Пути и методы реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики в условиях ФГОС

Разделы: Математика

Ключевые слова: системно-деятельностный подход


Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.

Деятельностный подход на уроке заставляет учителя перестроить свою работу, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённых знаний, умений и навыков, должен обладать умением самостоятельно планировать, анализировать и контролировать свою деятельность. Всему этому ученик может научиться на уроке. В свою очередь учитель должен организовать процесс обучения так, чтобы все усилия были направлены на развитие познавательных способностей учащихся и формирование таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.

Какие же требования предъявляются к уроку при реализации системно-деятельностного подхода:

  • Учитель должен выступать в роли организатора, а не информатора.
  • Изменение модели образования: от знаний к деятельности
  • Высокая степень активности учащихся.
  • Активная самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.
  • Обязательная рефлексия учащихся на уроке.

Требования к учителю, реализующему системно-деятельностный подход:

  • Учитель должен чётко и точно формулировать задания.
  • Учитель не должен давать новые знания ученикам в готовом виде. Ученик должен сам прийти к конечному результату.
  • Учитель не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
  • Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если они не смогли его выполнить с первого раза.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний.

Остановлюсь на некоторых приемах и методах развития творческой деятельности учащихся на уроках математики, основанном на системно-деятельностном подходе. Для себя я выделяю шесть основных.

Использование исторических сведений. Изучение математики предполагает наполнение курса сведениями из истории предмета, дополнительным материалом, не входящим в учебник по той или иной теме.

Изложение новой темы, нового раздела математики начинаю с вводной части, побуждающий интерес и внимание учащихся. Например, на первом уроке геометрии в 7 классе можно рассказать о зарождении геометрических знаний в Египте, о дальнейшем их развитии в Греции, о греческом ученом Евклиде. В 6 классе при изучении темы положительные и отрицательные числа предлагаю учащимся самим найти информацию когда и где появились первые сведения об этих числах. Очень часто при изучении некоторых понятий предлагаю ученикам найти в интернете перевод этих слов. Например, транспортир происходит от латинского «переносить, перемещать, перевозить», а шкала в переводе с латинского «лестница».

При изучении нового материала часто использую метод создания проблемных ситуаций. С позиций системно-деятельностного подхода структура урока состоит в следующем:

  • учитель создает проблемную ситуацию;
  • ученик принимает проблемную ситуацию;
  • вместе выявляют проблему;
  • учитель управляет поисковой деятельностью;
  • ученик осуществляет самостоятельный поиск;
  • обсуждение результатов.

Пример. Урок по теме «Проценты» математика 5 класс УМК Н.Я.Виленкин.

В конкурсе участвовали два класса. Из 5 «а» класса, в котором обучается 28 человек - 50% учащихся, а из 5 «б», в котором обучается 35 человек - 40%. При подсчете оказалось, что количество участников из каждого класса одинаково. Почему?

Пример. Урок по теме «Деление» математика 5 класс УМК Н.Я.Виленкин.

Никите дали задание найти значение выражения (54 + 25•5) : (37•8 - 296).

Он сказал, значение этого выражения найти никак нельзя. Прав ли он?

Пример. Урок по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» 5 класс УМК Н.Я.Виленкин.

Длина плавательного бассейна 100 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 1 000 000 л воды. Как вы считаете, можно ли плыть в этом бассейне?

Пример. Урок по теме «Понятие координатной плоскости» математика 6 класс УМК Н.Я.Виленкин.

На доске изображаю координатную прямую, отмечаю на ней несколько точек и одну точку, например, К, которая находится выше прямой. Ребятам предлагаю назвать координаты точек, они их называют, но подходит очередь точки К. Возникает проблема: как определить координату точки, не лежащей на координатной прямой? У ребят, конечно, много предложений и, таким образом, вводится еще одна координатная прямая, образуется координатная плоскость, проблема решается, объявляется тема урока.

Пример. Урок по теме: «Площадь прямоугольника» 5 класс УМК Н.Я.Виленкин.(создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью).Ученикам предлагается выполнить такое задание, для выполнения которого у них недостаточно знаний, нужно ещё что-то новое узнать, изучить.

«Школа ремонта»

Учитель:

Семья задумала ремонт
В головах - переворот
Все в раздумьях: папа, мама.
Что изменим? Стены, рамы?
Ну, ребята, всем, чем можем
Мы семье своей поможем!

Задача

Сколько плитки размером 50х50 см потребуется для укладки пола, который имеет форму следующую форму.

Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки. Противоречие между теорией и практикой приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.

