Работая на логопункте ДОУ, я наблюдаю, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, заторможенность, мышечное напряжение, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу - поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
В связи с этим появляются трудности обучения в школе. Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических технологий становится актуальным. Чтобы повысить результативность логопедических занятий я решила использовать нейропсихологические технологии.
Нейропсихология - наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.
Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, - разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.
Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.
Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.
Недавно я посмотрела вебинар Е.Ф.Архиповой «Нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда». Она предлагает при автоматизации звуков использовать тактильно-кинестетическую стимуляцию и биоэнергопластику.
Когда нужна нейростимуляция на логопедических занятиях?
- Трудоемкий и длительный путь коррекции звуков.
- Трудности с артикуляционной гимнастикой и при создании укладов для звуков.
- Сложности вызывания звуков и коррекции их при искажениях разного вида.
- Затруднения при постановке звуков с механической помощью при дизартрии.
- Поставленные звуки долго не автоматизируются.
- Поставленные звуки не вводятся в речь.
- Нарушена просодия и внятность речи.
- Нарушены тонкие движения пальцев рук.
- Выявляются признаки артикуляторно-акустическая дисграфия.
Взяв за основу технологию Архиповой Е.Ф., я сделала свое методическое пособие, с использованием аппликатора Кузнецова «Колючие ладошки».
Варианты использования этого пособия.
1. На занятиях по обучению грамоте.
- Знакомство с гласными звуками и их буквами. Дети располагают свои ладошки на колючие ладошки, где каждый пальчик отвечает за какой то гласный звук. Для младших детей звук обозначен своим символом, а для старших детей - буквой. Задание может быть такое: повтори звуковой ряд - АУО. Дети повторяют и поднимают по очереди пальчики, соответствующие звуку одновременно и правой, и левой ладошки.
- Выделять гласные звуки в словах. Дети проговаривают слово, например МУХА, поднимают сначала средние пальцы, затем большие пальчики одновременно провой и левой ладошки.
- Делить слова на слоги. Дети проговаривают слово, например, машина, поднимают соответствующие пальчики и считают, сколько слогов.
2. Это пособие я использую и при автоматизации звуков.
- в слогах. Ребенок произносит слоговой ряд ЛА ЛО ЛУ и работает пальчиками.
- в словах. Ребенок произносит слова ПИЛА, ЛУНА и также поднимает соответствующие пальчики.
Практическая значимость данного пособия в том, что оно помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушения чтения и письма будущих школьников. Повышает интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой.