Духовно-нравственное воспитание детей детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям

Разделы: Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: русский фольклор, духовно-нравственное воспитание, проектная деятельность в ДОУ, старшие дошкольники


Главной целью моей работы является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Тематика и содержание моих проектов разнообразна - это фольклорные, православные и календарные праздники, традиции, желания и интересы детей.

Это тема актуальна тем, что дошкольный возраст - самый благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.

В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.

У детей недостаточные знания о народных праздниках, традициях, обычаях. Мало знают стихи, песни, пословицы, поговорки, считалки, народные и хороводные игры.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию с детьми я использую различные формы и виды деятельности:

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Досуги, развлечения.
  • Экскурсии, прогулки.
  • Конкурсы, выставки, но самым главным для меня остается эмоциональное воздействие на их чувства.

Духовно-нравственное воспитание ребенка - сложный педагогический процесс.

Федеральные образовательные стандарты выдвигают новые требования к вопросам духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников и такая форма, как реализация проекта «Широкая Масленица» для детей дошкольного возраста в полной мере им соответствует. Данный проект мы рассматриваем, как интеграцию различных образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Социально-коммуникативное»,
  • «Физическое развитие».

Поэтому и возникла идея подготовки и проведения данного проекта под названием «Широкая Масленица» силами родителей и ребят.

Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника.Реализация данного проекта позволила решить следующие задачи:

  1. Использования творческого подхода при подготовке детей к празднику «Широкая Масленица»;
  2. Высокого уровня сформированности у дошкольников интереса к русскому национальному фольклору.

Проект не только помог детям лучше усвоить материал, творчески подойти к подготовке праздника, но и заинтересовал родителей воспитанников, которые активно участвовали в его реализации.

Проект «Широкая Масленица» оказался значимым для всех его участников:

  • Дети получили новые знания, проявили творческую активность в процессе выполнения запланированных мероприятий.
  • Педагоги продолжили освоение метода проектирования - метода организации насыщенной детской деятельности, который дал возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
  • Родители получили новые знания по данной теме, возможность сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, и закрепляя их совместно с дошколятами в ходе выполнения предложенных педагогами заданий.

Результаты детей

  • возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;
  • воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
  • обогащение духовного мира воспитанников и их родителей;
  • ориентирование родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

При разработке проекта «Широкая Масленица» осуществлялось активное взаимодействие специалистов детского сада: музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, педагога-психолога, воспитателей и родителей.

Совместно с педагогами и родителями в рамках масленичной недели при участии специалистов детского сада мною был разработан цикл мероприятий в соответствии с днями масленичной недели:

  • Рисование символа Масленицы «Блинчики, смотрите, все на солнышко похожи!»
  • Изготовление поделок - обрядовых кукол на Масленицу, солнечных лучиков «Солнышко весеннее, мы тебя встречаем!»
  • Презентация кулинарной книги «Семейные секреты», полностью изготовленной руками и силами родителей и детей и ими же презентованной (разрешите представить вам эту кулинарную книгу)
  • Разучивание фольклорных игр и хороводов «Мы ни сколько не скучаем, в игры весело играем», где активными участниками были родители, бабушки, дедушки
  • Лепка из соленого теста «Ладушки, ладушки, мы печем оладушки»
  • Проводы Масленицы «Блинный пир на весь мир» (развлечение на улице с участием детей, не посещающих дошкольное учреждение)
  • Совместное чаепитие с родителями «За самоваром не скучаем - блины-оладьи уплетаем!»

В заключение хотелось бы отметить, что моя педагогическая инициатива заключается в том, чтобы дети в процессе игры получили и расширили свои знания о народных праздниках. Могли легко и с удовольствием применять свои знания и умения, искать творческое решение предлагаемых заданий. Любые праздники - это замечательная возможность ненавязчиво, исподволь приобщить ребенка к народному творчеству: песням, играм, танцам, обрядам. Показать всю палитру красочных праздников, привить любовь к своей культуре, своей стране.