Формирование познавательных УУД на уроках русского языка посредством заданий творческого характера. Аналитический отчет за межаттестационный период 2013–2018 годы

Разделы: Начальная школа


Введение

Основная цель, стоящая перед учителем русского языка, заключается в развитии умственных способностей учащихся, а не в заполнении ячеек их памяти огромным количеством терминов, правил. Современный учитель должен владеть педагогическими технологиями обучения, направленными на активизацию познавательной деятельности школьников, требующими от них интеллектуальных усилий и продуктивных действий. Поэтому педагогам необходимо найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять развитие учащихся и при этом учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.

Исходя из актуальности проблемы, я выбрала тему исследования «Формирование познавательных УУД на уроках русского языка посредством заданий творческого характера».

Цель работы: повысить качество образования на уроках русского языка через развитие творческого потенциала учащихся.

Решались следующие задачи:

  • разработать и реализовать систему заданий творческого характера для формирования познавательных УУД на уроках русского языка;
  • выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование познавательных УУД учащихся младших классов на уроках русского языка;
  • представить собственный педагогический опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка педагогическому сообществу.

Объект исследования: качество образования на уроках русского языка в начальной школе.

Предмет исследования: процесс формирования познавательных УУД на уроках русского языка посредством заданий творческого характера.

Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников на уроках русского языка систематически вводить задания творческого характера, то это будет способствовать повышению уровня сформированности познавательных УУД учащихся начальных классов и как следствие приведет к повышению качества обученности.

Методы исследования:

  • анализ литературных источников;
  • педагогическая диагностика стартовой готовности «Школьный старт», Т.В.Беглова;
  • диагностика уровня сформированности познавательных УУД на уроках русского языка, Т.М.Лаврентьева;
  • мониторинг УУД в начальной школе, Ю.И.Латышева;
  • математическая обработка результатов исследования.

1. Аналитическая часть

1.1. Возможности уроков русского языка в начальной школе по развитию познавательных задач средствами заданий творческого характера

Предмет «русский язык» один из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам. Каждый урок русского языка строится в соответствии с принципами целесообразности и логичности, т.е. все этапы должны отвечать поставленной цели и вытекать один из другого. Необходимо сразу задать высокий уровень вовлечённости школьников в учебную деятельность.

Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны. Интерес к изучаемому можно сформировать, если использовать творческие задания. (Некоторые виды познавательных заданий творческого характера представлены в приложении). Такие задания и приемы позволяют учителю: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, развивают положительную мотивацию к изучению русского языка, создают условия для поиска путей решения поставленной проблемы. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. В процессе использования творческих заданий формируются познавательные УУД: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким признакам, выявлять сходство и различие объектов), получать информацию на основе разных источников: слова, рисунки, схемы; выбирать и дифференцировать, систематизировать полученную информацию. Главное, чтобы работа проводилась в системе, по спирали от простого к сложному. Данные задания и приёмы позволят: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживать внимание детей, контролировать дисциплину.

Грамматические сказки - это неотъемлемая часть урока русского языка при изучении некоторых тем. Такая форма подачи нового материала как сказка всегда интересна детям, а как известно, то, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Существует тесная связь между знаниями и личностным интересом. С одной стороны, благодаря личностному интересу ученик лучше усваивает знания, с другой - личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.

Словарные диктанты и орфографические минутки тоже можно проводить разнообразно. Например, словарный диктант, когда учащимся предлагается текст с пропущенными словами. Нужно прочитать, записать, вставляя слова.

Способствуют развитию интереса к учению ребусы, загадки, кроссворды, чайнворды, головоломки, занимательные цепочки.

Такие задания связывают разрозненные факты в единую картину, систематизируют имеющуюся информацию, развивают умение прислушиваться к другому мнению, активизируют мышление детей, а самое главное вызывают у школьников желание изучать предмет, видеть в нём необходимость, развивают интерес, потребность в знаниях, а значит, любовь и понимание родного языка.

