Герб – символ города

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Патриотическое воспитание, Конкурс «Здесь Родины моей начало…»

Классы: 3, 4

Ключевые слова: окружающий мир, герб


Цель:

  • создание эмоционально-ценностной среды, обеспечивающей формирование у обучающихся представлений о геральдике как одном из направлений государственной символики и осознание своего «Я» как гражданина города, России;
  • формирование навыков информационной культуры, коммуникативных, информационно-поисковых, информационно-аналитических умений, развитие познавательной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие у детей стойкого познавательного интереса.

Задачи:

  • нахождение новой информации и подробное изучение материалов в
  • учебной литературе, словарях;
  • обучение рациональным приёмам поиска текстовой информации, и её
  • анализу;
  • создание условий для изучения одного из символов города - герба;
  • знакомство с различными видами гербов и принципами их построения;
  • развитие способности анализировать символические изображения, понимать их смысл;
  • воспитание чувства гордости за свой родной край, город;
  • воспитание уважения к национальным традициям своего народа.

Прогнозируемые результаты урока

Предметные:

  • узнавать герб города;
  • уметь расшифровывать основные компоненты гербов;
  • знать основные достопримечательности города.

Личностные:

  • осознанное формирование идентичности личности, потребности испытывать чувство гордости за свой город;
  • совершенствование умения работать с толковым словарем с целью выяснения значения малознакомых слов;
  • развитие общей культуры и детской эрудиции.

Регулятивные:

  • определять цель урока с помощью учителя, высказывать своё предположение;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • -действовать по плану;
  • контролировать процесс и результаты деятельности;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование задачи;
  • умение работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
  • выполнять действия по образцу;
  • использовать знаково-символичные средства при объяснении значения герба города;
  • произвольное и осознанное построение устного речевого высказывания;
  • умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Коммуникативные:

  • оформлять свою мысль в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу на уроке;
  • совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

Оборудование:

  • Окружающий мир. Учебник. 3 класс. 2 часть. Саплина Е.В., Саплин А.И. - М.: Астрель, 2021, ЭФУ, рабочие тетради.
  • Мультимедийный комплект (компьютер, проектор), толковые словари.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Мы - умные! Мы - дружные!
Мы - внимательные! Мы - старательные!
Мы отлично учимся! Все у нас получится!

/Ученики хором произносят речевку-настрой на урок./

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Внимательно рассмотрите картинки и подумайте, какое слово я загадала. /Россия/

- Чем является для всех нас Россия? /Россия - это наша Родина./

- Как картинки помогли вам узнать загаданное слово? / Береза, матрешка - символы России, разводные мосты, Спасская башня Кремля, Собор Василия Блаженного - достопримечательности двух столиц России - Москвы и Санкт-Петербурга, двуглавый орел - герб России./

3. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА

- Еще раз посмотрите на эти символы России, найдите «лишний», который что-то отличает от остальных. /Двуглавый орел - герб России - официальный символ, остальные - неофициальные./

- Итак, как вы догадались, тема нашего урока - гербы, а вот, какие именно, об это узнаем чуть позже. А что обозначает слово «герб»? Может ли кто-то рассказать об этом? Где мы можем получить нужную информацию? / Герб - символ России. Дополнительную информацию можем узнать в толковом словаре, в интернете, в учебнике./

3.1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ТЕРМИНОЛОГИЯ

- Воспользуемся учебником, откройте его на странице 82, какая статья размещена там? / Статья «Что обозначает слово «герб»./

- Просмотрите статью, найдите ответ на наш вопрос, прочитайте. /Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту. Дети узнают, что гербы (от немецкого слова «наследие») впервые появились в Западной Европе на щитах рыцарей, являлись знаком рода./

4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЕРБЕ РФ

- А теперь рассмотрим герб России подробнее, какие символы нашего наследия изображены на нем? /Двуглавый орел с раскрытыми крыльями, над ним - три короны, в лапах он держит скипетр и державу./

