Цель: изучить строение скелета человека, выявив особенности его строения, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся со строением отделов скелета человека: головы, туловища;
- раскрыть значение и функции опорно-двигательного аппарата;
Развивающие:
- развивать умения обобщать и делать выводы о строении и функциях системы опоры и движения;
- оценивать результаты выполненных действий;
- переводить текстовую информацию в графическую;
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- воспитывает самостоятельность, ответственность, информационную культуру;
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся должны знать строение скелета головы и туловища;
- распознавать их на наглядных пособиях;
- устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника;
Метапредметные:
познавательные УУД:
- продолжить формирование умений работы с текстом, иллюстрациями, раздаточным материалом;
- объяснять значения новых терминов;
регулятивные УУД:
- выполнять задания в соответствии с поставленной целью;
- составлять план;
- отвечать на поставленные вопросы;
- продолжить формирование умений самостоятельно работать с рисунками, схемами, таблицами;
коммуникативные УУД:
- развивать умения работать в группе;
- выражать свои мысли и выслушивать ответы одноклассников;
Личностные:
- проводить работу над ошибками для внесения корректив при усвоении новых знаний;
- умение отстаивать свою точку зрения;
Тип урока: комбинированный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с текстом, рисунками, раздаточным материалом); практические (поиск информации в тексте, заполнение таблицы).
Понятия и термины: осевой скелет, добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, межпозвоночный диск, отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый; грудная клетка, рёбра, грудина.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал (набор позвонков, таблицы, модель скелета и черепа).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Тестовая работа
1. Функция опорно-двигательной системы, которая проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас:
- опорная;*
- двигательная;
- рефлекторная.
2. Какая функция опорно-двигательной системы возможная только при условии взаимодействия мышц и костей скелета:
- опорная;
- двигательная;*
- защитная.
3. В каком возрасте кости человека наиболее прочны:
- 5-10 лет;
- 20-30 лет;*
- 60-70 лет.
4. Как называется плотная соединительная ткань, которой покрыты кости:
- подкостница;
- закостница;
- надкостница.*
5. Какие клетки выполняют кроветворную функцию костей:
- клетки желтого костного мозга;
- клетки красного костного мозга;*
- клетки синего костного мозга.
6. Кости плеча, предплечья, бедра и голени - это:
- трубчатые кости;*
- губчатые кости;
- плоские кости.
7. В каком возрасте завершается рост в длину трубчатых костей:
- 5-10 лет;
- 20-25 лет;*
- 50-55 лет.
3. Объяснение нового материала
Актуализация знаний
На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались разговор пойдёт о скелете. "Движение - это жизнь", - как заметил Вольтер.
Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.
Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека»
Что же такое скелет?
Скелет (skeletos - высохший) - совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.
Скелет - совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.
Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма - 10-15 кг (у мужчин несколько больше).
Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.
В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18-25 лет. И остаётся 200-213 костей, в зависимости от особенностей организма.
Скажите, пожалуйста, каково значение опорно-двигательного аппарата млекопитающих животных? (Данная система органов у млекопитающих животных выполняет опорную и защитную функции, обеспечивает движение тела).
О существовании костей в нашем организме знает каждый. Будучи твердым остовом, скелет (от греч. "скелетон" - "высохший", "высушенный") выполняет в нашем организме различные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определенном положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с мышцами и соединительнотканными образованиями - хрящами, связками, сухожилиями - дарит нам способность двигаться, создает структурную форму тела, определяет его размеры. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов - мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет - пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.Кроме основных функций кости скелета участвуют в минеральном обмене (кости - источник Ca, F и других минеральных веществ), а также содержат красный костный мозг - орган кроветворения.
Работа в группах
Вы уже разбиты на группы, и у каждой группы будет своё задание.
(Каждая группа дает краткий отчет о проделанной работе, а обучающиеся других групп заполняют соответствующие графы в итоговой таблице).
Изучить строение и функции отдела, заполнить таблицу.
- 1 группа - Скелет головы.
- 2 группа - Скелет туловища. Позвоночник и строение позвонков
- 3 группа - Скелет туловища. Грудная клетка. Соединение костей.
Первая группа (работа с черепом)
Скелет головы
Череп состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей. В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.
К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.
Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.
Череп - определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.
