То, что упущено в детстве, очень трудно,
почти невозможно наверстать в зрелые годы.
В.Сухомлинский
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченным возможностями здоровья (ОВЗ) занимает работа с семьёй. Основная цель этой работы - повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребёнка, вооружить их определёнными методами и приёмами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
В условиях частной школы работе с родителями уделяется особое внимание. «Школа Леонова» открыта в 1994 году и уже 25 лет выстраивает систему воспитания и обучения детей так, чтобы обеспечить комфортные условия для развития обучающихся. Комфортные условия - это не только школа полного дня, малая наполняемость классов (максимум 16 человек) качественное питание, доставка транспортом школы, но и организация образовательной среды с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка! В настоящее время в школе обучается 8 человек со статусом ОВЗ и есть дети «группы риска», которые испытывают трудности в обучении и нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Однако, родители, определяя ребёнка в частное учреждение, перекладывают ответственность за его развитие и воспитание на школу. Часто приходиться слышать от родителей фразы: «мне некогда заниматься с ребёнком», «мы платим, вы работайте». Чтобы избежать отстранения родителей от проблем воспитания и обучения на помощь приходят традиционные и нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы: консультирование, родительские собрания, информационный уголок.
Но особо хочется отметить роль нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. В нашей школе организован и действует с октября 2018 года детско-родительский клуб «Доверие».
Цель: создание условий для повышения социально-педагогической и психологической компетентности родителей в системе обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей с трудностями усвоения программного материала.
Задачи:
- Установление партнёрских отношений между школой и семьёй.
- Расширение знаний родителей в вопросах особенностей развития и воспитания детей с ОВЗ и детей с трудностями в обучении (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, методического и дидактического материала).
- Формирование рефлексии на собственную систему воспитания в семье.
- Снижение тревожности у родителей за счет повышения уровня информированности в вопросах воспитания.
Участники: администрация школы, родители, дети, педагоги, учитель-логопед, педагог-психолог, врач, педагоги дополнительного образования.
В доверительной атмосфере родители получают квалифицированную помощь специалистов учреждения: учителя-логопеда, педагогов дополнительного образования, педагога-психолога, медицинских специалистов.
Деятельность учителя-логопеда в рамках работы клуба
Прежде чем проводить встречи с родителями, был обобщён круг вопросов и проблем, которые чаще всего сопряжены с логопедической работой. Важными для освещения и проработки с родителями были следующие темы:
1. «Ребёнок с ОВЗ. Понять и помочь»
Для создания благоприятных условий воспитания и обучения ребенка с ОВЗ необходимо, прежде всего, знать особенности его заболевания и развития. Необходимо, чтобы ребенок принимал себя таким, какой он есть, чтобы у него правильно развивалось отношение к себе и к своей болезни. Только в семье ребенок может усвоить те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом, а правильное, адекватное отношение родителей и других членов семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям - это важные факторы реабилитации ребёнка.
Важной, на мой взгляд, задачей было разъяснить родителям, что максимально возможного уровня развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:
- раннее начало коррекционной работы;
- благоприятная семейная обстановка;
- взаимодействие школы с семьей;
- психологическое и медицинское сопровождение.
2. «Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) не палач!»
Часто родители испытывают огромную тревогу и сомнения по поводу обращения в ПМПК. Наша задача убедить родителей, что ПМПК действует в интересах ребёнка, учитывая его возможности. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. И только специалисты ПМПК в праве пересмотреть и рекомендовать учебную программу, предложить специальные учебные материалы (к примеру, с крупным шрифтом) или ввести дополнительные занятия.
3. «Как помочь ребёнку? Учимся, играя!».
Основная задача: познакомить с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, способствующими развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в школу», "В свободную минутку".
Учителю-логопеду необходимо так строить своё общение с родителями, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости коррекционной работы, обрисовывать перспективы и прогноз развития речи ребёнка, подчёркивать значимость сотрудничества всех участников образовательного процесса. С этой целью были разработаны различные формы взаимодействия с родителями:
- Проведение практикумов «Я умею» (освоение родителями или законными представителями конкретных методических приёмов, способствующих преодолению нарушений). К примеру, пальчиковые игры, биоэнергопластика, дыхательная гимнастика, игры по формированию фонематического восприятия).
- Мастер-классы для родителей «Логопедические игры на кухне», «Погуляем-поиграем», «Игры-пятиминутки» (элементы логопедических игр в домашних условиях, не требующие от родителей специальной подготовки).
- Квест-технологии. В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой обучающимся вместе с родителями предлагается решение задач для продвижения по определённому маршруту. Для того чтобы добиться цели, необходимо последовательно решать определенные задачи или загадки, выполнять упражнения. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса.
- Разработка и проведение тематических лекций. («Психолог-педагогический консилиум в вопросах и ответах», «Общее недоразвитие речи. Коррекция и прогнозы», «Что такое дисграфия?», «Трудности чтения»). Материал излагается с использованием презентаций и видеороликов.
- Метод проектной деятельности. Использование метода проектов в работе с детьми с ОВЗ возможен, при условии, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение и сопровождать на всех этап реализации проекта.
Участие пусть и не в большой исследовательской деятельности даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Родители становятся наставниками для ребёнка, помогая находить нужную информацию, воплощать идеи в значимый проект.
Самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей. Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, не традиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми - все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных встреч.
Большой отклик родителей был получен после проведения мастер-классов и организации квеста. Многие родители признались, что предложенные формы взаимодействия взрослого и ребёнка интересны и продуктивны. А также отметили, что в рамках данных мероприятий создаётся атмосфера эмоционального подъема и доверия.
Об эффективности просветительской и консультативной деятельности учителя-логопеда в рамках работы клуба говорит повышение обращений родителей с вопросами логопедической поддержки, заинтересованность и личное участие родителей в коррекционном процессе, создание доверительного отношения между участниками образовательного процесса, использование родителями предложенных материалов в работе с детьми, приведение примеров из жизненного опыта, положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с администрацией и специалистами учреждения.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Литература
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие (под редакцией М.С.Староверовой) М.: Владос, 2011.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2000.
- Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008.
- Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. "Учитель" Волгоград, 2020.
- Юсупова А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: Владос, 2006.