Цель:
- создание эмоционально-ценностной среды, обеспечивающей формирование у обучающихся представлений о геральдике как одном из направлений государственной символики и осознание своего «Я» как гражданина города, России;
- формирование навыков информационной культуры, коммуникативных, информационно-поисковых, информационно-аналитических умений, развитие познавательной деятельности учащихся;
- формирование и развитие у детей стойкого познавательного интереса.
Задачи:
- нахождение новой информации и подробное изучение материалов в
- учебной литературе, словарях;
- обучение рациональным приёмам поиска текстовой информации, и её
- анализу;
- создание условий для изучения одного из символов города - герба;
- знакомство с различными видами гербов и принципами их построения;
- развитие способности анализировать символические изображения, понимать их смысл;
- воспитание чувства гордости за свой родной край, город;
- воспитание уважения к национальным традициям своего народа.
Прогнозируемые результаты урока
Предметные:
- узнавать герб города;
- уметь расшифровывать основные компоненты гербов;
- знать основные достопримечательности города.
Личностные:
- осознанное формирование идентичности личности, потребности испытывать чувство гордости за свой город;
- совершенствование умения работать с толковым словарем с целью выяснения значения малознакомых слов;
- развитие общей культуры и детской эрудиции.
Регулятивные:
- определять цель урока с помощью учителя, высказывать своё предположение;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- -действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование задачи;
- умение работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
- выполнять действия по образцу;
- использовать знаково-символичные средства при объяснении значения герба города;
- произвольное и осознанное построение устного речевого высказывания;
- умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Коммуникативные:
- оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу на уроке;
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им.
Оборудование:
- Окружающий мир. Учебник. 3 класс. 2 часть. Саплина Е.В., Саплин А.И. - М.: Астрель, 2021, ЭФУ, рабочие тетради.
- Мультимедийный комплект (компьютер, проектор), толковые словари.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
Мы - умные! Мы - дружные!
Мы - внимательные! Мы - старательные!
Мы отлично учимся! Все у нас получится!
/Ученики хором произносят речевку-настрой на урок./
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Внимательно рассмотрите картинки и подумайте, какое слово я загадала. /Россия/
- Чем является для всех нас Россия? /Россия - это наша Родина./
- Как картинки помогли вам узнать загаданное слово? / Береза, матрешка - символы России, разводные мосты, Спасская башня Кремля, Собор Василия Блаженного - достопримечательности двух столиц России - Москвы и Санкт-Петербурга, двуглавый орел - герб России./
3. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА
- Еще раз посмотрите на эти символы России, найдите «лишний», который что-то отличает от остальных. /Двуглавый орел - герб России - официальный символ, остальные - неофициальные./
- Итак, как вы догадались, тема нашего урока - гербы, а вот, какие именно, об это узнаем чуть позже. А что обозначает слово «герб»? Может ли кто-то рассказать об этом? Где мы можем получить нужную информацию? / Герб - символ России. Дополнительную информацию можем узнать в толковом словаре, в интернете, в учебнике./
3.1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ТЕРМИНОЛОГИЯ
- Воспользуемся учебником, откройте его на странице 82, какая статья размещена там? / Статья «Что обозначает слово «герб»./
- Просмотрите статью, найдите ответ на наш вопрос, прочитайте. /Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту. Дети узнают, что гербы (от немецкого слова «наследие») впервые появились в Западной Европе на щитах рыцарей, являлись знаком рода./
4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЕРБЕ РФ
- А теперь рассмотрим герб России подробнее, какие символы нашего наследия изображены на нем? /Двуглавый орел с раскрытыми крыльями, над ним - три короны, в лапах он держит скипетр и державу./
- Вспомните и расскажите, почему именно орел выбран символом России? /Орел - бесстрашная, гордая и свободная птица./
- Что символизируют две головы и поднятые крылья птицы? /Две головы показывают единение Востока и Запада, распахнутые крылья оберегают всех людей России./
- Почему над головами орла три короны? /Три короны символизируют независимость нашего государства./
- Символы чего орел держит в лапах? Как они называются? /Скипетр и держава символизируют власть и единство государства./
5. КОНКРЕТИЗАЦИЯ ТЕМЫ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА
- На груди орла - щит, приглядитесь внимательнее, может быть, он что-то вам напоминает? /На доске: герб России и Москвы. - Это герб города Москвы./
- Так вот, ребята, герб - это отличительный знак не только государств и знатных родов. Все города мира имеют свой главный символ, отличительный знак - это герб города.
