Креативное мышление как компонент функциональной грамотности

Разделы: Информатика


В 2015 году Гарвардский Университет провел исследование согласно которому 85% успешности работы зависит от наличия мягких навыков (soft skills) и только 15% от фундаментальных знаний и навыков. К мягким навыкам относятся умение ладить с людьми, чуткость, лидерские навыки, а также способности креативно мыслить, критически оценивать информацию. Более того, им практически невозможно научиться на тренингах или курсах личного роста во взрослом возрасте, так как они закладываются в детстве. Именно поэтому так важно заниматься развитием мягких навыков учащихся в школьном возрасте.

Наша система образования относит данные навыки к функциональной грамотности, под которой понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и гармонично существовать в ней. Среди направлений функциональной грамотности выделяют несколько основополагающих областей. Обратимся к области, которая получила название «Креативное мышление».

Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе создания и получения различных идей с помощью принятия инновационных и эффективных решений. Использование креативного мышления зачастую связано с творческим самовыражением учащихся.

Одним из наиболее эффективных инструментов формирования креативного мышления могут стать проекты или кейсы. Они способствуют приобретению позитивного опыта и позволяют использовать интегрированный подход при изучении определенных объектов или явлений в различных областях. Учащимся можно предложить в качестве заданий образовательные решения компании LEGO. Например, при решении любого кейса учащиеся обсуждают и предлагают обсудить тему и связанные с ней проблемы. Ученики самостоятельно выбирают задачи, которые собираются решить. Таким образом, задания являются не только открытыми, но и уникальными, связанные лишь общей тематикой. Такой подход позволяет найти множество креативных идей в процессе планирования, конструирования и тестирования собственных проектов. В ходе работы над проектом учащиеся определяют суть проблемы, идеи и решения, определение критериев оценки успешности проекта, процесса создания модели, ее тестирования и модернизации, представления собственного решения. При отборе кейсов для занятий учителю следует следить за актуальностью и оригинальностью ситуаций, так как от этого будет зависеть мотивация учащихся к самовыражению. Особым фактором работы является психологический климат на занятии. Коллектив должен быть готов к свободному выражению идей. Резкая критика любой, даже самой неуместной идеи, исключена.

Создание плакатов или графическое изображение явлений, наряду с написанием игр и квестов, является примером визуального или письменного самовыражения. При подготовке материалов для практических работ учитель может широко использовать инфографику, доступную в интернете, - на новостных сайтах, статистических ресурсах, в научно-популярных онлайн-журналах и блогах. Можно использовать информацию, содержащую данные исследований за разные годы, соответственно, можно попросить учеников сравнить на сколько данные отличаются и по каким параметрам, зафиксировать свои наблюдения и представить в виде собственных графиков и диаграмм. Ученики могут провести собственное исследование по данной теме в своем классе или в разных классах (провести опрос, результаты представить в виде графиков и диаграмм). Занятия должны содержать не только работу с трактовкой и анализом визуальных материалов, но и возможностью создавать инфографику самим.

Таким образом, креативное мышление в рамках функциональной грамотности является важнейшим элементом развития творческого потенциала учащихся. Создание и обсуждение новых идей, а также самовыражение повышают личную заинтересованность. Разнообразные и нестандартные задания помогают выявить скрытые таланты, развить имеющиеся способности, что во взрослой жизни может стать конкурентным преимуществом.