Развитие компенсаторных умений в процессе обучения лексической стороне устной речи при обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


В процессе изучения иностранного языка, так же как и на этапе несовершенного владения языком, требуется обладать способностями, которые помогут совершить акт коммуникации при нехватке лексических, грамматических, фонетических или других средств в процессе общения. Данный феномен известен под названием компенсаторной компетенции и изучен достаточно хорошо применительно к процессу обучения иностранным языкам. Данная компетенция рассматривается как часть глобальной цели обучения, коммуникативной компетенции (И.Л.Бим, Н.Д.Гальскова, Н.А.Горлова, Р.П.Мильруд, В.В.Сафонова и др.). Частные вопросы развития компенсаторной компетенции и ее составляющих в устном общении посвящены работы L.Mariani, E.Tarone (общие вопросы развития компетенции), Л.А.Миловановой В.В.Давыденко, С.С.Куклина, М.В.Данцева, Ю.А.Глазина, П.В.Невской (развитие стратегической компетенции в условиях школьного обучения) и др. Под компенсаторной компетенцией обычно понимают «способность к общению на иностранном языке в случае отсутствия или недостаточности необходимых языковых и речевых средств, а также «недостаточности речевого и социального опыта общения в иноязычной среде» (5, с.141), или, «когда жизненные обстоятельства требуют больших речевых умений и навыков, чем те, которыми располагают учащиеся в данной конкретной ситуации иноязычного общения» (2, с.49).

Обобщенная модель компетенции включает в себя «знания, навыки, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности» (1, с.4); то есть умения являются интегративной частью любой компетенции. Это означает, применительно к компенсаторной компетенции, что существует особый вид умений, так называемые компенсаторные умения, которые позволяют компенсировать возникающие пробелы в знаниях, либо позволяют использовать другие средства, позволяющие заменить отсутствующие средства похожими, без изменения смысла высказывания. Проблема развития компенсаторных учений представляется нам достаточно актуальной, с одной стороны, потому что до конца не определен состав компенсаторной компетенции (3); с другой стороны, практика развития целого ряда компенсаторных умений не получила достаточного развития в современной школе ни на уроке иностранного языка, ни на этапе итогового контроля (ЕГЭ).

Рассматривая компенсаторную компетенцию применительно продуктивной речи, E.Tarone выделяет в ней два аспекта:

  1. общие языковые умения донести информацию до собеседника;
  2. умения использовать коммуникативные стратегии, когда возникают проблемы в процессе доведения информации до собеседника (6).

Данные аспекты в процессе обучения должны рассматриваться отдельно. Первая группа умений - это умения, которыми должен владеть любой говорящий, вне зависимости от уровня языковой подготовки. Эта группа умений развивается в процессе обучения устному общению, поскольку успешное овладение речевой деятельностью во многом и определяется успешностью овладения данной группой умений. Примером таких умений может служить умение донести информацию до собеседника в процессе решения коммуникативной задачи.

Остановимся подробнее на второй группе умений. Она особенно важна для учащихся на этапе несовершенного владения языком, поскольку в реальной жизни коммуникация должна состояться при любых условиях. Это коммуникативные стратегии, которые требуются при возникновении проблем или пробелов в коммуникации. К числу данных умений относятся владение невербальными средствами общения, умение пропускать незнакомые слова, использовать пояснения, перефразирование, а также использование синонимии, заимствований, обращение к собеседнику за пояснениями (4, 6).

Ранее уже было упомянуто, что данные стратегии не получили достаточного развития в практике обучения иностранным языкам в российской школе, хотя они совершенно необходимы в реальной коммуникативной ситуации. Стоит также отметить, что владение компенсаторными умениями необходимо при подготовке к сдаче международных экзаменов, которые представляют определенный стандарт в обучении иностранному языку (общеизвестно, например, что в формате ЕГЭ во многом использован опыт создания контрольно-измерительных материалов международных экзаменов по английскому языку), поэтому представляется полезным включение подобных упражнений в процесс обучения иностранному языку в школе.

Остановимся подробнее на использовании компенсаторных стратегий при обучении лексической стороне речи. Здесь следует выделить следующие стратегии: использование синонимии, использование антонимии, описание предмета, пояснение (например, как предмет выглядит или для чего он служит). Ниже приведены примеры упражнений, которые используются для развития компенсаторных умений при обучении лексической стороне речи.

  1. Look at the questions. Can you answer them quickly without any preparations?
    1. Do you come from a large or a small family?
    2. Do you often visit your relatives? When did you last visit them? Where do you usually visit them?
    3. Do you like visiting your relatives? Why?/Why not?
    4. Who in your family has been most successful? What do you respect them for?
  2. Listen to Vera answering the questions.
    1. Which words doesn't Vera know? (park, underground, countryside)
    2. Which of the strategies does Vera use when she doesn't know the word?
      1. say what X is not;
      2. describe what X looks like;
      3. use words with similar meaning to X;
      4. describe what X is used for;
      5. explain how X makes you feel;
  3. In her speech Vera uses the word "nice" a lot. Look at the scripts and say what words can you use instead of 'nice' in these cases.
  4. Paraphrase Vera's sentences using the words in brackets:
    1. My family members are nice people (pleasant).
    2. I saw my aunt when she invited us to visit her flat (apartment).
    3. We are very happy because …(fortunate).
  5. Rewrite the sentences to show a different opinion using the following words: e. g. My aunt Jill is generous. - My aunt Jill is extravagant.
    1. Jane is assertive.
    2. Ana is innocent.
    3. John is ambitious.
    4. Mary is frank.
  6. Answer Vera's questions using the strategies we have worked at.

Как видно из приведенных примеров, данные упражнения могут быть использованы на этапе развития речевого умения при сопутствующей задаче совершенствование лексических навыков, что позволяет развивать компенсаторные стратегии непосредственно в процессе коммуникации, а также имитирует естественное живое общение.

Таким образом, при использовании подобных упражнений на этапе обучения лексической стороне речи не только совершенствует лексические навыки учащихся, но и развивает компенсаторные умения, что позволяет учащимся в дальнейшем уверенно чувствовать себя в коммуникативной ситуации, что в свою очередь формирует готовность и способной учащихся к осуществлению иноязычной речевой деятельности.

Использованная литература

  1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное образовательных стандартах // Педагогика, 2003. №2. С. 3-10.
  2. Милованова Л.А., Давыденко В.В. Компенсаторная компетенция как компонент содержания обучения иностранному языку в условиях естественно-научного профиля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompensatornaya-kompetentsiya-kak-komponent-soderzhaniya-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-usloviyah-estestvennonauchnogo-profilya (дата обращения: 23.08.2022).
  3. Сафонова В.В., Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 236 с.
  4. Федотова С.А., Развитие компенсаторных умений в целях обучения иностранному языку в языковом вузе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kompensatornyh-umeniy-v-tselyah-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-yazykovom-vuze/viewer (дата обращения: 23.08.2022).
  5. Щукин А.Н., Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2006. 416 с.
  6. Tarone E., Teaching Strategic Competence in the Foreign Language Classroom. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eric.ed.gov/?id=ED278234 (дата обращения: 23.08.2022).