Пояснительная записка
«Самое дорогое у человека - это жизнь».
Н.А.Островский
Реализация новых требований Российского законодательства в сфере дошкольного образования влечет за собой существенные изменения в деятельности педагогических работников. В этой связи вопросы оказания своевременной методической помощи воспитателям дошкольных учреждений приобретают особую актуальность, в том числе инновационная кейс-технология, поскольку лучше всего при создании какой-либо проблемы, иллюстрировать её, т.к. дошкольнику проще увидеть ситуацию, или героев ситуации, нежели их представлять. Главное предназначение кейс-технологии - развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
В связи с этим возникла потребность в разработке методических рекомендаций по использованию кейсов безопасного поведения «Чтобы не было беды» в работе со старшими дошкольниками по направлению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Тема безопасности детей в быту сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность - это не просто усвоенные детьми знания, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. У детей дошкольного возраста недостаточно знаний о правилах безопасности, навыков осознанного безопасного поведения. Дошкольников необходимо научить понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица) безопасны для жизни и здоровья, как разумно и правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, а в экстремальных - принять единственно верное решение, чтобы избежать тяжёлых последствий.
Целью данного пособия является повысить интерес дошкольников к безопасному поведению, развить социальную активность, коммуникабельность, умение слушать, принимать верное решение при поставленной задаче в определенной ситуации.
Один из главных критериев уровня жизни человека - это безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее.
Безопасность ребенка - это одна из основных забот, как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
И от того, донесут ли взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
По результатам использования кейс-технологии безопасного поведения «Чтобы не было беды» для формирования социально- коммуникативной активности старших дошкольников, планируется получить следующие результаты:
- ребенок владеет средствами коммуникации (невербальная, фразовая речь);
- умеет взаимодействовать со взрослыми в быту;
- умеет эмоционально-положительно взаимодействовать и общаться со сверстниками в совместной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой);
- освоил формы поведения в знакомых ситуациях, на прогулке, в группе;
- освоил способы взаимодействия со сверстниками в повседневной жизни, с предметами окружающего мира, с взрослыми;
- умеет оценивать свои поступки и действия;
- освоил навыки безопасного поведения в быту, на улице;
- развит социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость, сопереживание;
- умеет использовать вещи в соответствии с их функциональным назначением;
- умеет включаться в разнообразные повседневные дела (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе).
Т.о., проблема формирования навыков безопасного поведения детей является актуальной, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире, т.к. все, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него полезным навыком в будущей жизни.
Содержание
Содержание данного кейса направлено на привлечение внимания старших дошкольников к безопасной жизнедеятельности. Главное его предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Цель: создание условий для предупреждения возможных опасных ситуаций для воспитанников.
Задачи:
- углубить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения дома и на улице;
- способствовать формированию у детей осознанной потребности в сохранении своего здоровья;
- развивать умение анализировать возможные опасные жизненные ситуации и способность принимать правильное решение;
- развивать навыки осознанного применения основных правил безопасного поведения дома и на улице;
- - воспитывать у детей ответственное и бережное отношение к своему здоровью;
- способствовать воспитанию у детей внимательности, ответственности за свои поступки, находчивости.
Кейс должен соответствовать следующим требованиям:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию;
- иметь несколько решений.
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя:
- ситуацию - случай, проблема, история из реальной жизни,
- контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
- комментарий ситуации, представленный автором,
- вопросы или задания для работы с кейсом,
- приложения.
В практике дошкольного образования можно широко использовать следующие методы кейс-технологии:
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
«Фотокейс» в него входит:
- Фото, сюжет которого отражает какую - либо проблему.
- Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
- Задание - правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Метод инцидента - самостоятельный поиск информации, сбор, анализ и систематизация ее.
Метод дискуссии - обмен мнениями в соответствии с правилами между детьми и взрослыми.
Игровое проектирование: Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Метод ситуационно-ролевых игр один из разновидностей метода инсценировки. Цель метода в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубинштейн).
Этапы для разработки пакета кейсов:
- 1 этап. Определить цель создания кейса. Далее следует разработать вопросы и задания, которые позволят субъектам освоить различные виды деятельности.
- 2 этап. Соотнести отобранные ситуации и события с главной целью работы с этой информацией.
- 3 этап. Провести предварительную работу по поиску источников информации для кейса (интернет-ресурсы, каталоги печатных изданий, публикации, статистические сводки и т.п.).
- 4 этап. Подготовить первичный материал для представления его в кейс (компоновка материал, определение формы и вида презентации и т.д.).
- 5 этап. Оформить кейс в определенном виде, доступном для других пользователей.
- 6 этап. Обсудить кейс с привлечением как можно более широкой аудитории и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. При необходимости откорректировать и внести изменения в кейс.
- 7 этап. Подготовить методические рекомендации по использованию кейса.
Кейс должен:
- быть написан интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно, при необходимости, приводить высказывания воспитанников);
- отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
- соответствовать потребностям выбранного контингента воспитанников, содержать необходимое и достаточное количество информации.
Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.
Требования к формату и структуре кейса:
Сюжетная часть - описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных:
- наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс;
- название компании, название продукции, описание продукции, ее особенности;
- имена и должности главных персонажей;
- описание проблемы в данной области;
Информационная часть - информация, которая позволит правильно понять развитие событий:
- краткое описание проблемы, желательно привести несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками событий);
- определенная хронология развития ситуации с указанием действий или воздействующих факторов;
- предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали;
- какие ресурсы могут быть выделены на решение данной ситуации.