- Вспомните и расскажите, почему именно орел выбран символом России? /Орел - бесстрашная, гордая и свободная птица./

- Что символизируют две головы и поднятые крылья птицы? /Две головы показывают единение Востока и Запада, распахнутые крылья оберегают всех людей России./

- Почему над головами орла три короны? /Три короны символизируют независимость нашего государства./

- Символы чего орел держит в лапах? Как они называются? /Скипетр и держава символизируют власть и единство государства./

5. КОНКРЕТИЗАЦИЯ ТЕМЫ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА

- На груди орла - щит, приглядитесь внимательнее, может быть, он что-то вам напоминает? /На доске: герб России и Москвы. - Это герб города Москвы./

- Так вот, ребята, герб - это отличительный знак не только государств и знатных родов. Все города мира имеют свой главный символ, отличительный знак - это герб города.

5.1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК

- Сегодня на уроке мы познакомимся с гербами некоторых российских городов, научимся их «читать». Откройте страницу 80 учебника, статья «Герб - символ города», просмотрите ее, найдите информацию о том, кто повелел, чтобы у каждого города России был свой герб. /Дети ищут нужные сведения и отвечают, что это был указ Петра I/

- Продолжим поиск, кто занимался разработкой гербов? /Дети зачитывают строки статьи о том, что разрабатывала гербы специальное государственное учреждение - Герольдмейстерская контора./

5.2. РАБОТА СО СЛОВАРЕМ. ТЕРМИНОЛОГИЯ

- Что значит слово «герольдмейстерский»? Где можно уточнить значение? /Что-то связанное с гербами. Можно уточнить, обратившись к толковому словарю./

- Давайте обратимся к словарю. Что поможет быстро найти искомое слово? Прочитайте определение. /Будем использовать алфавитный поиск. Этого прилагательного нет в словаре, но есть однокоренное существительное: «ГЕРОЛЬДИЯ - орган Сената, ведавший учетом дворян, находившихся на государственной службе, охраной их сословных привилегий, составлением родословных книг, гербов и т.п.»/

- А как вы думаете, кто такие герольды? /Люди, работавшие в Герольдии или Герольдмейстерской конторе. Люди, составляющие родословные книги, гербы./

6. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

- Подумайте, почему герольды поместили герб Москвы на герб РФ? /Москва - столица России, главный город нашего государства./

- Какое действие изображено на гербе нашей столицы? /Всадник, поражающий копьем дракона./

- Припомните, как зовут всадника? /Георгий Победоносец./

6.1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК

- С его именем связана одна очень интересная легенда… Вернемся к статье учебника. Найдите легенду и прочитайте ее. /Учащиеся находят, и один из них, назвав номер страницы и абзаца, зачитывает ее вслух./

6.2. РАБОТА В ТЕТРАДИ. ИГРА

- А теперь откройте рабочие тетради на странице 28, прочитайте задание 60, выполните его. /Дети по заданию соединяют точки контура рисунка./

- Какое изображение у вас получилось? /Медведь с секирой в руках./

- Чтобы узнать, какому городу принадлежит этот герб, нужно выполнить задание 61 на странице 29. /Игра «Дешифровщик» - ученики решают примеры и вписывают в специальное поле буквы соответствующие результатам вычислений./

- Так какому городу принадлежит этот герб? /Городу Ярославлю./

6.3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

- Расскажите или прочитайте легенду, с которой связано появление медведя на гербе Ярославля. /Ученики рассказывают или зачитывают легенду о победе князя Ярослава над медведем, изученную в предыдущей теме./

6.4. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК

- Таким образом, изображения на гербах Москвы и Ярославля является отражением истории основания этих городов. Есть гербы, которые отображают особенности природы. Вот один из них. Это современный герб города, у вас в учебниках - самый первый герб города..? /Иркутска./

