Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации о средах обитания животных: наземно-воздушной, водной и почвенной, о приспособленности организмов к среде обитания; создать условия для применения знаний и умений о средах обитания животных в знакомой и новых учебных ситуациях.
Задачи:
- познакомить учащихся со средами обитания животных;
- научить решению простых экологических задач, развивать умения анализировать, высказывать свои мысли, обосновывая их;
- создать условия для развития монологической речи;
- продолжить обучение работе в режиме диалога и полилога.
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Формы работы учащихся беседа, индивидуальная работа, фронтальная работа.
Основное содержание темы: наземно-воздушная и почвенная среды обитания организмов; приспособленность организмов к среде обитания.
Планируемые результаты.
- Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы.
- Метапредметные.
- Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
- Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
- Предметные: умение характеризовать приспособленность организма к среде обитания.
Необходимое оборудование: учебники, электронное приложение, презентация учителя, компьютер, чучела, коллекции, рисунки животных, карточки с текстами и программированным заданием для каждого учащегося, на доске и в тетрадях учащихся таблица «Приспособления животных к среде обитания»:
Название животного |
Среда обитания |
Приспособление к обитанию в данной среде |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающего |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационный момент |
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Создает эмоциональный настрой на урок.
Все расселись по местам?
Обратите внимание, у каждого на столе лежат документы для индивидуальной и фронтальной работы. |
Демонстрируют готовность к уроку. |
Регулятивные:
|
||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация знаний |
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степи, горы…
|
Работают со смысловым значением фразы. Отвечают на вопросы. |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
|
||||||||||||||||||||||||
3 |
Определение темы урока. Самоопределение деятельности. |
Демонстрация фотографий и рисунков животных из разных сред обитания.
|
Соотносят организмы согласно их среде обитания. |
Личностные:
|
||||||||||||||||||||||||
- Итак, как мы назовем тему сегодняшнего урока?
Выберем название, которое понравилось больше других. Запишите тему урока. - Какие задачи будем решать? Учитель подводит итог: - Нам необходимо узнать, какие среды обитания организмов выделяют ученые; выяснить условия существования в этих средах и варианты приспособлений организмов к обитанию в этих условиях. |
Предлагают темы: «Кто где живет?», «Среды обитания животных» и другие.
Записывают тему урока. Называют задачи урока. |
|||||||||||||||||||||||||||
4 | Учебно-познавательная деятельность |
- Положите перед собой карточки с текстом № 1. Внимательно прочитайте текст.
Текст № 1. Эти птицы - чемпионы по скорости полета среди птиц. Обычная для них скорость - 120 км в час. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилет означает наступление устойчивой теплой погоды. Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья - длинные, заостренные. В полете они бывают до 19 часов в сутки - ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны. Слюна особенно клейкая во время гнездостроения. - О каких птицах идет речь? Что вас заинтересовало в тексте? Какие возникли вопросы? Чем питаются стрижи? Какие у них есть приспособления к ловле насекомых на лету? Для чего этим птицам необходимо иметь много слюнных желез? В какой среде обитания проходит жизнь стрижей, и как они приспособлены к ней? Приведите примеры летающих животных, так же как стрижи, питающихся в воздухе. |
Читают текст № 1. Отвечают на вопросы учителя (примеры: летучая мышь, стрекоза). По результатам обсуждения учащиеся начинают заполнять таблицу «Приспособления животных к среде обитания»:
|
Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей. |
||||||||||||||||||||||||
- Прочитайте текст № 2.
Текст № 2.
- Какое это животное? В какой среде обитает? Какие у него приспособления к быстрому бегу? |
Читают текст № 2. Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся продолжают заполнение таблицы. |
|||||||||||||||||||||||||||
- Прочитайте текст № 3.
Текст № 3.
|
Читают текст № 3. Отвечают на вопросы учителя (примеры: дельфин, кит).
Учащиеся заполняют очередные графы таблицы. |
|||||||||||||||||||||||||||
- Прочитайте текст № 4.
Текст № 4.
- А иногда живые организмы поселяются в живых организмах. Сможете ли вы привести примеры, когда животные поселяются в растениях, животных, человеке?
|
Учащиеся записывают новые сведения в таблицу. Приводят примеры. Учащиеся слушают учителя. Продолжают работать с таблицей. |
|||||||||||||||||||||||||||
5 |
Интеллектуально-преобразовательная деятельность. |
Игра «Кто лишний?» (по средам обитания)
- Страус, кенгуру, шмель, волк. (Шмель.)
|
Работают фронтально, находят «лишнее».
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
||||||||||||||||||||||||
6 |
Контрольно-рефлексивная деятельность |
1. Самостоятельная работа по карточкам. Карточка № 1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+* или «-». - Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную. - Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму. - Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров. Это помогает им лучше схватывать пищу. - Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде. - Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют. - Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания. Карточка № 2. По описанию узнайте, о какой среде идет речь. Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники, как приспособления к движению.
- Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
2. Самоанализ и самооценка ученика.
|
Работают самостоятельно по карточкам. Учащиеся анализируют свою работу и выставляют себе оценки. |
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
||||||||||||||||||||||||
7 |
Домашнее задание |
Обязательное:
На выбор: Составьте одну-две задачи на определение названия животного, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела, связанные со средой обитания. Запишите в таблицу «Приспособления животных к среде обитания», какие приспособления имеют бурый медведь, змея, дождевой червь к обитанию в той среде, где они живут |
Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы |
Урок окончен.