Методическая часть - разъясняет место данного кейса в структуре образовательной программы, формулирует задания по анализу кейса для воспитанников.
Сюжетная и информационная части могут существовать как относительно независимые (информация может быть вынесена в приложение), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть четко сформулированы.
Как отмечалось выше, кейс может содержать видео, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях или любые другие.
Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
В процессе освоения кейс-технологий дети:
- учатся получать необходимую информацию в общении;
- умение соотносить свои устремления с интересами других;
- учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
- учатся отстаивать свою точку зрения;
- умение принимать помощь.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
- происходит формирование у детей навыков работы в команде;
- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
- развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
- обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
- учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Кейс-технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Главное предназначение кейс-технологии - развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией
Правила применения кейс-технологии
Важным в работе с предложенными кейсами по формированию культуры безопасности у дошкольников является следование правилам применения кейс - технологии:
- Кейс-технологии - это интерактивные технологии, это - форма в которой мы организуем активное обсуждение и познание жизненных ситуаций.
- Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию. После инициативу и главенство нужно не бояться отдать.
- Главные действующие лица в кейс - обучении - дети, коллектив детей. Педагог находится с ними в равной позиции.
- Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы.
- Акцент в образовательной деятельности нужно перенести не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество детей и педагога.
- При работе с кейсом следует выдерживать технологические этапы. Этапы лучше наглядно обозначить символами.
- Наглядность - это ведущий дидактический принцип и при работе с кейс-технологиями.
Оборудование
Для реализации (применения) разработанных кейсов необходимо следующее оборудование:
- Проектор, экран, компьютерная техника (возможно ноутбук).
- Аудиосистема.
- Магнитная доска, набор магнитов.
- Набор мелких игрушек.
- Набор карточек, фото (может предъявляться на экране).
Этапы работы с кейсом
В целом по каждому кейсу работа организована по следующим четырем этапам и их можно отметить специальной меткой. Это позволяет детям видеть задание, предполагать последующие этапы - и не торопиться, перескакивая с этапа на этап.
1 этап - метка красный вопросительный знак - это этап предъявления стимульного материала кейса. Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т.д. в зависимости от типа кейса. Самое главное - это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?» Педагог задает детям и контент ситуации - сообщает некоторые важные детали о месте или времени, возрасте или занятии человека и т.д.
2 этап - метка желтый восклицательный знак - это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т.п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.
3 этап - метка три зелёных восклицательных знака - это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.
4 этап - метка лист папируса - этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации. Все правила, которые создают дети, мы рекомендуем записывать в специальную детскую «копилку». Туда же помещать детские рисунки по изученной проблеме. Тогда в группе создаются альбомы, к которым дети могут обратиться в свободной деятельности, рассмотреть или предъявить друг другу.
Выбирая ситуацию, педагог должен соотнести ее с потребностями дошкольников, иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.
Естественно, эта ситуация должна «зацепить» ребёнка. В каждом кейсе «Чтобы не было беды» содержится достаточно информации для размышления и решения проблемы, по силам воспитанникам, не содержит подсказок относительно решения проблемы. Педагог должен четко представлять возможные варианты ответов, поэтому ему необходимо проработать каждый кейс до непосредственной работы с детьми.
Очень важной частью в работе по «кейсу» является подготовка педагога по внедрению этой технологии в практическую деятельность с детьми. Прежде всего, педагогу необходимо определить тему, цель и задачи деятельности детей, где могут, применены кейсы.
Организовывать детей на работу по кейсам лучше в подгруппах, тогда можно прогнозировать большую активность участников. Лучше организовать работу с подгруппой детей отдельно (остальные дети заняты другим видом деятельности), либо в двух параллельных подгруппах, тогда дети второй подгруппы выступают «зрителями-участниками».
Цель - не добиться правильного ответа, а побудить к активному поиску, к коммуникации и принятию взвешенного решения.
В первую очередь нужно познакомить детей с ситуацией, зафиксировать их внимание, создать положительное отношение к ситуации.
Следом дети совместно с педагогом выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
Таким образом, кейс-технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, в нашем случает по теме «Чтобы не было беды», развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Список рекомендуемой литературы
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. Сборник статей. ФГОС ДО. А/сост. Волосовец Т.В., Зыкова О.А., 2015.
- Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. - 2015. - №8. - С. 12-16.
- Козлова, С.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: современный аспект / С.А.Козлова // Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. - М. : ООО «Русское слово». - 2016. - С. 11-16.
- Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. / Л.В.Коломийченко. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 160 с.
- Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика - М.: Издательский центр «Академия», 2016 г. - 416 с.
- Крулехт М.В. Качество дошкольного образования как актуальная педагогическая проблема / М.В.Крулехт // Дошкольная педагогика. 2017. № 5. С. 26-28.
- Левина-Щерина Ф.С. Некоторые методы и приемы воспитания поведения дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2018. - №4. - с.15-18.
- Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Под ред. Сурмина Ю.П. - Киев.: Центр инноваций и развития, 2016.
- Смолянинова О.Г., Храмова Л.Н., Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Лобанова О.Б. Реализация кейс-технологии в профессиональной подготовке будущего педагога // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.;
- Панина Т.С., Л.Н.Вавилова «Современные способы активизации обучения» М. 2015.