1.2. Анализ работы в межаттестационный период

Основными направлениями деятельности в межаттестационный период были: развитие творческого, самостоятельного мышления учащихся; повышение качества образования обучающихся начальной школы; повышение профессионального уровня педагога. Работа над методической темой «Формирование познавательных УУД на уроках русского языка посредством заданий творческого характера» помогла мне в создании атмосферы сотрудничества с учениками, стимулировании их интереса к предмету.

Эффективное использование творческих заданий на уроках русского языка обеспечило положительную динамику и устойчивость образовательных результатов. Прослеживаются положительные результаты по формированию познавательных УУД учащихся на уроках русского языка. Была использована «Диагностика уровня сформированности познавательных УУД на уроках русского языка» Т.М.Лаврентьевой, которая показала:
1 класс (май 2017)

  • высокий уровень - 1 чел - 3%
  • средний - 22 чел - 73%
  • низкий - 7 чел - 24%

2 класс (сентябрь 2017)

  • высокий уровень - 2 чел - 7%
  • средний - 23 чел - 77%
  • низкий - 5 чел - 16%

2 класс (май 2018)

  • высокий уровень - 4 чел - 13%
  • средний - 22 чел - 73%
  • низкий - 4 чел - 14%

Средняя отметка по предмету - 3,9, успеваемость по русскому языку составляет 100%, качество обученности во 2 классе за 2017-2018 год - 70%. Эти результаты подтверждаются показателями внешних экспертиз (ВПР). Качество по результатам ВПР по русскому языку: в 2016 г 4 класс - 71%, в 2017 г 2 класс - 60%. Мои ученики успешны и по другим учебным предметам.

Результаты ВПР в 4 классе в 2016 году:

  • русский язык - качество-71%, успешность-100%;
  • математика - качество-63%, успешность-100%;
  • окружающий мир - 52%, успешность-100%.

Мои ученики принимают активное участие в международном интеллектуальном конкурсе «Классики» (2015 г. - 1место в ОУ и 26 в регионе; 2017 г. - 2 и 3 места; в международном математическом конкурсе «Кенгуру» (2016г - моя ученица - победитель среди учащихся 4 классов в ОУ); во всероссийском конкурсе «КИТ» (2016 г. - диплом за 1-2 места по образовательной организации); в международном природоведческом конкурсе «Гелиантус» (2017 г. -1 место в ОУ). Диплом за оригинальность и творческий подход в городском открытом конкурсе литературного творчества «Серая шейка» в 2016 году получила моя ученица. 2016 и 2017 г. - 1 место в школьном исследовательском проекте в рамках игры «Я - тагильчанин». 2016 г. - 1 место в школьном конкурсе чтецов, 2017 г. - 3 место. В 2016-2017 г. первоклассники занимаются на проекте «Учи.ру». Также 2017 г. - 1 место в городской олимпиаде по русскому языку и 1 место по математике среди первых классов, 2018 - призер в городской олимпиаде по русскому языку среди вторых классов. Мои ученики неоднократно награждались грамотами, дипломами и благодарственными письмами за поисково-исследовательскую деятельность в рамках краеведческой игры «Я-тагильчанин». 2017 г. - 3 место в игре по ОУ.

Активно класс сотрудничает с МБУК «Центральная городская библиотека» филиалом №5. Результаты представлены на сайте Центральной городской библиотеки (статья, посвященная нашему классу). Наш класс неоднократно награжден дипломами «Самый читающий класс» и Благодарственными письмами от директора МБУК ЦГБ.

Имею за межаттестационный период благодарственные письма от директора школы «За 1 место в конкурсе кабинетов», 2014 год; «Лучшему классному руководителю 2016-2017». Благодарственные письма от начальника управления культуры Администрации города Нижний Тагил за организацию участия детей -2015, 2016, 2017 года. Свидетельство о подготовке призеров международных олимпиад проекта intolimp.org «Осень2017», AN№5289398. Получила в 2018 году сертификат за участие Турнире по быстрым шахматам от директора МБКОУ «Нижнетагильский Дом Учителя». Имею диплом победителя (II степени) Всероссийского тестирования «ТоталТест Февраль 2017» № 153911.