Мозговой отдел черепа:
- непарная лобная кость;
- непарная затылочная кость;
- теменные кости (парные);
- височные кости (парные);
- клиновидная кость;
- пирамидные отростки височных костей.
Лицевой отдел черепа:
- верхняя челюсть;
- нижняя челюсть;
- скуловые кости (парные);
- носовые кости (парные);
- решетчатая кость.
Череп
А - вид спереди;
Б - вид сбоку:
1 - теменная кость;
2 - лобная кость;
3 - клиновидная кость;
4 - височная кость;
5 - слезная кость;
6 - носовая кость;
7 - скуловая кость;
8 - верхняя челюсть;
9 - нижняя челюсть;
10 - затылочная кость
Вторая группа (работа со скелетом)
Скелет туловища. Позвоночник и строение позвонков
Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.
Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33-34 позвонками.
В нем различают следующие отделы:
- шейный (7 позвонков)
- грудной (12)
- поясничный (5)
- крестцовый (5)
- копчиковый (4-5) .
У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.
Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следуе поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость - крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника - копчик. Он состоит из 4-5 сросшихся маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных - только шейный и крестцовый).
Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз, крестцовый кифоз.
Лордоз - это изгиб позвоночника вперед.
Кифоз - это изгиб позвоночника назад.
Появление изгибов связано с прямохождением, они амортизируют при ходьбе, защищая внутренние органы от сотрясения.
Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.
Строение позвонков.
Позвонки состоят из тела и дуги, которая замыкает отверстие, где проходит спинной мозг. От дуги отходят поперечные отростки, служащие для сочленения с другими позвонками. Между позвонками имеются хрящевые межпозвоночные диски (полуподвижное соединение). Хрящ способен к уплощению и растяжению, поэтому каждый день, в результате действия силы тяжести, мы теряем 8 мм роста. А за ночь, когда мы находимся в лежащем состоянии, наш рост возвращается к норме.
Каждый позвонок состоит из тела, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы. Дуга и тело замкнуты в виде кольца. Располагаясь друг над другом, тела позвонков образуют позвоночный столб, а наложенные друг на друга косные кольца - позвоночный канал - костный футляр для спинного мозга.
Между позвонками находятся прослойки упругой хрящевой ткани, которая обеспечивает гибкость и прочность позвоночника.
Размеры позвонков неодинаковы: шейные позвонки имеют небольшое тело, т.к. испытывают меньшую нагрузку. Первый шейный позвонок называется Атлант, второй - Аксис, или Эпистрофей.
Шейные позвонки Атлант и эпистрофей (первый, второй) участвуют во вращении головы.
- грудные крупнее шейных и сочленены с ребрами;
- поясничные отличаются массивностью тел;
- крестцовые срастаются в одну кость в результате приспособления к большой нагрузке в результате прямохождения;
- копчиковые - остаток хвоста - рудимент.
Третья группа.
Скелет туловища. Грудная клетка. Соединение костей
Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью - грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.
Грудная клетка образована грудиной и 12 парами ребер, которые соединены с грудными позвонками.
Выделяют 3 вида ребер:
- Истинные ребра - соединяются с грудиной с помощью хрящей (7 пар).
- Ложные ребра - соединены с последним истинным ребром (3 пары).
- Колеблющиеся ребра - передние концы свободны, очень короткие (2 последних пары).
Такое строение грудной клетки позволяет увеличивать ее объем при вдохе и уменьшать при выдохе. Поэтому хорошо развитая грудная клетка способствует хорошей работе сердца и легких. Грудную клетку развивают физические нагрузки и спорт (плаванье, гребля).
Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.
Соединение костей:
- Неподвижное - костный шов (череп)
- Полуподвижное - позвоночник.
Заполнение таблицы:
Тесты
ФИ _______________ класс ______
Номер вопроса |
a |
b |
c |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
4. Закрепление знаний
А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?
Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы.
Теперь мы с вами изучили строение осевого скелета человека и сможем сравнить скелет млекопитающего и скелет человека, выявив его особенности к прямохождению и развитию речи.
I. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением
- Позвоночник имеет изгибы
- Грудная клетка расширена в стороны
- Тазовый пояс широкий, имеет вид чаши
- Массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук
- Стопа сводчатая
II. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью
- Большой палец руки противопоставлен остальным
- Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым
5. Домашнее задание
Параграф 11 и вопросы после него.