Класс: 5 (32 человека).
Предмет: история.
Организация образовательного пространства: История древнего мира. 5 кл.: учебник для общеобразовательных школ. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2021.
Информационный материал: иллюстративный материал, историческая карта.
ИКТ: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, интерактивная доска.
Раздаточный материал: задания для каждого ученика (смайлики, листы самооценки).
Педагогические цели:
- способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян, изучить историю возникновения Рима;
- продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран;
- содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника.
Задачи педагога:
Образовательные:
- познакомить учащихся с географическим положением Древнего Рима, занятиями и образом жизни жителей;
- дать представление об образовании Древнего Рима;
- характеризовать положение патрициев и плебеев;
- обеспечить усвоение учащимися понятий: легенда, ликтор, весталка, патриции, плебеи, царь.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;
- продолжить работу по развитию у обучающихся памяти, внимания, культуры речи, по формированию умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты;
- работать с исторической картой;
- использовать компьютерные технологии для решения проблемных заданий по истории, развивать пространственное мышление обучающихся;
- повышать мотивацию обучающихся на поиск и приобретение исторических знаний; учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
- развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории;
- умение оценивать собственный результат.
Задачи:
- Личностные - развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей;
- Предметные - развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима;
- Метапредметные - развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Планируемые результаты:
предметные:
- воспроизводят исторические факты, выделяют главное, дают определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;
- извлекают необходимую информацию, рассказывают об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;
- показывают на карте географические объекты;
метапредметные:
- определяют тему урока, цели;
- выстраивают алгоритм своей работы;
личностные:
- развивают познавательный интерес к пополнению новых знаний;
- работают в группе, вступают в диалог, высказывают своё мнение, участвуют в коллективном обсуждении;
- анализируют и оценивают результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Методы и приемы: проблемное обучение, опережающее обучение, частично-поисковый, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, с картой и раздаточным материалом, сравнение исторических объектов, комментированное чтение, «Кладовая знаний», тестовый контроль.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.
Урок выстроила в соответствии с требованиями ФГОС, на основе информационно-коммуникативной технологии и системно-деятельностного подхода. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, необходимо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и находить новые способы выполнения уже известных им действий. На уроке использовалась технология интегрированного обучения. История, как школьный предмет имеет тесную связь с литературой, географией, математикой.
1. Характеристика класса
В классе 32 учащихся, 15 девочек, 17 мальчиков. Большинство учащихся имеют высокую учебную мотивацию. В классе 4 отличника, 19 обучаются на «4» и «5». Активность на уроке обычно выше среднего уровня. При планировании урока учитывалось наличие разных по успеваемости детей
2. Место урока в изучении раздела «Древний Рим» (18 ч):
Первый урок в теме «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией». На изучение темы отводится 3 часа.
3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ)
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
4. Характеристика замысла урока (план)
Изучение новой темы базируется на умениях обучающихся работать с картой и учебником, заполнять таблицу, выполнять задания разной сложности. Усвоение нового материала запланировано через практическую (проектную) работу, так как класс способен логически мыслить, анализировать. Закрепление спланировано через фронтальную и индивидуальную работу. Всё это будет способствовать реализации всех аспектов триединой цели урока.
5. Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.
На уроке формировались следующие компетенции: коммуникативная, информационная, компетенция разрешения проблем.
Урок состоял из этапов:
1. Мотивация.
Учащиеся и учитель к началу урока были готовы. На первом этапе урока учитель просит вспомнить, в каких странах уже побывали, предлагает продолжить путешествие по странам Древнего мира. Тем самым удалось плавно перейти к новой теме.
2. Актуализации и пробного учебного действия.
Чтобы сформулировать тему урока, обучающимся было предложено обратиться к слайду презентации, где была изображена дверь с надписью «Лавка древностей». Ответив, что это такое, и «открыв дверь», ученики решили кроссворд.
3. Этап выявления места и причины затруднения
Приём «Кладовая знаний» позволил выяснить, что уже знают обучающиеся по теме: «Древний Рим». Учитывая высокий уровень обученности класса, учитель предлагает сформулировать цель путешествия, используя при этом опорные слова на доске. Формулировка цели затруднений не вызвала.
4. Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи
Осознание цели урока, актуализация знаний, осмысление нового материала. Использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, запись в тетради, анализ, сравнительно-обобщающие таблицы, взаимопроверку, работу с картой, обобщение. Исользована технология интегрированного обучения (связь истории с географией - местоположение Рима, с литературой. Николай Гумилёв «Волчица с пастью кровавой…»)
5. Этап первичного закрепления с комментированием внешней речи.
Этап проверки понимания учащимися нового материала был проведен в виде игры: «Пазл», чтобы узнать, какие факты в легенде об образовании Рима (после просмотра фрагмента видеофильма «Древний Рим») являются исторической правдой, учащиеся работают с текстом п.44.
Организация работы с текстом: комментированное чтение текста.
Физкультминутка.
Проверка знаний в конце урока - короткая викторина с применением технологии интегрированного обучения (связь истории с математикой). 1.Сколько прошло с те пор, как был основан Рим.? 2. Сколько лет городу Туле? 3.Моложе город Тула или Древний Рим и на сколько моложе?
6. Этап включения в систему знаний и повторения.
Подведение итогов урока, озвучивание оценок, инструктаж по выполнению домашнего задания.
7. Рефлексия.
Самооценка собственной деятельности учащимися (смайлики, листы самооценки).
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал урока соответствовал жизненному опыту и учебным возможностям пятиклассников.
На уроке формировались следующие компетенции: коммуникативная, информационная, разрешения проблем.
6. Структурный аспект самоанализа
Структурно урок выдержан. Структура урока построена с использованием технологии критического мышления: «вызов - осмысление - рефлексия» и систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, задание творческого характера.
Все задания были направлены на достижение конечного результата: выявления особенностей географического положения Древнего Рима и установление реальных фактов в легенде об образовании Рима.
Базовая модель этой технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенное его познания и включает следующие стадии: фаза вызова (вызов), фаза реализации мысли (осмысление), фаза рефлексии (размышление)
Усталость помогла снять физкультминутка.
7. Функциональный аспект самоанализа
Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим.
Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность.
Задачи воспитания коллектива осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников.
8. Аспект оценки КРУ (конечный результат урока)
Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.
Комфортная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровье сберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультминутки.
Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.
Активность класса можно оценить как высокую.