровью. Ситуацию необходимо исправлять, например, с помощью фильтров.
В: Этими вопросами занимаются профессионалы - экологи. А мы -жители города, вы - дети, что можем сделать, чтобы в нашем городе было чисто? (варианты детей)
Д: не разбрасывать мусор….
В: всё верно. Мусор можно поделить на 3 категории:
- самый опасный (стекло, пластмасс, резина, полиэтиленовые пакеты),
- менее опасный (деревянные, бумажные предметы),
- безопасный (пищевые отходы).
Звонит телефон, на дороге случилось авария, грузовые машины перевозили груз мусора и перевернулись, мусор рассыпался на дороге, просят помочь собрать его. Воспитатель напоминает, что мусор бывает разный - опасный, менее опасный и безопасный. Когда мы его будем собирать, мы должны следовать инструкции, по сортировке мусора.
В: Что мы должны сделать?
Д: должны надеть специальную форму: марлевые повязки - что бы защитить свое дыхание и не надышаться ядовитыми газами. На руки должны надеть перчатки, что бы защитить кожу рук.
В: Готовы тогда в путь.
Дети отправляются в физкультурный зал, где встречает Ирина Евгеньевна.
Дает указания по дальнейшей работе.
Игра «Собери мусор»
Игра проводиться в физкультурном зале.
(ставим 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор).
В красный ящик собирают - самый опасный мусор, в желтый - менее опасный мусор, в зеленый - безопасный мусор. Дети распределяют мусор.
- Красный - опасный мусор
- Желтый - менее опасный
- Зеленый - безопасный
Вывод:
В природе нет мусора, нет отходов,
Давайте друзья учиться у природы.
В: А куда мы выбрасываем бытовой мусор?
Д: в мусорный бак.
В: Когда вы гуляете с родителями в парке, куда нужно выбрасывать мусор?
Д: В урну.
В: Вы всегда так поступаете? (ответы детей).
Будет ли чистой окружающая среда, зависит только от человека, если люди будут заботиться о природе, то катастроф будет на земле меньше и мы сможем сохранить окружающую среду чистой!!!
Дети читают стихотворение, как сохранить природу.