5.1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК
- Сегодня на уроке мы познакомимся с гербами некоторых российских городов, научимся их «читать». Откройте страницу 80 учебника, статья «Герб - символ города», просмотрите ее, найдите информацию о том, кто повелел, чтобы у каждого города России был свой герб. /Дети ищут нужные сведения и отвечают, что это был указ Петра I/
- Продолжим поиск, кто занимался разработкой гербов? /Дети зачитывают строки статьи о том, что разрабатывала гербы специальное государственное учреждение - Герольдмейстерская контора./
5.2. РАБОТА СО СЛОВАРЕМ. ТЕРМИНОЛОГИЯ
- Что значит слово «герольдмейстерский»? Где можно уточнить значение? /Что-то связанное с гербами. Можно уточнить, обратившись к толковому словарю./
- Давайте обратимся к словарю. Что поможет быстро найти искомое слово? Прочитайте определение. /Будем использовать алфавитный поиск. Этого прилагательного нет в словаре, но есть однокоренное существительное: «ГЕРОЛЬДИЯ - орган Сената, ведавший учетом дворян, находившихся на государственной службе, охраной их сословных привилегий, составлением родословных книг, гербов и т.п.»/
- А как вы думаете, кто такие герольды? /Люди, работавшие в Герольдии или Герольдмейстерской конторе. Люди, составляющие родословные книги, гербы./
6. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Подумайте, почему герольды поместили герб Москвы на герб РФ? /Москва - столица России, главный город нашего государства./
- Какое действие изображено на гербе нашей столицы? /Всадник, поражающий копьем дракона./
- Припомните, как зовут всадника? /Георгий Победоносец./
6.1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК
- С его именем связана одна очень интересная легенда… Вернемся к статье учебника. Найдите легенду и прочитайте ее. /Учащиеся находят, и один из них, назвав номер страницы и абзаца, зачитывает ее вслух./
6.2. РАБОТА В ТЕТРАДИ. ИГРА
- А теперь откройте рабочие тетради на странице 28, прочитайте задание 60, выполните его. /Дети по заданию соединяют точки контура рисунка./
- Какое изображение у вас получилось? /Медведь с секирой в руках./
- Чтобы узнать, какому городу принадлежит этот герб, нужно выполнить задание 61 на странице 29. /Игра «Дешифровщик» - ученики решают примеры и вписывают в специальное поле буквы соответствующие результатам вычислений./
- Так какому городу принадлежит этот герб? /Городу Ярославлю./
6.3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
- Расскажите или прочитайте легенду, с которой связано появление медведя на гербе Ярославля. /Ученики рассказывают или зачитывают легенду о победе князя Ярослава над медведем, изученную в предыдущей теме./
6.4. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК
- Таким образом, изображения на гербах Москвы и Ярославля является отражением истории основания этих городов. Есть гербы, которые отображают особенности природы. Вот один из них. Это современный герб города, у вас в учебниках - самый первый герб города..? /Иркутска./
- Прочитайте историю этого герба. Какая забавная путаница произошла с этим гербом? /Учащиеся читают текст «про себя». Объясняют, что чиновники допустили ошибку и назвали тигра (бабра) бобром, получилось, что бобер поймал соболя./
6.5. «ЧТЕНИЕ» ГЕРБА
- Посмотрите на еще один герб, в котором тоже отражены особенности природы, подумайте, какие? /Чистое голубое небо, зеленый луг, пчелы./
- Символом чего является пчела? Что можно сказать о людях этой местности? /Пчела - символ трудолюбия, значит, и люди - трудолюбивые./
6.6. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК
- Проверим, правильно ли мы «прочитали» герб и узнаем, какому городу он принадлежит. Вернемся к статье учебника. /Учащиеся находят описание герба Тамбова, один из них зачитывает его вслух./
- Итак, наши предположения оказались верны. А какое незнакомое слово встретилось в статье? Что оно обозначает? /Бортничество - сбор дикого меда./
- Получается, что изображения на гербе Тамбова рассказывают не только о природе края, но и о… О чем? /О занятиях людей./
- В учебнике представлен герб еще одного города. Какого? Как думаете, что отражают изображения на нем? /Это герб Тулы. Изображены молотки и клинки, это говорит о занятиях туляков./
- Давайте прочитаем, какое же занятие было основным у жителей Тулы. /Дети читают «про себя». Делают вывод, что туляки занимались изготовлением оружия./
6.7. ПРЕЗЕНТАЦИЯ СООБЩЕНИЯ О ГЕРБЕ ПОДОЛЬСКА
- Наш родной Подольск тоже имеет свой герб, который рассказывает, чем богат, знаменит и славен наш город. Подробнее об этом нам сообщит В. /Ученик, заранее подготовивший сообщение, рассказывает о современном и историческом гербах Подольска с помощью презентации./
В голубом щите две накрест положенные золотые кирки (род молотка). В вольной части - герб Московской области.
|
|
|
За основу герба города Подольска взят исторический герб, Высочайше утвержденный 20 декабря 1781 года.
Кирки символизируют промышленную направленность и исторический вид деятельности жителей города. Золото - символ прочности, силы, справедливости и самостоятельности. Лазурь (синий, голубой) - символ чести, искренности, добродетели. |
7. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
- Каждый герб - это своеобразная шкатулка с секретом, если подобрать к ней ключи, можно узнать много нового и интересного о городе: о его основной "профессии", природных богатствах и истории. Предлагаю вам проверить, как хорошо вы можете «читать» гербы. /Детям предлагается два идентичных варианта заданий. После выполнения - фронтальная взаимопроверка с выставлением оценки./
8. ИТОГ УРОКА
- Назовите тему нашего урока? /Герб - символ города./
- Какую цель мы ставили перед собой? /Познакомится с гербами некоторых российских городов. Научиться их «читать»./
- Достигли ли мы этой цели? /Да, узнали о гербах Москвы, Подольска, Ярославля, Тулы, Тамбова, Иркутска. Хорошо справились с проверочной работой./
- Какие источники информации нам в помогли в этом? /Учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь, интернет./
- Герб каждого города интересен и неповторим. Если вы хотите узнать больше о гербах, вам помогут в этом справочники и энциклопедии, интернет-ресурсы.
9. РЕФЛЕКСИЯ
- Я благодарю вас, ребята, за хорошую работу. На этом наш урок завершается, и мне интересно узнать, каким был для вас урок. /Дети выбирают один из трех смайликов-настроений, показывают его учителю и классу./
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Придумать и нарисовать (сделать аппликацию) герб своей семьи, рассказать о нем.