Сценарий занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Путешествие в Арктику» (в технологии «Ситуация»)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера;
  • познакомить детей с животным миром Арктики,
  • формировать у детей элементарные представления о взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

  • развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к Земле - своему дому.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

  • Географическая карта, иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера, книга о севере, фигурки белых медведей, тюленей из набора «Животные севера».
  • Оборудование для опыта: емкость с водой, тарелка с маслом и кусочками ваты, ржавый гвоздь, вазелин, два ботинка,

Раздаточный: по 1 блестящему гвоздю на ребенка.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что доктор Айболит вместе с Таней и Ваней отправляются навестить зверей на далекий север и зовут детей с собой.

- Бывали ли вы когда-либо на севере?

- Хотите отправиться с Айболитом, Таней и Ваней?

2. Актуализация знаний

2.1. Игра «Подготовка к путешествию»

Дидактические задачи: актуализировать умение пользоваться картой.

- Как вы считаете, надо ли подготовиться к путешествию?

- Что нужно сделать? Выслушиваются все предложения детей, после чего воспитатель подводит итог: прежде чем отправляться в незнакомое место, нужно узнать о нем как можно больше.

- Как вы думаете, что нам обязательно нужно знать о месте, куда нам предстоит отправиться?

Необходимо знать климат для того, чтобы знать, как одеться. Надо знать, насколько это место далеко для того, чтобы определить, как до него добираться. Желательно узнать, какие животные обитают в этих местах, чем занимаются люди, которые там живут. Все эти знания помогут нам в путешествии.

- Откуда можно узнать о Севере?

Из книг, из Интернета, спросить у взрослых.

Воспитатель показывает детям книгу о Севере, в которой есть карта, после чего подводит к большой карте, висящей на стене, и показывает место, куда собираются отправиться Айболит, Таня и Ваня вместе с детьми.

- Как вы думаете, почему это место на карте белого цвета? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: в этом месте земли всегда зима, Северный Ледовитый океан скован льдом, его берега покрыты снегом.

- Какая одежда вам понадобиться для путешествия на север?

- На чем будем добираться до места? Решаем лететь на самолете.

2.2. Игра «В самолете»

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о свойствах воды, познакомить с некоторыми особенностями белого медведя.

Дети садятся в самолет - на стулья, стоящие по 3 друг за другом. Воспитатель говорит, что лететь долго и предлагает, чтобы не тратить времени, попросить Айболита рассказать о животных севера.

- Оказывается, на Северном полюсе есть места, где вода свободна ото льда, потому что в этих местах проходят теплые морские течения. И в этих местах много рыбы. Как вы думаете, кто любит полакомиться рыбой?

Воспитатель открывает книгу, в которой находятся фотографии моржей, тюленей, белых медведей.

- Белый медведь - самый большой из хищников. Встречаются гиганты длиной около 3м. и весом до 1000кг. (можно предложить детям посмотреть в окно на любую легковую машину - она имеет приблизительно такой же размер и вес, можно предложить взять в руки веревку длиной 3м.). Ступни очень большие - их ширина 25-30см (показать вырезанный из бумаги медвежий след или разложить следы на полу). Подошва покрыта густым волосом, когти не длинные, но очень острые.

Воспитатель говорит, что дети уже знают, что в природе нет ничего ненужного и случайного. Все, что существует, для чего-нибудь нужно.

- Для чего медведю густой волос на ступнях? Чтобы не замерзли ноги.

- Для чего белый медведь имеет такую окраску? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: белый медведь - хищник, бояться ему некого, а белый цвет нужен ему для того, чтобы его не было видно на снегу, когда он охотится на тюленей.

2.3. Игра «Охота»

Дидактические задачи:

Воспитатель - бортпроводник предлагает занять свои места и пристегнуть ремни (дети садятся на стулья). Самолет идет на посадку. Подали трап. Выходим из самолета.

Дети подходят к макету. На белую бумагу наклеены немного смятые листы белой бумаги. В одном месте - ровная белая поверхность. Есть кусок серой поверхности - это вода, на которой находятся «льдины» - не приклеенные кусочки белой бумаги. На макете находятся фигурки белых медведей и тюленей.

Воспитатель предлагает детям тихонько постоять в сторонке и понаблюдать за тюленями и медведями.

Воспитатель обращает внимание детей на медведя, который находится далеко от тюленей, за снежными торосами.

- Как может медведь обнаружить тюленя? Если дети предположат, что медведь ходит и ищет тюленей, то воспитатель говорит, что в том случае тюлени заранее могут увидеть медведя и укрыться от него в воде. Рассуждая, приходим к выводу о том, что медведю надо забраться на ледяную глыбу и оттуда посмотреть, где тюлени.

- Что помогает медведю забираться на скользкие высокие ледяные глыбы? Острые когти.

- Как может поступить медведь, если он находится на ровной поверхности и ему нужно обнаружить тюленя? Медведь встает на задние лапы. Обнаружив тюленя, медведь подкрадывается к нему, иногда ползет, закрывая лапой черный нос, чтобы он не выделялся на снегу.

