Урок обобщения и закрепления изученного.
Цели:
- систематизировать и обобщить сведения по орфограмме "[Не] с частями речи".
Задачи:
- формировать навык написания [не] со словами разных частей речи.
- развитие логического мышления, умения анализировать, синтезировать.
- воспитание интереса к родному языку.
- формировать навык взаимоконтроля и самоконтроля.
Оборудование:
- портфолио,
- презентация,
- индивидуальные тестовые задания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение целей и задач урока
- На доске несколько примеров с орфограммой. Определите, какая орфограмма? Именно она станет предметом нашей беседы и работы на уроке сегодня.
- (не) обладающий фактом
- поступил (не) по-товарищески
- очень (не) красивый зонт
- (не) доедал во время войны
- (не) лепица
- (не) седьмой класс
- (не) знал причины
- (не) взирал на трудности
- (не) мне сказали.
- с 5 по 7 класс мы изучали эту орфограмму, однако по отдельности каждую часть речи, а сегодня систематизируем все теоретические сведения по правописанию "[Не] с частями речи". А в конце урока вернёмся к данным примерам (записанным на доске) и легко раскроем скобки.
III. Обобщение теоретических сведений
- Итак, составляем конспект в портфолио. Работаем в 3 группах; опираемся на знания конспекта, составленные в 5, 6 и 7 классах.
- 1 группа готовит конспект "[Не] с прилагательными, существительными, наречиями".
- 2 группа: [Не] с глаголами, деепричастиями; [Не] с числительным, с местоимением.
- 3 группа: [Не] с причастием;
- Совместно с делегатами от каждой группы составляем обобщающий опорный конспект.
1. [Не] с существительными, прилагательными, наречиями на -о,-е.
Слитно
|
Раздельно |
1. без [Не] не употребляется.
2. можно заменить синонимом.
|
1. наличие противопоставления с союзом а.
- В этих примерах противопоставления нет.
2. слова усиления
3. полное отрицание
4. с прил. цвета:
5. с относительными и притяжательными
6. степень сравнения
7. словарные слова
|
* Наречия не на -о, -е рассматриваем по другому правилу:
1) если без [не] не употребляется, то [не] пишем слитно.
H/p: неподалёку.
2) если без [не] употребляется, то [не] пишем раздельно.
H/p: не по-зимнему одет.
2. [Не] с глаголами, деепричастиями
РАЗДЕЛЬНО
H/p: не крикнул * приставка недо со значением "мало, ниже нормы"
не вызывая H/p: недосолил суп
не оглянувшись. недосмотрел за ребёнком
СЛИТНО, если без [не] употребляется.
H/p:
- негодуя
- негодовать.
Отличать от производных предлогов невзирая на = вопреки
несмотря на
3. Не с числительными, местоимениями
Раздельно:
H/p:
- не пить
- не все
- не каждый
- не двадцать пятый
NB! Правописание отрицательных и неопределённых местоимений зависит от наличия или отсутствия предлога м/у отрицательными частицами [не] и [ни] и местоимением.
H/p: не у кого ни с кем
некого никем
4. Не с причастием
Слитно
|
Раздельно |
1. без [не] не употребляется
|
1. наличие противопоставления с союзом а
|
IV. Закрепление материала. Практическое применение теории по данной орфограмме
1) Работа в группах. Раздаются конверты с одним и тем же практическим материалом. У каждой группы своё индивидуальное задание.
- 1 группа: перечислить слова, которые пишутся с [не] слитно.
- 2 группа: раздельное написание слов с [не] перечислить
- 3 группа: указать пункт конспекта, определяющий написание слова
H/p: несмотря на болезнь №3 (правописание гл., дееприч., мат-л *).
Проверка осуществляется экспертами, которые выбраны учителем в каждой группе в начале работы над этим заданием, т. е. 1-ю группу проверяет эксперт из 2-й группы, 2-ю из 3-й, 3-ю из 1-й. Если выступающий из какой-либо группы ошибается, то эксперт обращается к другим учащимся из этой же группы.
Примеры:
- (Не) смотря на тёплую осень, дни стояли тёплые.
- Вале (не) было скучно.
- Обломов - ребёнок, а (не) безнравственный эгоист.
- Мост ещё (не) построен.
- (Не) высказанный упрёк светился в глазах героини.
- Герой оказывается орудием (не) понятой им силы и погибает.
- Клементьев ушёл, (не) кого позвать в гости.
- В детстве Чехов был (не) истощим на выходки.
- Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
- Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не) большой, но быстрой речки.
- (Не) наше пока это дело
- Дружба с ним была далеко (не) легка.
- Я (не) нашёл, что сказать.
- (Не) городской сад, однако одно загляденье.
- Всей жизни для этого (не) жаль.
- Ничуть мы (не) злые, каждый в отдельности и вовсе добрый.
- Почему ты мне (не) рад.
- (Не) такой я тебя представлял.
- Гол забил (не) шестнадцатый игрок, а первый.
- Абсолютно (не) успевающий ученик из 8 класса.
Ответы:
1 группа - 1,3,5,8,9,10,20
2 группа - 2,4,6,7,11,12,13,14,15,16,17,18,19
3 группа
- №2
- №2
- №1
- №4
- №4
- №4
- №2
- №4
- №3
- №1
- №3
- №1
- №2
- №1
- №1
- №1
- №1
- №3
- №3
- №4
2) Раскроем скобки и определим, как пишутся слова, которые в начале урока помогли нам определить тему . Объяснение слов происходит согласно опорному конспекту.
V. Рефлексия. Подведение итогов, выставление отметок
- Что прежде всего нужно сделать, если встречается слово с [не]. (Определить часть речи, а уж потом применить портфолио).
Закончи предложения. Сегодня на уроке я научился … У меня получается… Мне следует потренироваться…
- Наиболее эрудированными сегодня были ….
- Покажите с помощью смайликов ваше настроение в конце урока.
VI. Д/з дифференцировано (каждый ученик выбирает сам)
- у. 394 (учебник 7 кл. "Русский язык" Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская).
- составить рассказ на школьную тему из 5-6 предложений, в каждом из которых должно быть слово с [не], объяснить их правописание.