Цель: создать условия для формирования понимания значения питательных веществ в жизни живых организмов, овладения знаниями о возможности получения энергии из пищи.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Планируемые результаты:
- предметные: научатся использовать знания о том, что запас питательных веществ необходим организмам для приспособления к изменениям погодных условий в течение года, для развития зародыша, вскармливания детенышей и для жизнедеятельности живых организмов;
- метапредметные: научатся использовать рисунки, текст учебника, материал презентации в качестве источника новой информации, анализировать информацию, делать выводы, устанавливать взаимосвязи между питательными веществами и энергией жизни.
- личностные: научатся проявлять самостоятельность в учебной деятельности.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстрационный, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. (организация ситуации самооценки готовности к предстоящей деятельности на уроке.)
II. Актуализация опорных знаний.
Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
Все ли живые организмы одинаково добывают энергию? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задание №1 на карточке
Задание №1
Вставь пропущенные слова: растения ………………. корнями в почве, а животные и человек ………………
Почему растение сидит на месте, а человек и животные передвигаются?
Выполни задание №2 на карточке.
Задание №2
Вставь пропущенные слова: растения кормят себя сами, образуя из ………………….. и …………….. органические вещества, человек и животные должны ……………………..готовые
Фронтальная работа:
- Как передвигаются разные животные?
- Двигаются ли растения? (использовать результаты домашнего опыта) (все растение передвигаться не может, но могут передвигаться отдельные органы растений: стебель с листьями - к свету, корень - в глубину почвы.)
III. Изучение нового материала.
Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? Какие задачи будем решать?
Чтение рассказа М.Пришвина «Беличья память» (организация ситуации формирования проблемы, цели и темы)
Мозговой штурм (сопровождается демонстрацией презентации). В ходе обсуждения вопросов и заданий организуется ситуация решения учебной задачи.
- О чем идет речь в рассказе?
- Какие еще животные запасают для себя пищу? (слайд 4)
- Какие животные не запасают для себя пищу и почему?
- Медведю нужна энергия во время спячки, где он ее берет?
- все ли питательные вещества организмы расходуют, получая из них энергию для движения и других процессов жизнедеятельности. Да и двигаются все по-разному: одни больше, например…, другие меньше, например…
- Приведите примеры движения животных по своим наблюдениям за домашними питомцами. (слайд 6)
- Вспомни, каждый ли день ты двигаешься много. (слайд 7-8) Когда больше тратиться энергии: в первом случае или во втором? Если человек двигается мало, то питательные вещества…
- В каких частях растений откладываются про запас питательные вещества? (слайд 10)
- Растениям нужен запас питательных веществ? Когда они его используют? (слайд 11-12)
- Какой вывод можно сделать? (Вывод: Живые организмы запасают питательные вещества, чтобы обеспечить ими развивающийся зародыш или новый организм.)
- Что лежит в основе роста живого организма? (слайд 19).
IV. Закрепление. Работа в парах.
- Прочитать вопросы в начале параграфа, обсудить их с соседом по парте и подготовить ответы на поставленные вопросы.
- Зачем живые организмы запасают энергию?
- Как они ее получают?
Выводы:
- Питательные вещества, необходимые для роста всех живых организмов, должны непрерывно поступать в каждую живую клетку тела.
- Они дают энергию для его движения, поддержания жизнедеятельности, роста обеспечивают питание зародыша при его развитии.
V. Рефлексия.
- Какая цель стояла перед уроком? Достигли ее?
- Я узнал на уроке…
- Я хорошо понял…
- Мне не совсем понятно…
- Я могу рассказать…
- У меня есть вопрос к учителю или к ребятам…
VI. Домашнее задание.
§ 26, повт. § 24-25.