Воспитатель рассказывает, что медведь вынужден охотится не только на суше, но и на воде. Воспитатель подводит детей к тазу с водой. На поверхности воды находится «льдина» - полиэтиленовая крышка, на которой лежит фигурка тюленя.

- Как медведю достать тюленя? Выслушиваются все предложения детей, после чего воспитатель обращает внимание на то, что плавает медведь хорошо, но нырять глубоко не может, поэтому, если тюлень сползет с льдины в воду и нырнет, то медведю его не достать. Воспитатель показывает детям способ, придуманный медведем: медведь подплывает к льдине, на которой лежит тюлень, выпрыгивает из воды и всей своей тяжестью наваливается на край льдины (воспитатель показывает это, используя фигурки животных из набора).

- Что происходит с тюленем? Он скатывается по скользкой льдине прямо в лапы к медведю.

2.4. Игра «Мокрый, сухой»

Дидактические задачи:

Воспитатель ставит медведя на берег.

- Что происходит с водой на морозе? Она превращается в лед.

- Что должно произойти с медведем, который вылез из воды после охоты? Вода, которая его покрывает, должна замерзнуть, медведь должен заледенеть.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть фотографии в книге.

- Есть ли лед на шкуре медведя?

- Почему льда нет? Потому что на медведе нет воды.

- Почему, выйдя из воды, медведь не мокрый? Дети не могут ответить на этот вопрос или дают неправильные ответы.

3. Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания.

- Смогли вы ответить на тот вопрос?

- Почему не смогли? Потому что не знаем, почему медведь, вылезая из воды, не мокрый.

- Хотите узнать, почему же белый медведь выходит «сухим из воды»?

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи: познакомить с принципом смачивания и не смачивания.

Дети подходят к столу, на котором находится таз с водой. Кроме этого, имеется, мекая тарелка с небольшим количеством подсолнечного масла на ней. На тарелке лежат кусочки ваты таким образом, что нижняя часть ватки масляная, а верхняя - нет. Воспитатель предлагает детям опустить одну руку в воду, достать ее, встряхнуть и рассмотреть.

- Что можно сказать о руке? Она мокрая, т.е. покрыта тонким слоем воды.

- Как вы думаете, что бы стало с этой водой, если бы вы сейчас оказались на сильном морозе? Вода превратилась бы в лед.

- Что нужно сделать для того, чтобы на руке не было воды после того, как вы ее из воды вынете? Как правило, дети предлагают руку вытереть. Воспитатель соглашается, но замечает, что медведь не вытирается полотенцем после выхода из воды.

Воспитатель предлагает детям взять по одной ватке и намазать маслом тыльную сторону руки. После этого дети снова опускают руку в воду, вынимают ее и встряхивают.

- Есть ли вода на той части руки, которая была намазана маслом? Нет.

- Будет ли на этой части руки образовываться лед? Нет.

- Почему же белый медведь не намокает в воде? Потому что смазывает свою шкуру слоем жира. Вода на нем собирается в капельки и, когда медведь отряхивается, капли со шкуры слетают.

5. Включение нового знания в систему знаний

5.1. Игра «Смачивание и не смачивание»

Дидактические задачи:

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает представить, что дети вместе с Таней и Ваней уже дома. Родители заняты своими делами:

папа наводит порядок в инструментах, болтах, гвоздях. Воспитатель кладет на стол, на котором уже находится блюдце с вазелином, новые блестящие шурупы по количеству детей, а также 1 ржавый гвоздь.

Папа расстроен - гвозди начали ржаветь.

- Знаете ли вы, почему ржавеет металл? Потому что на него попадает вода.

- Что нужно сделать для того, чтобы шурупы не заржавели так же, как гвоздь? - интересуется папа. Дети должны рассказать, что шурупы надо смазать каким-либо маслом, чтобы вода скатывалась с шурупов. Дети берут по 1 шурупу, смазывают его вазелином, опускают в воду, а затем вынимают.

- Осталась вода на шурупе? Нет.

- Почему воды на шурупе нет? Потому что шурупы смазаны вазелином и не смачиваются водой.

Воспитатель предлагает посмотреть, чем занимается мама.

Дети подходят к другому столу, на котором находятся два ботинка, а также гуталин и маленькая лейка. Воспитатель рассказывает, что мама обеспокоена тем, что ее ботинки на улице промокли.

Воспитатель льет немного воды на один ботинок. Вода впитывается.

- Что можно посоветовать маме, сделать для того, чтобы обувь не промокала? Как правило, дети правильно говорят, что надо ботинок намазать кремом. После того, как ботинок намазали, воспитатель льет на него немного воды, которая скатывается с ботинка каплями.

- Почему воды на ботинке нет? Потому что ботинок смазан кремом и не смачивается водой.

6. Итог занятия

Дидактические задачи:

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Что интересного видели?

- Какие новые знания вам помогли уберечь металлические предметы от ржавчины, а обувь от промокания?