Программа внеурочной деятельности: "Игровая студия"

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Спортивная направленность

Уровень - стартовый

Форма обучения - очная

Возраст обучающихся: 6-8 лет

Срок реализации программы: 2 месяца

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вступление

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая студия» имеет, физкультурно-спортивную,) и разработана для детей (6-8). Программа направлена на формирование и развитие (двигательной активности младших школьников, физическое развитие).
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р),
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09),
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391),
«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москвы),
Устав МБОУ СОШ №38(многопрофильная) им В.М.Дегоева
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях (физкультурно-спортивной) направленности и спецификой работы учреждения

Актуальность программы: В системе начального обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к игровой деятельности, самостоятельности, уважения и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни утверждению в ней.

современные требования модернизации системы образования (ссылки на конкретные нормативные правовые акты, определяющие содержание программы)

Разработка данной программы вызвана необходимостью совершенствования, изменениями в современном обществе.

социальный заказ (базируется на анализе социальных проблем; на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги)

Воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Оптимизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время
Анализ детского (родительского) спроса на дополнительные образовательные услуги в данном виде деятельности показал, необходимость данного кружка.

поручение образовательного учреждения (основано на потенциале образовательного учреждения)

В МБОУ СОШ № 38 имеется спортивный зал, новое оборудование.

инновационная деятельность (обосновано материала ми научных исследований, анализом педагогического опыта т.д.).

Анализ материалов научных исследований показал необходимость ( увеличения двигательной активности обучающихся.)

Возможность использования программы в других образовательных системах

реализуется в рамках учреждения

Программа реализуется в МБОУ СОШ № 38) (многопрофильная) им.В.М.Дегоева

Цель программы - воспитание двигательной активности младших школьников, нравственное и физическое развитие

Сформулирована не абстрактно, указывает на конкретный вид деятельности и дает представление о предполагаемых образовательных результатах

Духовно-нравственное, творческое и физическое развитие обучающихся посредством знакомства с национальной культурой и изучением игр разных народов.
Развитие индивидуальных способностей, самореализация личности
Формирование высоконравственной, разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору или к началу трудовой деятельности или к самообразованию и самосовершенствованию.

Задачи программы

- Познакомить детей с разнообразием игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- Формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учетом особенностей участников, условий и обстоятельств,
- Развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу,
- Оптимизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время.
- Воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Отличительные особенности программы

сформулированы уровни сложности освоения программы («стартовый уровень», «базовый уровень», «продвинутый уровень»)

Программа является разноуровневой. Особенностью содержания программы является дифференциация содержания по уровням сложности: «Стартовый уровень», «Базовый уровень», «Продвинутый уровень». При реализации программы предусмотрена возможность последовательного/параллельного освоения содержания программы на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.

сформулированы основные идеи, на которых базируется программа;

Программа предполагает:

  1. Индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);
  2. Возможность индивидуального образовательного маршрута;
  3. Тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта;
  4. Разновозрастный характер объединений;
  5. Возможность проектной и/или исследовательской деятельности;
  6. Возможность сетевой и/или дистанционной формы реализации программы
  7. и другое

сформулированы педагогические принципы реализации программы

Программа строится на следующих дидактических принципах:

доступности
- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
- наличие дидактического материала;

- научности
- обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы;
- «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребёнок переходит к выполнению более сложных.

и другое.

определены и (или) обоснованы принципы отбора и построения содержания программы

Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками физической культуры, изобразительного искусства. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, заучивание), так и нетрадиционные (познавательные игры, праздники)
В разных играх игровые действия различные по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывание загадок пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия является средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Программа включает разделы: вводное занятие (1 час), подвижные игры (1 часа), дидактические игры (1 час), народные игры (1 часа), сюжетно-ролевые игры (1 часа), игры на развитие внимания (1 часа), старинные игры (1 часа), пальчиковые игры (1 )
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Дети объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Словесные игры построены на словах и действия играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую очередь входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов.
Также составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: «Похож не похож», «Кто больше заметит небылиц».
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Например: «Кому что нужно?», «Назови три предмета».
И выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает - не летает».
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Особый класс игр - традиционные, или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, как и они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показала, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека.

Характеристика обучающихся по программе

наличие специальных способностей в данной предметной области не нужны;

дана характеристика возрастных, физиологических и психологических особенностей обучающихся, которые определяют объем и структуру содержания, форм и методов

В возрасте 6-8 лет формируется навык самостоятельности. Ведущим видом деятельности становится учебная. Преобладает авторитет учителя. Дети способны под руководством взрослого определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Так же дети проявляют фантазию и воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности, при выполнении работ. Поэтому_____________.

В 6-8 лет ведущим видом деятельности становится общение (со сверстниками), характерным является стремление найти свое место среди сверстников, подростки пытаются утвердиться в новой социальной роли, стараются выйти за рамки школы в другую сферу, имеющую социальную значимость. Поэтому_______________.

Обоснованы принципы Формирования групп, количество обучающихся

По программе могут обучаться дети в возрасте от 6 до 8 лет. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. Наполняемость групп от 10 до 15 обучающихся.

определены и (или) обоснованы принципы (требования к уровню подготовленности, отсутствие медицинских противопоказаний, наличие определенных способностей и т.д.) отбора обучающихся по программе

Пример: По программе могут обучаться мальчики и девочки в одновозрастных и разновозрастных группах в возрасте от 6 до 8 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Формирование групп осуществляется без вступительных испытаний.
Пример: Программа предназначена для обучающихся 6-8 лет.
Обучающиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с обучающимися других возрастных групп. Программой не определяются требования к начальному уровню
подготовки обучающихся. Программу могут осваивать дети как без какой-либо специальной подготовки .

