Предмет: русский язык.
Класс: 3 класс.
Тип урока: «открытие» новых знаний, урок-исследование.
УМК: «Перспектива».
Тема урока |
Изменение имён существительных по падежам (склонение) |
Цель урока |
Дать понятие о склонении имён существительных. Познакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении. |
Задачи |
Организовать наблюдение над именами существительными через выведение учащихся на необходимость использования их в речи.
|
Формируемые УУД |
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
|
Методы обучения: проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка, смена вида деятельности, работа в парах, групповая работа.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
- Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
II. Повторение
СЛАЙДЫ с ребусами.
Работа с ребусами. (На экране появляются ребусы. Ученики отгадывают и пишут в тетрадь словарные слова. Подчёркивают безударное гласное в словах)
1. Словарный диктант.
Берёза, ветер, воробей, ворона, огород, девочка, деревня, заяц, коньки, лисица.
(Ученики дают характеристику именам существительным.
Берёза - что?, нарицат., неодушевл., ж.р., ед. число, род
2. Ученики смайликами оценивают свою работу. (зелёный без ошибок, жёлтый с 1 ошибкой,если больше ошибок, то красный)
III. Актуализация знаний
Давайте по опорным словам вспомним, что мы знаем об имени существительном.
Составление кластера «Имя существительное». (1 лист пустой)
IV. Постановка учебной задачи
1. Создание проблемной ситуации.
На экране появляется ребус к слову падеж. СЛАЙД с ребусом падеж.
- Где можем найти толкование слова падеж? (в словаре, в Интернете)
(Ученики ищут значение слова «падеж» в словарях и читают значение слова) Давайте найдём значение этих слов. Для этого будем работать в группах. Первая группа будет искать определение слов в толковом словаре, вторая в школьном справочнике, третья в интернете.
Перед работой вспомним правила сотрудничества.
СЛАЙД с объяснением слова падеж со словаря.
2. Определение темы урока. (Ученики называют тему урока)
- Что сегодня на уроке будем изучать? (Падеж)
СЛАЙД с темой урока
3. Грамматическая сказка «Откуда пошло название падежей».
СЛАЙДЫ с падежами
Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать - именительным. Родился - стал родительным. Он рос, но был еще малышом, ему все давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его. (Сказку рассказывает И.п.,Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п. и прикрепляется запись падежей на доске)
Делают вывод: в русском языке 6 падежей.)
V. Усвоение новых знаний
1. Работа по учебнику. СЛАЙД падежи с вопросами.
Знакомство с таблицей падежей стр.20
(Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.)
- Обратите внимание, что для указания падежей в работе принято их писать сокращенно. У каждого падежа есть свое слово - помощник.( На доске плакат падежей)
- И.п. есть кто? что?
- Р.п. нет кого? чего?
- Д.п. дать кому? чему?
- В.п. вижу кого? что?
- Т.п. любовался кем? чем?
- П.п. говорил о ком? о чём?
2. Работа по учебнику.
А) Чтение «Узелки на память» (учебник стр.20)
Беседа по вопросам:
- Как вы поняли, что называется изменением по падежам?
- Как одним словом называют изменение по падежам? (склонение)
- Сколько в русском языке падежей?
- Чем они отличаются?
Б) Работа с таблицей падежей с.20.Чтение склонения имён существительных лиса и зима. Называют окончания имён существительных.
VI. Физкультминутка
(Презентация)
VII. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала
1. Решение учебной задачи. Работа в тетради.
Склонение имён существительных с безударными окончаниями, опираясь на таблицу падежей по учебнику с.20 по учебнику
(1 гр. - вода, 2 гр. - река, 3 гр. - сосна,4 гр. - гора, 5 гр. - луна, 6 гр. - звезда, 7 гр. - волна)
(Проверка работ по окончаниям)
2. Интерактивный тренажёр.
Определение падежа имён существительных.
VIII. Формулирование проблемы
1. - Для чего нужно знать падежи? (Чтобы правильно писать окончания имён существительных)
2. Работа в группах. Каждой группе раздаётся по 1 предложению, ученики дописывают окончания слова река.
Зимой речка замерзла. Берега речк.. замело снегом. В летнее время по речк. плавают лодки. Не каждый видел такую полноводную речк... Жители деревни гордятся речк... Многие мечтают отдохнуть на речк...
(На экране появляется текст о речке ученики проверяют свою работу).
3. Определяют падеж им. сущ. Речка
СЛАЙД с текстом. (Проверка работы)
4. Работа по учебнику.
Чтение объяснение Самоварова на с.21 упр.31.
(Падежи нужно знать, чтобы правильно писать окончания имён существительных)
5. Работа в группах. Составление алгоритма.
- Как определить падеж имён существительных?
(На столах записи, ученики составляют алгоритм определения падежей имён существительных)
- Найти слово, от которого зависит имя существительное.
- Поставить от него вопрос к имени существительному.
- По этому вопросу определить падеж.
СЛАЙД с алгоритмом. Группы проверяют работы
IX. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
Выучить падежи и вопросы.
Выполнить в тетради упр.31
X. Итоговая рефлексия учебной деятельности (на кластере добавляют слово «падеж»)
- Давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним:
- Какая была тема нашего урока?
- Какую цель мы поставили на уроке?
- Достигли ли мы поставленной цели урока?
- Что нового узнали об имени существительном?
Сегодня на уроке Я:
- научился, смог...
- узнал, открыл для себя…
- могу похвалить себя и своих одноклассников...