Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. В настоящее время в России идет процесс модернизации системы образования, базирующейся на принципах гуманизации, демократизации, который сопровождается поиском образовательных технологий, соответствующих новым тенденциям развития российского общества. Такой подход подразумевает процесс, учитывающий потребности сегодняшнего дня - смену приоритетов с усвоения готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему урока. Одним из путей повышения познавательной активности школьников является введение игрового метода обучения.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.
Игровой метод обучения известен в педагогике более полувека. Однако только в последнее время учителя стали уделять этому педагогическому средству должное внимание. Замечу, что большинство учебных программ для компьютеров разработаны с использованием игровых моментов. Внимание обучаемых направлено в первую очередь на игровое действие, а уже в процессе игры оно незаметно выполняет обучающую задачу. Психологи отмечают, что усвоение материала во время игры не требует произвольного запоминания, и это повышает эмоциональное восприятие, позволяет избежать перегрузки учащихся, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. Л.С.Выготский сформулировал парадокс игры: казалось, ученик в игре делает то, что ему хочется, но он в игре учится подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям. Теорию игры исследовали выдающиеся педагоги и психологи: Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин и др. Обращение к игре педагогов объясняется поиском оптимальных способов воздействия на ученика с целью его обучения и воспитания, формирования личностных качеств.
Игровая форма обучения - перспективный вид учебного занятия, рассчитанный на урок-диалог. Задача учителя состоит в создании творческой и демократичной обстановки, которая исключает равнодушное отношение ученика к занятиям и необязательное его участие в уроке.
Игры в зависимости от применяемых дидактических средств делятся на игры-упражнения, игры-роли, игры-моделирования или деловые игры. Дидактические игры я применяю на различных этапах урока: информационные игры - для введения новых знаний; тренировочные игры - для формирования умений; закрепляющие игры - для закрепления знаний; контрольные игры - для проверки приобретенных знаний.
Особенность уроков химии заключается в том, что учащихся необходимо научить наблюдать окружающий мир, задумываться над его внутренней сутью, причинами, порождающими изменения в нем, анализировать условия, определяющие различные тенденции его развития. Конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Расскажу о некоторых играх, проведенных мною с учащимися разного возрастного уровня.
I. Логические цепи
Учитель задаёт начало фразы: «Калий - металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «поэтому». Затем всё сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. Далее учитель предлагает новую фразу.
II. Сходства и различия
Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику. Учитель предлагает учащимся два химических объекта: два вещества, два элемента, физическое и химическое явления, два химических явления, смесь и соединение и т.д. Учащиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов. Затем школьники объединяются в пары или четвёрки и составляют общий список. Вслух зачитывают самый длинный перечень, его дополняют признаками, которые не были отмечены, из списков других групп. Дальнейшая работа со списком может быть различной. Можно предложить учащимся выделить наиболее существенные признаки и аргументировать свой выбор либо выбрать признаки, которые помогут: а) различить объекты; б) разделить объекты; в) классифицировать объекты.
III. Восстанови пропущенное
В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно, что:
- по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов;
- в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов;
- в среднем ряду - знаки элементов II группы;
- по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды.
Восстановите пропущенные символы, ответ мотивируйте.
Al |
? |
Na |
? |
Zn |
Ca |
K |
Sr |
? |
IV. Продолжи ряд
Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:
а) Li, Al, As,...;
б) F -, Na+, S 2-, Ar, ...
V. Убери «лишнее»
В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:
а) NaCl; AgNО3; KCl; KNО3;
б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S.
Можно придумать множество таких игр-тренажеров, вот, например, другой вариант: «Третий лишний».
а) CaO, CuO, SO2;
б) HNO3, H2S, H2O;
в) Na2SO4, H2SO4, BaCl2;
г) NaOH, Al(OH)3, Al(NO3)3.
В каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не тому классу, к которому относятся два других. Объясните, почему?
VI. Игровые карточки-задания «Заполни поле»
Заполните нижнее игровое поле значениями относительных молекулярных масс соответствующих веществ.
NaOH |
(CuOH)2CO3 |
H2SO4 |
KNO2 |
Na2CO3 |
MgCl2 |
KMnO4 |
H3BO3 |
Ca(OH)2 |
Игровые карточки-задания по теме «Основные класс неорганических соединений».
Заполните нижнее игровое поле названиями соответствующих веществ.
NaOH |
(CuOH)2CO3 |
H2SO4 |
KNO2 |
Na2CO3 |
MgCl2 |
KMnO4 |
H3BO3 |
Ca(OH)2 |
Игровые карточки-задания по теме «Водород».
Заполните нижнее игровое поле формулами продуктов реакций.
H2+O2> |
H2+Cl2> |
H2+F2> |
H2+Ca> |
H2+N2> |
H2+S> |
H2+Na> |
H2+Fe2O3> |
H2+BCl3> |
VII. «Крестики-нолики»
Вычеркни правильный ряд солей.
По какому признаку можно классифицировать соли?
а)
NaCl |
Li2SO4 |
Pb(NO3)2 |
NaHS |
CaCO3 |
Na2SiO3 |
Na3PO4 |
Cu(OH)Cl |
Zn(OH)NO3 |
б)
NaCl |
Li2SO4 |
Pb(NO3)2 |
NaHS |
CaCO3 |
Na2SiO3 |
Na3PO4 |
Cu(OH)Cl |
Zn(OH)NO3 |
Варианты ответов: а) Na3PO4, CaCO4, Pb(NO3)2; б) NaCl, Li2SO4, Pb(NO3)2.
VIII. Кроссворд
Заполните поля ответами на следующие вопросы:
- Один из основополагающих законов химии;
- Серосодержащая кислота;
- Горизонтальный ряд таблицы Д.И.Менделеева;
- Сложное вещество, с состав которого входит один или несколько атомов водорода и кислотный остаток;
- Сложное вещество, содержащее одну или несколько гидроксильных групп;
- Сложное вещество, состоящее из двух видов атомов, одним из которых является кислород;
- название кислотного остатка НСО 3-;
- вещества;
- название кислоты Н2SO3;
- название элемента, обозначающегося символом S;
- в записи «5Н2О» цифра «5»;
- Процесс ускорения реакции в присутствии других химических веществ, при этом нерасходующихся;
- название химического элемента Не.
Результативность работы по введению дидактических игр в практику преподавания химии можно проследить по следующим направлениям:
- Рост качества обученности;
- Рост мотивации к изучению предмета;
- Участие в предметных олимпиадах и конкурсах;
- Творческие работы и проекты учащихся.
Литература
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. -560с.
- Гузеев В.В. Система дидактических игр при обучении химии // Химия в школе. - 2003. - № 6. - С. 46.
- Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. - М.: Дрофа, 2004 г.
- Пичугина Г.А., Штремплер Г.И. - Игры-минутки в обучении химии // Химия в школе. С. 57.
- Павлова Н.С. Обучающие игры на уроках химии //Химия в школе», № 6, 2000. - с.35.
- Ширикова О.И., Коробейникова Л.А. Ролевые игры на уроках химии. // Химия в школе. - 1991. - №3. - стр. 31.
- Штемплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. М: Дрофа, 2012.