Сроки и этапы реализации программы

Заявлена продолжительность образовательного процесса (в годах, учебных часах) в целом и каждого этапа (блоки, модули, разделы, темы) в отдельности

Программа рассчитана на первое полугодие обучения, разделена на разделы
и основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме
Зачисление детей
производится в начале учебного года.

Формы и режим занятий по программе

выбор основных форм организации деятельности обучающихся аргументирован и обоснован

В соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в неделю Продолжительность занятий - 40 мин Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей
группой 10-15 человек), малыми группами (4-6 человек) и индивидуально. Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетно­ролевая, логическая), проектная и исследовательская деятельность и т. д.

указана примерная структура занятий и их дифференциация в зависимости от содержания программы

Структура занятия:

1 этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с инструментами и оборудованием.

2 этап. Основная часть.

Постановка цели и задач занятия.
Создание мотивации предстоящей деятельности.
Получение и закрепление новых знаний.
Физкультминутка.
Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.

3 этап. Заключительная часть.

Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ожидаемые результаты и форма их проверки

- Сформированное представление о необходимости игры в жизни людей и значения игры.
- Приобретение практического опыта детей и знаний о разных видах игровой деятельности.
- Положительное отношение к игровой деятельности.
- Умение точно выполнять команды и указания.
- Творчество, активность, интерес ко всем видам игр.

способы оценки, фиксации результатов соотносятся с целью и задачами обучения по программе
способ оценки соответствуют виду результатов (предметные, метапредметные, личностные)
логика представления планируемых результатов соответствует логике задач
результаты сформулированы четко и конкретно: перечислены приобретаемые знания, умения и качества личности

Предметные/обучающие:
Метапредметные/развивающие:
Личностные/воспитательные:

Иметь представление о спорте.
Знать игры народов мира.
Уметь играть.
Демонстрировать игры.

определен способ (форма) оценки результатов освоения программы (разделов, блоков, модулей, этапов)

участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня.

способ фиксации достижения планируемых результатов позволяет отследить динамику (портфель достижений, карты наблюдений, журнал и др.)

Формы контроля и подведения итогов реализации программы

итоговая аттестация соответствует локальным нормативным актам организации

Пример: Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно «Положению об итоговой (входной) диагностике в рамках реализации дополнительных образовательных программ» (МБОУСОШ № 38).

формы итоговой аттестации адекватные заявленному содержанию программы и возрасту обучающихся

Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются:участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня и другие формы.

оценочные средства позволяют проконтролировать каждый заявленный результат обучения, измерить его и оценить

Учебный план, учебно-тематический план, календарный учебный график

понятна логика построения (тем, раздела, модуля)
сбалансированность деления содержания по разделам, модулям
соответствие цели и задач программы тематическим разделам, модулям, темам
оптимальность соотношения теоретической и практической деятельности (в часах)

Учебно-тематический план кружка « Игровая студия»

Тема

Всего

Теоретические и
практические занятия

1.Вводное занятие

1

1

2.Подвижные игры

1

1

3.Дидактические игры

1

1

4.Настольно-печатные игры

1

1

5.Народные игры

1

1

6. Сюжетно-ролевые игры

1

1

7. Словесные игры

1

1

8. Игры на развитие внимания.

1

1

9. Старинные игры

1

1

10.Пальчиковые игры.

1

1

Итого

8

8

Содержание программы

соответствие содержания заявленной теме, разделу, модулю описание каждой темы соответствует учебно­тематическому плану
единообразие в описании содержания
конкретность формулировок содержания
оптимальное соотношение теоретической и практической деятельности на каждом
занятии учебный материал (теоретическая и практическая часть) соответствует возрасту обучающихся

1. Вводное занятие.

Теория. Организация учебного труда обучающихся. Организация рабочего места. Основные инструменты, оборудование, приспособления и правила работы с ними. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Введение в образовательную программу.

2. Виды текстильных материалов.

Теория. Виды оборудования их свойства и область применения.
Практика. Особенности материалов для игр. Работа с образцами

Условия реализации программы

имеется конкретное описание необходимых материально-технических условий для реализации программы

Материально-техническое обеспечение

1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
2. Оборудование:
3. Инструменты и расходные материалы:

прописаны и обоснованы требования к подготовке педагога

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).

определены и обоснованы возможные формы реализации программы (сетевая форма, дистанционное обучение, очно-заочное и т.д.)

Формы реализации: Очная, без использования дистанционных технологий.

предусмотрена возможность индивидуальных образовательных маршрутов освоения программы

При реализации программы предусмотрены индивидуальные
образовательные маршруты для обучающихся с ОВЗ/с особыми образовательными потребностями.

Список информационных ресурсов

должен содержать различные информационные ресурсы, том числе - электронные, образовательные ресурсы, ресурсы сети Интернет
список литературы и информационных ресурсов составлен для разных категорий участников реализации программы: педагога, родителей или обучающихся.
оформление списка литературы должно соответствовать современным требованиям (ГОСТ Р 7.0.100-2018)

Единая коллекция цифровых ресурсов - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
1. Книга Игры народов мира.
2. Интернет. Браузер http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/igry-narodov-mira
3. Википедия Игры народов мира http://ru.wikipedia.org/wiki
отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в. в.): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 19 народов СССР - Москва: Просвещение, 1988.
4. Ориол Риполл «Играй! Самые интересные игры со всего света» - Москва: Манн, Иванов и Фер

Приложение