Пояснительная записка
Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10-х и 11-х классов «Химия в задачах и упражнениях» обусловлена тем, что в соответствии с учебным планом школы уровня среднего общего образования химии за 2 года выделяется всего 70 часов. В содержании курса химии в 10-11-х классах представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие общие сведения. Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. Особенностью данного курса является то, что занятия идут параллельно с изучением курса органической химии в 10-м классе, и с изучением курса общей химии в 11-м классе. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической, общей и неорганической химии и для общего развития учеников.
Цель курса:
- расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса:
- углубление и расширение знаний по химии;
- закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;
- исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;
- формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;
- развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
- способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы;
- развить интересы учащихся, увлекающихся химией.
Курс базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы.
В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а также решение задач и упражнений по данной теме.
Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием способов их решения.
При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. КИМы, использующиеся на занятиях, имеют разноуровневую систему оценивания, в том числе используются задачи и упражнения из КИМов ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Элективный курс «Химия в задачах и упражнениях» предназначен для учащихся 10-11-х классов и рассчитан на 35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе (1 час в неделю в 10 и 11 классах).
1. Результаты освоения курса
Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- в ценностно-ориентационной сфере - осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
- в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- в сфере сбережения здоровья - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса химии:
- использование умений и навыковразличных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;
- познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего образования являются:
1) в познавательной сфере:
- знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
- умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
- умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;
- умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
- готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;
- умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;
- - владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности - для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I-IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;
- установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
- моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;
- понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;
2) в ценностно-ориентационной сфере - анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;
3) в трудовой сфере - проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;
4) в сфере здорового образа жизни - соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
2. Содержание 10 класс
- Введение. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни. Типы задач.
- Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем.
- Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества.
- Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания.
- Виды изомерии: структурная и пространственная.
- Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ.
- Вычисление массы, количества или объема продукта реакции по известной массе, количеству или объему исходного вещества, содержащего примеси.
- Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
- Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей растворенного вещества.
- Вычисление массы (объема или количества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Расчеты по объемным отношениям газов.
- Расчеты по термохимическим уравнениям.
- Типы и механизмы химических реакций в органической химии. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии. Составление уравнений реакций окисления алкенов и алкинов. Понятие о циклоалканах. Бензол и его гомологи. Правила ориентации в бензольном кольце. Упражнения, отражающие химические свойства углеводородов и способы их получения. Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые, смешанные. Упражнения, отражающие характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола и способы их получения. Понятие о кетонах. Упражнения, отражающие характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров и способы их получения. Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями: открытые, закрытые, смешанные. Классификация аминов. Анилин. Упражнения, отражающие химические свойства азотсодержащих соединений и способов их получения.
- Генетическая связь аминов с другими классами органических соединений. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Понятие о нуклеиновых кислотах. Схемы превращений по теме «Азотсодержащие соединения». Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы. Синтетические каучуки и синтетические волокна.
Содержание 11 класс
Тема 1. Химический элемент
Основные понятия и законы химии.
Расчёты с применением уравнения Менделеева-Клайперона. Расчеты с применением газовых законов. Строение атома. Изотопы. Квантовые числа электрона. Классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы.
Тема 2. Строение вещества.
Основные виды химической связи, механизмы их образования. Характеристика ковалентной связи. Валентность и степень окисления. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. Дисперсные системы. Задачи с использованием разных способов выражения концентрации растворов. Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»). Кристаллогидраты.
Тема 3. Химические реакции.
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Расчеты, связанные со скоростью химических реакций. Условия смещения химического равновесия. Производство серной кислоты контактным способом. Окислительно-восстановительные реакции(ОВР). Электролитическая диссоциация. (Э.Д.). Гидролиз.
Тема 4. Свойства веществ.
Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства металлов.
Свойства d-элементов и их соединений. Хром. Свойств d-элементов и их соединений. Марганец. Свойств d-элементов и их соединений. Цинк. Расчёты по теме «Электролиз».
Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства неметаллов. Кислоты органические и неорганические. Амфотерные органические и неорганические соединения. Понятие о комплексных соединениях. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Цепочки превращений, отражающие генетическую связь между классами неорганических и органических соединений. Химия и экология. Химия и повседневная жизнь человека
3. Тематическое планирование с указанием количества часов 10 класс 35 часов (1 час в неделю)
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
1 |
Введение. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни. Типы задач. |
1 |
2 |
Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем. |
1 |
3 |
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества. |
1 |
4 |
Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания. |
1 |
5 |
Виды изомерии: структурная и пространственная. |
1 |
6 |
Урок-упражнение по отработке навыков составления изомеров и их названий |
1 |
7 |
Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. |
1 |
8 |
Вычисление массы, количества или объема продукта реакции по известной массе, количеству или объему исходного вещества, содержащего примеси. |
1 |
9 |
Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. |
1 |
10 |
Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей растворенного вещества. |
1 |
11 |
Вычисление массы (объема или количества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. |
1 |
12 |
Расчеты по объемным отношениям газов. |
1 |
13 |
Расчеты по термохимическим уравнениям |
1 |
14 |
Типы и механизмы химических реакций в органической химии |
1 |
15 |
Окислительно-восстановительные реакции в органической химии. |
1 |
16 |
Составление уравнений реакций окисления алкенов и алкинов. |
1 |
17 |
Понятие о циклоалканах |
1 |
18 |
Бензол и его гомологи. Правила ориентации в бензольном кольце |
1 |
19 |
Упражнения, отражающие химические свойства углеводородов и способов их получения. |
1 |
20 |
Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые, смешанные. |
1 |
21 |
Урок-практикум по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами |
1 |
22 |
Упражнения, отражающие характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола и способы их получения |
1 |
23 |
Понятие о кетонах. |
1 |
24 |
Упражнения, отражающие химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров и способов их получения. |
1 |
25 |
Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями: открытые, закрытые, смешанные. |
1 |
26 |
Классификация аминов. Анилин. |
1 |
27 |
Упражнения, отражающие химические свойства азотсодержащих соединений и способов их получения. |
1 |
28 |
Генетическая связь аминов с другими классами органических соединений |
1 |
29 |
Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений |
1 |
30 |
Азотсодержащие гетероциклические соединения |
1 |
31 |
Понятие о нуклеиновых кислотах |
1 |
32 |
Схемы превращений по теме «Азотсодержащие соединения» |
1 |
33 |
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы. |
1 |
34 |
Синтетические каучуки и синтетические волокна. (решение задач и упражнений) |
1 |
35 |
Урок развивающего контроля |
1 |
11 класс 34 час (1 час в неделю)
№ п/п
|
Наименование темы |
Количество часов |
Тема 1. Химический элемент |
||
1 |
Основные понятия и законы химии. |
1 |
2 |
Расчёты с применением уравнения Менделеева-Клайперона. |
1 |
3 |
Расчеты с применением газовых законов. |
1 |
4 |
Строение атома. Изотопы. |
1 |
5 |
Квантовые числа электрона. |
1 |
6 |
Классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы. |
1 |
Тема 2. Строение вещества |
||
7 |
Основные виды химической связи, механизмы их образования. Характеристика ковалентной связи. |
1 |
8 |
Валентность и степень окисления. |
1 |
9 |
Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. |
1 |
10 |
Дисперсные системы. |
1 |
11 |
Задачи с использованием разных способов выражения концентрации растворов. |
1 |
12 |
Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»). |
1 |
13 |
Кристаллогидраты |
1 |
Тема 3. Химические реакции |
||
14 |
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. |
1 |
15 |
Расчеты, связанные со скоростью химических реакций. |
1 |
16 |
Условия смещения химического равновесия. |
1 |
17 |
Производство серной кислоты контактным способом. |
1 |
18 |
Окислительно-восстановительные реакции(ОВР). |
1 |
19 |
Электролитическая диссоциация. (Э.Д.) |
1 |
20 |
Гидролиз. |
1 |
Тема 4. Свойства веществ |
1 |
|
21 |
Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства металлов. |
1 |
22 |
Свойства d-элементов и их соединений. Хром. |
1 |
23 |
Свойств d-элементов и их соединений. Марганец. |
1 |
24 |
Свойств d-элементов и их соединений. Цинк |
1 |
25 |
Расчёты по теме «Электролиз» |
1 |
26 |
Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства неметаллов. |
1 |
27 |
Кислоты органические и неорганические. |
1 |
28 |
Амфотерные органические и неорганические соединения. |
1 |
29 |
Понятие о комплексных соединениях |
1 |
30 |
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. |
1 |
31 |
Цепочки превращений, отражающие генетическую связь между классами неорганических и органических веществ. |
1 |
32 |
Химия и экология. |
1 |
33 |
Химия и повседневная жизнь человека. |
1 |
34 |
Урок развивающего контроля. |
1 |