- Прочитайте историю этого герба. Какая забавная путаница произошла с этим гербом? /Учащиеся читают текст «про себя». Объясняют, что чиновники допустили ошибку и назвали тигра (бабра) бобром, получилось, что бобер поймал соболя./

6.5. «ЧТЕНИЕ» ГЕРБА

- Посмотрите на еще один герб, в котором тоже отражены особенности природы, подумайте, какие? /Чистое голубое небо, зеленый луг, пчелы./

- Символом чего является пчела? Что можно сказать о людях этой местности? /Пчела - символ трудолюбия, значит, и люди - трудолюбивые./

6.6. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК

- Проверим, правильно ли мы «прочитали» герб и узнаем, какому городу он принадлежит. Вернемся к статье учебника. /Учащиеся находят описание герба Тамбова, один из них зачитывает его вслух./

- Итак, наши предположения оказались верны. А какое незнакомое слово встретилось в статье? Что оно обозначает? /Бортничество - сбор дикого меда./

- Получается, что изображения на гербе Тамбова рассказывают не только о природе края, но и о… О чем? /О занятиях людей./

- В учебнике представлен герб еще одного города. Какого? Как думаете, что отражают изображения на нем? /Это герб Тулы. Изображены молотки и клинки, это говорит о занятиях туляков./

- Давайте прочитаем, какое же занятие было основным у жителей Тулы. /Дети читают «про себя». Делают вывод, что туляки занимались изготовлением оружия./

6.7. ПРЕЗЕНТАЦИЯ СООБЩЕНИЯ О ГЕРБЕ ПОДОЛЬСКА

- Наш родной Подольск тоже имеет свой герб, который рассказывает, чем богат, знаменит и славен наш город. Подробнее об этом нам сообщит В. /Ученик, заранее подготовивший сообщение, рассказывает о современном и историческом гербах Подольска с помощью презентации./

В голубом щите две накрест положенные золотые кирки (род молотка). В вольной части - герб Московской области.
Герб может воспроизводиться в двух равно допустимых версиях: без вольной части; с вольной.
Герб может быть исполнен в торжественном изображении с использованием внешних украшений в виде орденской ленты ордена Трудового Красного Знамени, полученного городом Подольск 18 января 1971 года согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР, и статусной короны в виде трезубца, определяющей статус города - "городской округ".

За основу герба города Подольска взят исторический герб, Высочайше утвержденный 20 декабря 1781 года.
Кирки символизируют промышленную направленность и исторический вид деятельности жителей города.
Золото - символ прочности, силы, справедливости и самостоятельности.
Лазурь (синий, голубой) - символ чести, искренности, добродетели.

7. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

- Каждый герб - это своеобразная шкатулка с секретом, если подобрать к ней ключи, можно узнать много нового и интересного о городе: о его основной "профессии", природных богатствах и истории. Предлагаю вам проверить, как хорошо вы можете «читать» гербы. /Детям предлагается два идентичных варианта заданий. После выполнения - фронтальная взаимопроверка с выставлением оценки./

8. ИТОГ УРОКА

- Назовите тему нашего урока? /Герб - символ города./

- Какую цель мы ставили перед собой? /Познакомится с гербами некоторых российских городов. Научиться их «читать»./

- Достигли ли мы этой цели? /Да, узнали о гербах Москвы, Подольска, Ярославля, Тулы, Тамбова, Иркутска. Хорошо справились с проверочной работой./

- Какие источники информации нам в помогли в этом? /Учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь, интернет./

- Герб каждого города интересен и неповторим. Если вы хотите узнать больше о гербах, вам помогут в этом справочники и энциклопедии, интернет-ресурсы.

9. РЕФЛЕКСИЯ

- Я благодарю вас, ребята, за хорошую работу. На этом наш урок завершается, и мне интересно узнать, каким был для вас урок. /Дети выбирают один из трех смайликов-настроений, показывают его учителю и классу./

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Придумать и нарисовать (сделать аппликацию) герб своей семьи, рассказать о нем.