Алгебра в параметрах. 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Пояснительная записка

Кружок «Алгебра в параметрах» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.

Настоящий глубокий интерес к математике начинается у учеников с привычки и стремления к серьезному умственному труду. Из этой привычки развивается потребность к творческой, исследовательской деятельности.

Известно, что в программах по математике (для неспециализированных школ) задачам с параметрами отводится незначительное место. Общеобразовательная школа по многим причинам не может научить своих учеников решать задачи с параметрами. Это очень трудный материал, требующий большого количества времени; кроме того, прежде чем приступать к решению подобных задач учащийся должен в совершенстве овладеть общим курсом математики. Но именно задачи с параметрами открывают перед учениками большое количество эвристических приемов общего характера, ценного для математического развития личности. Именно эти задачи дают большой размах поисковой деятельности, возможность обсуждать и доказывать. Именно эти задачи позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся. Программа курса построена таким образом, что каждое занятие включает в себя теоретические знания, постановку проблемы, выдвижение и проверку гипотез, поиск решения. Все темы дополняют, расширяют и углубляют знания учащихся.

Изучение физических, химических, экономических и многих других закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами, к исследованию процесса в зависимости от параметра. Поэтому навыки решения задач с параметрами, знание некоторых их особенностей нужны всем специалистам, в любой области научной и практической деятельности.

Главный принцип построения программы: от простого к сложному, переход от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому.

Основная задача кружка как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого слушателя, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.

Программа данного кружка рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9 классов. Занятия можно проводить в виде лекций, бесед, подготовки докладов, исследования практических и теоретических материалов, основное время отводится решению задач. По окончании занятий проводится презентация учебных практических работ - конференция, которая подведет итог всей работе учащихся. Работы могут быть как индивидуальные, так и парные, групповые. Итоговый урок можно провести в виде конкурса, где победителей определят сами учащиеся.

Основные задачи:

  • углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • выявить и развить их математические способности;
  • расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с параметрами;
  • повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
  • развитие навыков исследовательской деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • должны иметь элементарные умения решать задачи повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;
  • точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
  • правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
  • применять рациональные приемы тождественных преобразований;
  • использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.

Технологическая карта математического кружка

На каком содержательном материале строится курс?

На материале базового курса математики.
Курс поможет ученику сориентироваться в выборе профиля высшего учебного заведения, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, даст возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

Чем содержание Курса качественно отличается от базового?

Содержание курса адекватно возрасту детей и способствует развитию их интереса к математике. Важно не только добиться усвоения школьниками этих понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важный компонент развивающего обучения.
Содержание способствует развитию творческой и исследовательской деятельности учащихся. Весь материал данного курса в базовом не изучается.

Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

В данном курсе основными видами деятельности являются:
▪ совершенствование рациональных приемов тождественных преобразований,
▪ работа в парах, в группах (умение слушать и объяснять),
▪ выдвижение гипотез и их доказательств,
▪ составления отчёта о выполненной работе.

Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чём он может проявить инициативу?

Учащиеся могут выбрать:
▪ объект изучения
▪ вид отчётных работ из предложенных (отчёт, презентация, проект)
▪ литературу, по которой они будут готовить отчётные работы

Какие критерии позволят оценить успехи в изучении данного курса?

Критерии оценки уровня достижений учащихся:
▪ наблюдение активности на занятиях,
▪ беседы с учащимися, родителями,
▪ анализ работ учащихся,
▪ анкетирование.
Итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по результатам отчётов о выполненных работах, по итогам участия школьников в конференции.

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?

Анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не мене 3 раз за цикл обучения)

Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности?

Итоговая конференция с защитой работ учащихся.

Содержание обучения

1. Решение уравнений с параметрами. (10 часов)

Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах = в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).
Квадратное уравнение с параметром. Применение теоремы Виета. Взаимное расположение корней квадратного трехчлена. Выделение полного квадрата.

Уравнения высших степеней. Теорема Безу. Схема Горнера. Уравнения с двумя неизвестными.

2. Решение неравенств с параметрами. (6 часов)

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

Неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.

Решение квадратных неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена. Количество корней в зависимости от значений параметров.

3. Решение систем уравнений с параметрами. (8 часов). Решение систем линейных уравнений способом сложения и подстановки.

Системы симметричных уравнений.

Решение систем рациональных уравнений специальными приемами.

4. Функционально-графический способ решения задач с параметрами. (10 часов).

Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множество действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

Свойства функций в задачах с параметрами. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Свойства монотонных функций.

Тематическое планирование математического кружка. 9 класс

Краткая аннотация

"Алгебра в параметрах" - неподдающаяся решению основной массе учащихся. Так как по базовым образовательным программам научить учащихся решать задания с параметрами просто нереально. Данный курс не предусматривает полного обучения данной задаче. В программе положено начало, даются некоторые приемы решения рациональных неравенств, уравнений и их систем. Обучение должно быть продолжено в 10-11 классах, где задачи с параметрами будут расширены на тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Курс должен помочь сделать решение задач с параметрами «возможным».

Все меньше времени на уроках мы можем уделить творчеству, исследованиям. Данный курс построен таким образом, что каждое занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, их обобщение и систематизацию, постановку проблемы и нахождение путей ее решения самими учащимися.

Все темы дополняют, расширяют знания учащихся, реализуют возможность каждого учащегося, дают возможность работы в парах и в группах. Таким образом, у прошедших этот курс, будет сформировано целостное представление о решении рациональных неравенств, уравнений и их систем, развит познавательный интерес, что приведет к повышению успеваемости по математике, повысит информационную и коммуникативную компетентность учащихся при выполнении отчетной работы.

Данная программа отличается от других подбором тематических заданий к урокам и прилагается примерная итоговая практическая работа для учащихся, что позволит учителю легко работать по ней.

Список рекомендуемой литературы

  1. Ястребицкий Г.А. Задачи с параметрами.
  2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. «Необходимые условия в задачах с параметрами». - М., Илекса, 2005.
  3. Скорикова Л.А.Математика 10-11 классы. Задачи с параметрами. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010.
  4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа (методические рекомендации и дидактические материалы). - М., Просвещение, 1990.
  5. Локоть В.В. Задачи с параметрами.
  6. Родионов Е.М. Математика. Решение задач с параметрами: пособие для поступающих в вузы. - М., учебный центр «Ориентир» при МГТУ, 2001.
  7. www.uztest.ru
  8. www.reshuege.ru

Для учащихся

  1. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра: Учебное пособие для 9-10 классов средних школ с математической специализацией-2-е изд., М.: «Просвещение». 2005.
  2. Родионов Е.М. Математика. Решение задач с параметрами: пособие для поступающих в вузы. - М., учебный центр «Ориентир» при МГТУ, 2001.
  3. Беляев С.А. Задачи с параметрами. Методическая разработка для учащихся Заочной школы «Юный математик». М., изд. МЦНМО, 2009
  4. www.reshuege.ru
  5. www.uztest.ru

Список литературы, использованной при подготовке программы

  1. Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Уравнения и неравенства с параметрами: количество решений. Математика ЕГЭ, 2011 (типовые задания С5).
  2. Скорикова Л.А.Математика 10-11 классы. Задачи с параметрами. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010.
  3. Крамор В.С. Задачи с параметрами и методы их решения. М.,ОНИКС, Мир и Образование, 2007.
  4. www.reshuege.ru