Ничто так не побуждает к дальнейшей учёбе, как хорошая оценка и не отбивает желание учиться, как плохой балл. Как педагогу не ошибиться при оценивании и превратить процесс оценивания из поощрительно-карательного в мотивационно-побудительный, к дальнейшему совершенствованию? Федеральные государственные стандарты изменили ориентиры понимания учебных результатов и соответственно подходы к оцениванию. Современный учитель должен создать для детей условия, в которых формировалась бы самостоятельность, умение адекватно оценивать себя и своего товарища, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, умение брать на себя ответственность за свое обучение, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Возникает вопрос, как привлечь к оценочной деятельности не только учителя, но и ученика? Всем требованиям Стандарта в полной мере соответствует формирующее оценивание, которое вовлекает ученика в процесс оценивания, позволяет оценить и результат, и учебную деятельность по его достижению.
Формирующее оценивание базируется на следующих основаниях:
- оценивание является постоянным процессом, который интегрирован в образовательную практику. Постоянно, в ходе всего процесса обучения, на каждом уроке мы с вами наблюдаем, анализируем, рефлексируем, делаем выводы.
- оценивание должно проходить только на основании четких критериев. Основными критериями являются те ожидаемые результаты, которые соответствуют учебным целям. Только так, а иначе быть не может.
- алгоритм выставления отметки должен быть известен всем участникам образовательного процесса. Вот это нужно запомнить и понимать.
- критерии вырабатываются учителем или учителем совместно с учениками. Это принесет гораздо больше пользы, чем, если придет учитель и принесет свои критерии без обращения к ученикам в помощи их разработать. Учитель, всегда остававшийся контролёром, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
Таким образом, система формирующего оценивания выстраивается так, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, что помогает вырабатывать устойчивую привычку самооценки. А это именно то, что от нас требует ФГОС.
Формирующее оценивание строится на применении различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников. Марина Александровна Пинская, автор книги «Формирующее оценивание: оценивание в классе», предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания: критериальное самооценивание, критериальное взаимооценивание, карта понятий, составление тестов.
Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важное условие - разработать критерии вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.
К методам критериального самооценивания относятся лист самооценки, «Цветовые дорожки», «Светофор», оценивание себя по предложенным учителем утверждениям, лист индивидуальных достижений, недельные отчёты, ученическое портфолио, мини-обзор.
Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора. Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи. Светофор, другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. Учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.
Для оценки самостоятельной работы на уроке применяется ещё один инструмент, автором которого является Г.А.Цукерман, линеечка, пятиуровневая шкала. После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На полях тетрадей ученики чертят отрезки, которые показывают уровень выполнения работы. Оценивание включает ещё один этап - оценку работы учителем. Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя.
Недельные отчёты - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса: 1. Чему я научился за эту неделю? 2. Какие вопросы остались для меня неясными? 3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал? Прекрасным примером недельного отчета является «Спидометр успеха» в рабочей тетради «Портфолио ученика». А сам портфолио может стать хорошим помощником ученику, когда он анализирует совместно с учителем те материалы, которые собирает в папку.
Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке командной работы, например, группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать суждения, планировать деятельность по улучшению своей работы. Методы и приёмы, которые используют при критериальном взаимооценивании - это оценочный лист и таблица показателей правильности выполнения заданий.
Карта понятий - это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, которые связаны линиями, фиксирующими связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученики должны вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий - это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Но, к сожалению, у этой методики есть негативные аспекты: трудно сравнить карты, выполненные разными учениками; оценивание карт требует значительного времени; обучающиеся, имеющие привычку к механическому заучиванию и вербальным знаниям имеют серьёзные трудности.
Составление тестов - этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление тестов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя. Данную методику можно использовать уже с первых классов, начав с самого простого варианта: предложить детям придумать и задать друг другу вопросы по изученному материалу. При этом нужно обращать всё большее внимание на качество составленных учениками вопросов. Дети с первого класса пытаются сформулировать вопросы, предлагают варианты ответов, учатся проверять и оценивать друг друга.
Формирующее оценивание - это самый эффективный способ повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
Библиографический список
- Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе; учебное пособие - М.: Логос, - 2010. - 264 с.
- Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе; учебное пособие - Практическое руководство для учителей. - 35 с.
- Пинская М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. - Пособие для учителей. - 15 с.
- Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», - 2007. - 244 с.