Одна из важнейших миссий учителя - заложить основу нравственного развития личности, помочь ребенку найти свое место в обществе, стать настоящим гражданином. Настоящим, а не формальным.
Ежегодно выпускники общеобразовательных учреждений покидают пределы России и связывают свое будущее с учебными учреждениями за границей, а не редко не только обучение, но и дальнейшую жизнь, то есть, еще находясь в стенах школы, мечтают о других ценностях, забывая об истинном предназначении гражданина своей страны, но при этом могут писать прекрасные сочинения о том, каким нужно быть патриотом для своей родины. Таким образом, мы видим разрыв между реальностью и будущим современных граждан.
Так в чем же проблема? Может, мы - педагоги, говорим не те слова, совершаем не те действия? А может, нам, учителям просто необходимо выйти на новый уровень взаимодействия? Ведь именно учитель несет колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом за то новое поколение, которое должно быть успешным, креативным, самостоятельным, обладать собственной картиной мира и уметь критически к ней относиться.
Так что же должен успеть сделать учитель, чтобы воспитать в ребенке целостную и по-настоящему самостоятельную личность, современного гражданина?
Данный вопрос на сегодняшний день является очень актуальным, особенно в свете последних событий, когда молодежь была сбита с толку, вовлекаемая в различные акции и митинги, именно поэтому формирование современного гражданина невозможно без процесса воспитания.
1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон «по вопросам воспитания обучающихся». В рамках реализации данного закона Институтом стратегии развития образования была разработана примерная программа воспитания в школах. Данная программа представляет собой своеобразный конструктор для создания школьных программ воспитания, в которых воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, что соотносится с главным документом нашего государства от 2020 года, в котором «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию и воспитанию детей». А роль учителя помочь реализовать государству данную задачу.
Для этого современному учителю необходимо в первую очередь вести полноценный диалог, как с учениками, так и с их родителями, вовлекая их в учебный процесс. Затем смотреть на учебный процесс шире, выходить за границы предметного знания, ценить не точность воспроизведения информации, а умение применять знания на практике, видеть различные алгоритмы решения проблемных ситуаций. Это и есть основные свойства новой педагогики. Наряду с ними можно выделить и такие черты:
- обязательное использование современных цифровых инструментов и ресурсов внутри и вне школы;
- акцент на знания, которые применимы в реальном мире;
- формирование у учащихся навыков и компетенций учения (учить учиться),
- развитию способности управлять своим познанием;
- менее авторитарные отношения между учеником и учителем, направленные на совместное исследование, открытие, поиск решений.
По моему мнению немаловажную роль в формировании гражданина играет, именно, личность учителя. Учитель всегда оставался и остается примером для детей, именно поэтому сейчас принимаются профессиональные стандарты для учителя.
Учитель должен быть примером такого человека: работать в команде, быть открытым новому, учить учиться и изменяться, не бояться этих изменений, быть носителем незыблемых ценностей и принципов, быть ответственным и воспитывать ответственность в своих учениках.
Учитель должен быть не ретранслятором знаний ученику, а рассказчиком о нем самом. О том, как можно и нужно поступать в жизни. О том, как прожить боль, и почему нужно стараться ее не причинять другим. Уроки у такого учителя должны быть уроками воспитания, осмысления, формирования умений и навыков для будущего. А будущее невозможно без настоящего, без основ, на которые в дальнейшем ребенок сможет опереться. Учитель, по-моему, должна формировать эти основы. Основы добра, любви, желания делать мир лучше в пространстве творчества и изобретательности, сотрудничества. Наряду с этим учитель должна готовить детей к жизни в постоянном изменении, постоянном улучшении себя, других, мира.
Воспитать человека - именно эту задачу учитель должен ставить на первое место в своей учительской жизни. И стараться создавать на уроках такую развивающую среду, чтобы у ребенка не возникал вопрос: «А зачем мне Ваш предмет в жизни?» (фактор полезности), а обретался опыт переживания, формирующий душу. Крайне важно, чтобы эта атмосфера не растворилась за порогом класса, а продолжилась за его пределами, в школьных событиях. Именно поэтому учитель должен быть увлечен сам и увлекать своих учеников в дополнительные проекты. Формировать то пространство, в котором каждый ребенок может найти нишу, где способен почувствовать себя успешным. В этом залог его будущего успеха в жизни.
Тогда, возможно, процент оттока выпускников за пределы России будет ничтожно маленьким, возможно, исчезнет совсем, потому что истинный патриотизм основан на искренней любви к своему отечеству, а искренняя любовь формируется со школьной скамьи учителем, не просто специалистом, передающим детям знания, а учителем - формирующим основу нравственного развития личности, формирующим духовный базис взрослеющего человека, помогающим ребенку найти свое место в обществе, стать настоящим гражданином.