Система сотрудничества учителя-логопеда и родителей в условиях частной школы

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи


То, что упущено в детстве, очень трудно,
почти невозможно наверстать в зрелые годы.
В.Сухомлинский

Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченным возможностями здоровья (ОВЗ) занимает работа с семьёй. Основная цель этой работы - повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребёнка, вооружить их определёнными методами и приёмами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

В условиях частной школы работе с родителями уделяется особое внимание. «Школа Леонова» открыта в 1994 году и уже 25 лет выстраивает систему воспитания и обучения детей так, чтобы обеспечить комфортные условия для развития обучающихся. Комфортные условия - это не только школа полного дня, малая наполняемость классов (максимум 16 человек) качественное питание, доставка транспортом школы, но и организация образовательной среды с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка! В настоящее время в школе обучается 8 человек со статусом ОВЗ и есть дети «группы риска», которые испытывают трудности в обучении и нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Однако, родители, определяя ребёнка в частное учреждение, перекладывают ответственность за его развитие и воспитание на школу. Часто приходиться слышать от родителей фразы: «мне некогда заниматься с ребёнком», «мы платим, вы работайте». Чтобы избежать отстранения родителей от проблем воспитания и обучения на помощь приходят традиционные и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы: консультирование, родительские собрания, информационный уголок.

Но особо хочется отметить роль нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. В нашей школе организован и действует с октября 2018 года детско-родительский клуб «Доверие».

Цель: создание условий для повышения социально-педагогической и психологической компетентности родителей в системе обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей с трудностями усвоения программного материала.

Задачи:

  • Установление партнёрских отношений между школой и семьёй.
  • Расширение знаний родителей в вопросах особенностей развития и воспитания детей с ОВЗ и детей с трудностями в обучении (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, методического и дидактического материала).
  • Формирование рефлексии на собственную систему воспитания в семье.
  • Снижение тревожности у родителей за счет повышения уровня информированности в вопросах воспитания.

Участники: администрация школы, родители, дети, педагоги, учитель-логопед, педагог-психолог, врач, педагоги дополнительного образования.

В доверительной атмосфере родители получают квалифицированную помощь специалистов учреждения: учителя-логопеда, педагогов дополнительного образования, педагога-психолога, медицинских специалистов.

Деятельность учителя-логопеда в рамках работы клуба

Прежде чем проводить встречи с родителями, был обобщён круг вопросов и проблем, которые чаще всего сопряжены с логопедической работой. Важными для освещения и проработки с родителями были следующие темы:

1. «Ребёнок с ОВЗ. Понять и помочь»

Для создания благоприятных условий воспитания и обучения ребенка с ОВЗ необходимо, прежде всего, знать особенности его заболевания и развития. Необходимо, чтобы ребенок принимал себя таким, какой он есть, чтобы у него правильно развивалось отношение к себе и к своей болезни. Только в семье ребенок может усвоить те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом, а правильное, адекватное отношение родителей и других членов семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям - это важные факторы реабилитации ребёнка.

Важной, на мой взгляд, задачей было разъяснить родителям, что максимально возможного уровня развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:

  • раннее начало коррекционной работы;
  • благоприятная семейная обстановка;
  • взаимодействие школы с семьей;
  • психологическое и медицинское сопровождение.

2. «Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) не палач!»

Часто родители испытывают огромную тревогу и сомнения по поводу обращения в ПМПК. Наша задача убедить родителей, что ПМПК действует в интересах ребёнка, учитывая его возможности. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. И только специалисты ПМПК в праве пересмотреть и рекомендовать учебную программу, предложить специальные учебные материалы (к примеру, с крупным шрифтом) или ввести дополнительные занятия.

3. «Как помочь ребёнку? Учимся, играя!».

Основная задача: познакомить с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, способствующими развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в школу», "В свободную минутку".

Учителю-логопеду необходимо так строить своё общение с родителями, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости коррекционной работы, обрисовывать перспективы и прогноз развития речи ребёнка, подчёркивать значимость сотрудничества всех участников образовательного процесса. С этой целью были разработаны различные формы взаимодействия с родителями:

  1. Проведение практикумов «Я умею» (освоение родителями или законными представителями конкретных методических приёмов, способствующих преодолению нарушений). К примеру, пальчиковые игры, биоэнергопластика, дыхательная гимнастика, игры по формированию фонематического восприятия).
  2. Мастер-классы для родителей «Логопедические игры на кухне», «Погуляем-поиграем», «Игры-пятиминутки» (элементы логопедических игр в домашних условиях, не требующие от родителей специальной подготовки).
  3. Квест-технологии. В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой обучающимся вместе с родителями предлагается решение задач для продвижения по определённому маршруту. Для того чтобы добиться цели, необходимо последовательно решать определенные задачи или загадки, выполнять упражнения. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса.
  4. Разработка и проведение тематических лекций. («Психолог-педагогический консилиум в вопросах и ответах», «Общее недоразвитие речи. Коррекция и прогнозы», «Что такое дисграфия?», «Трудности чтения»). Материал излагается с использованием презентаций и видеороликов.
  5. Метод проектной деятельности. Использование метода проектов в работе с детьми с ОВЗ возможен, при условии, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение и сопровождать на всех этап реализации проекта.

Участие пусть и не в большой исследовательской деятельности даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Родители становятся наставниками для ребёнка, помогая находить нужную информацию, воплощать идеи в значимый проект.

Самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей. Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, не традиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми - все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных встреч.

Большой отклик родителей был получен после проведения мастер-классов и организации квеста. Многие родители признались, что предложенные формы взаимодействия взрослого и ребёнка интересны и продуктивны. А также отметили, что в рамках данных мероприятий создаётся атмосфера эмоционального подъема и доверия.

Об эффективности просветительской и консультативной деятельности учителя-логопеда в рамках работы клуба говорит повышение обращений родителей с вопросами логопедической поддержки, заинтересованность и личное участие родителей в коррекционном процессе, создание доверительного отношения между участниками образовательного процесса, использование родителями предложенных материалов в работе с детьми, приведение примеров из жизненного опыта, положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с администрацией и специалистами учреждения.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

Литература

  1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие (под редакцией М.С.Староверовой) М.: Владос, 2011.
  2. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2000.
  3. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008.
  4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. "Учитель" Волгоград, 2020.
  5. Юсупова А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: Владос, 2006.