Проект тренинга для педагогов: «Пойми меня правильно, или Трудности перевода»

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: тренинг для педагогов, профессиональное выгорание


Участники тренинга: педагоги.

Предполагаемый результат:

  • Развитие социальной компетентности, обеспечивающей оптимальное коммуникативное взаимодействие участников образовательного процесса.
  • Повышение способности осознавать и проговаривать свои потребности, интересы, желания.

ПЛАН

1. Вступительное слово.

2. Разогрев с элементами социодрамы и психодрамы.

3.Самоанализ. Выявление тактики конкурентного взаимодействия.

4. Теоретическая часть. Знакомство с теорией Э.Берна. И главными законами коммуникации.

5. Ролевая ситуация.

6. Шеринг.

Ход тренинга

Профессия педагога очень сложная, поскольку воспитатель в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Под троекратным перекрестным воздействием с трех сторон. Испытывая ответственность за выполнение своих профессиональных функций, колоссальную загруженность в течение рабочего дня и высокую эмоциональную включенность, профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения и недовольства, иногда отчаяния. Но, внешнее сдерживание, когда внутри кипит сильная эмоциональная реакция, невозможность найти вовремя нужные слова, не приводит к успокоению, а наоборот повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. Любой конфликт травмирует человека. Начальник накричал, родитель оскорбил, или что-то сказал не тем тоном - стресс. Возникает биологическая реакция. Но, если в природе живое существо может убежать, скрыться, воспитатель у себя на работе убежать не может, по крайней мере в тот же миг. И реагирует тело: поднимается давление, начинает стучать в висках, меняются кожные покровы, дыхание и так далее. Что происходи дальше, можно не продолжать. Конфликт не проходит бесследно.

Цель: создание сплоченной группы, готовой работать и учиться друг у друга и безопасного пространства, где каждый может выразить свои идеи, мысли, чувства - открыто без нападок и насмешек.

Психолог: - Уважаемые педагоги, представьте, что здесь нарисован отрезок, у которого есть начало, середина и конец. Это не просто отрезок, это шкала. От 0 до 100. Встаньте на этом отрезке так, как вы себя оцениваете по 100-балльной шкале. Объясните свой выбор. (Ответы педагогов)

Психолог: - Каждый воспитатель так или иначе есть ещё и родитель. Сейчас я предлагаю представить ещё один отрезок «Родительский». Попробуйте оценить себя по 100 балльной шкале как родителя и займите место на отрезке. Объясните свой выбор. (Ответы педагогов).

Психолог: - Вспомните своё детство, какими вы были детьми. И постройте «Детский» отрезок. Объясните свой выбор. (Ответы педагогов)

Психолог предлагает участникам разделиться на три группы и построить «живые скульптуры» воспитателя, родителя и ребенка.

Психолог: - Дорогие педагоги, попробуйте одним словом выразить чувства обычного родителя, ребенка, воспитателя. Старайтесь не повторяться. Примите позу, которая отражала бы это чувство. Изобразите это чувство. Постройте «живую скульптуру». (Воспитатели разбиваются на три группы, выполняют задание)

Психолог: - Огромное спасибо!!! Дайте, пожалуйста, обратную связь - что эта скульптура у вас вызывает? Какие эмоции, мысли, чувства? (Ответы педагогов).

Выполнение арт-терапевтической техники «Точки» и дальнейшее обсуждение. Цель: самодиагностика тактики конкурентного взаимодействия.

Психолог: - На листе А3 одновременно двум воспитателям необходимо заполнить пространство листа точками за 1 минуту. (Педагоги выполняют задание).

По характеру, частоте, размеру точек, скорости заполнения пространства, нарушению предполагаемых границ партнера, определяются используемые воспитателями тактики:

  • играть по правилам конкурента;
  • наблюдать, потом наступать;
  • обозначить себя, заполняя как можно больше пространства;
  • разделить территорию, используя конкуренцию как стимул показать себя;
  • сделать всё, чтобы тебя заметили и др.

Психолог: - А сейчас давайте подумаем, когда нам комфортнее всего общаться и взаимодействовать с человеком? (Ответы педагогов)

- Верно! Ментальный контакт устанавливается, когда слышится послание:

«Мы с тобой одной крови, ты и я». Важно знать, как одевается собеседник, пожимать руку также как и тебе. То есть с тем же нажимом. Быть заинтересованным, реагировать на движения собеседника своими движениями, голосом, правильно «подстраивая» темп и ритм речи. И тут важно помнить про ипостаси, которые выделяет Берн: Взрослый, Родитель, Ребенок. Ведь человек любого возраста может быть в одном из этих трех состояний.

  1. Детское состояние: радость, спонтанность, креативность, восторг, удивление, обида.
  2. Взрослое состояние: решать задачи, собранность, включенность, вдумчивость, действие.
  3. Родительское состояние: оценочность, негодование, унижение, злость, разочарование.

Существует закон коммуникации: любое живое существо стремится к одноуровневому общению. Любой здоровый человек стремится вести себя правильно.

Цель: осознание педагогами того, что как ни странно, сам конфликт не всегда находится в прямой связи с объективной реальностью. Цели и задачи, которые преследуют воспитатель и родитель, их интересы очень редко противоречат. И тот и другой хочет одного и того же, заботясь о ребенке. Но, негативные эмоции и враждебность, аффективная составляющая мешают взаимопониманию.

Ролевая ситуация. Участники делятся на пары и сами предлагают варианты самых «свежих» конфликтных ситуаций. Разыгрывают их в одну и в другую сторону. Психолог помогает углубить уровни разыгрывания ролей. В дальнейшем на выбор предлагается показать ситуацию перед всеми участниками. Каждая ситуация подразделяется на несколько компонентов:

  • время/место,
  • участники,
  • собственные действия,
  • поведение оппонента.

Педагоги соотносят личный опыт и ассоциации, касающиеся исполнения ролей с опытом всей группы. Проясняют свои чувства, мысли. Участники «остывают», «сняв» с себя роли.