С 2017 года являюсь организатором в аудитории при проведении ГИА в форме ОГЭ.

Мной разработан курс внеурочной деятельности «Музыкальный кружок» по общекультурному направлению, курс "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей"- направление общеинтеллектуальное.

Опытом своей работы я регулярно делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения и педагогических советах, выступаю с докладами. Ежегодно провожу открытые уроки. За последние годы: «А.И.Куприн «Слон», «Правописание сочетаний жи-ши», «Грибы». Имею свидетельства о публикациях на сайте infourok.ru: №ДБ-1359067, №ДБ-1359049. Имею свой сайт https://nsportal.ru/stepanova-olesya-konstantinovna и сертификат о создании персонального сайта в социальной сети работников образования, 25.03.2018г.

Имею следующие награды: почетные грамоты от Главы администрации, 2014 год; от начальника управления образования Администрации города Нижний Тагил,2015 год; благодарственное письмо от начальника управления образования Администрации города Нижний Тагил,2018 год.

Считаю, что результаты педагогической работы в межаттестационный период являются продуктивными, эффективными, что соответствует заявленной категории.

2. Проектная часть

2.1. Планирование деятельности на следующий межаттестационный период

Цель: использование игровых технологий для развития творческого потенциала и познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира

Этапы

Содержание

Планируемый результат

Теоретико-моделирующий
2018-2019 гг.

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Изучение практического опыта.
3. Пополнение методической копилки.

Теоретическая подготовка; создание электронной методической копилки по теме.

Организационно-диагностический
2019-2020 гг.

1. Наблюдение за познавательной, творческой активностью учащихся.
2. Активное внедрение игровой деятельности по предмету, способствующей формированию УУД.

1. Мониторинг учебной деятельности.
2. Предметно-методическое обеспечение.

Итогово-обобщающий
2021-2022 гг.

1. Проведение мониторинговых исследований по формированию УУД на уроках окружающего мира.
2. Описание полученных результатов.

Оформление результатов в виде аналитического отчета, представление опыта работы педагогическому сообществу.

Заключение

В работе был представлен педагогический опыт по проблеме формирования познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка посредством заданий творческого характера. Очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий.

Эффективное использование творческих заданий на уроках русского языка обеспечило положительную динамику и устойчивость образовательных результатов. Прослеживаются положительные результаты по формированию познавательных УУД учащихся на уроках русского языка. Была использована «Диагностика уровня сформированности познавательных УУД на уроках русского языка» Т.М.Лаврентьевой. При анализе результатов работы было выявлено, что за год увеличился процент ребят,которые написали на высокий уровень (было 3%-стало 13%) и снизился процент тех, кто не справился с работой (было 24% - стало 14%).

Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале исследования подтвердилась, поставленные задачи работы осуществлены.

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/
  2. ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»/
  3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Федеральный закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»/
  5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова. - М.:Просвещение, 2014 г.
  6. «Начальная школа» №10-2012г. И.М.Осмоловская, Л.Н.Петрова «Формирование УУД у учащихся начальных классов», с.6-12.
  7. «Начальная школа» №6-2016г. Л.И.Усик «Развитие познавательной активности младших школьников», с.6-9.
  8. «Начальная школа» №9-2016г. И.В.Краснякова «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке русского языка», с.21-25.
  9. «Начальная школа» №1-2015г. С.Б.Русакова «Логико - поисковые задания в начальной школе» с.15-17.
  10. «Начальная школа» №3-2016г. Л.А. Фролова «Возможности уроков русского языка для всестороннего развития учащихся», с. 37-39.
  11. «Пермский педагогический журнал» №8-2016г. И.В.Лунегова «Развитие познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка», с.152-155.