Исследовательский метод как метод обучения самостоятельному осуществлению процесса познания, овладения методами научного познания в процессе поиска методов. Исследовательский метод можно рассматривать как способ применения старого, усвоенного знания для получения нового, как способ самостоятельного решения новой для учащихся проблемы с применением элементов научного исследования: накопление фактов, самостоятельный анализ фактов, формулирование выводов.

Пример. Исследовательская работа «Признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2» -математика 6 класс УМК Н.Я.Виленкин.

Каждому ученику выдаю карточку с числами, например,: 3 436 765, 287 590, 24224 , 28 536, 14273, 572. Предлагаю учащимся найти те числа, которые делятся на 10, на 5 и на 2., не производя деления. Выслушав все мнения, предлагаю разделить. После того как, учащиеся выполнят эту работу, я предлагаю им попытаться сформулировать признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2. Затем организуется сопоставление с учебником, и формулируются окончательные выводы.

Пример. Лабораторная работа по теме «Длина окружности» математика 6 класс УМК Н.Я.Виленкин. В процессе выполнения этой работы учащиеся «открывают» число π и выводят формулу длины окружности. Предлагаю учащимся сделать и принести в класс круги различных диаметров, круг можно сделать из картона и нитки. На уроке ученикам нужно обвести один из кругов карандашом, затем эту окружность «опоясать» ниткой, а потом распрямить ее. Длина нитки будет равна длине данной окружности. Далее учащимся предлагаю тоже самое проделать с остальными кругами. В результате они и делают вывод: чем больше диаметр окружности, тем больше ее длина.

При выполнении этих задания формируются такие познавательные УУД, как, анализ предложенной информации; выдвижение и доказательство гипотезы; поиск информации в учебнике.

Задания со сменой установки. Этот прием работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать у них зрительную память, быстроту реакции, внимание. В этом случае я «обманываю» детей, говоря, что будет выполняться текст, проверяющий и развивающий зрительную память. Мы все знаем, что детям надоедают одни и те же слова: «Выполните упражнение, решите задачу». Меняю формулировку задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяю качество усвоения программного материала.

Пример. Урок по теме «Натуральные числа» математика 5 класс УМК Н.Я.Виленкин. На доске заранее пишется несколько чисел. Учащимся предлагается запомнить их в том же порядке. Затем задание убираю, а дети должны постараться ответить на мои вопросы

Например: 3; 57; 0; 846; 2014.

  • Сколько всего чисел?
  • На каком месте стоит двузначное число?
  • На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
  • Назовите первое число.
  • Какому историческому событию соответствует последнее число.

Сравнительно новый способ организации деятельности учащихся - это технология мастерских. Разработали эту технологию французские педагоги и психологи - «Французская группа нового образования». Технология представляет такую организацию процесса обучения, при которой учитель вводит учеников в процесс познания. Ученики выступают как творцы. Эту технологию можно использовать при изучении новой темы, при повторении и закреплении изученного материала. Такая работа на уроке нравится детям. А понравиться она может только тогда, когда она понятна и выполнима. В технологии мастерских осуществляется выбор учащимися пути исследования, источника информации, создание алгоритмов действий. Можно урокам - мастерским дать какую-то необычную формулировку.

Мастерская «Рождение новых идей» на примере темы «Аксиомы параллельных прямых» 7 класс УМК Л.С.Атанасян. При изучении геометрии в 7 классе возникает необходимость повторить все аксиомы, проверить, как их усвоили учащиеся. Обычный опрос не вызывает должного интереса. Заранее готовлю карточки с заданиями - это рисунки к аксиомам. Задание состоит в том, чтобы установить, иллюстрацией к какой аксиоме является каждый рисунок, а также заметить, каких элементов на каждом из них не хватает. Нужный элемент необходимо дорисовать, а потом сформулировать соответствующую аксиому. Приведу еще один пример. На первых уроках геометрии в 7 классе учащиеся знакомятся с различными простейшими фигурами. Появляется новая терминология - язык символов, который на первых порах трудно запоминается ребятами. В связи с этим можно провести такую работу: описать чертеж, используя те данные, которые заданы. Далее в описание чертежа можно включить уже более сложные фигуры, т.е. рисунок усложняется. Таким образом развивается не только ум, но и речь. На следующем уроке предлагаю придумать рисунок самим и описать его. Учащиеся поочередно показывают задание. В результате они видят творчество других, появляется дух соперничества, а это побуждает творить еще лучше.

Работа с математическим текстом и учебником - это вид деятельности по формированию информационных умений и способностей учащихся. В современных условиях ведущим направлением в обучении учащихся математике становится задача научить их работать с учебной математической книгой. Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию) является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы по математике для основной школы (из требований ФГОС основного общего образования).

В процессе обучения можно организовать самостоятельную деятельность учащихся с математическим текстом и учебником на разных этапах: особенно на этапах «открытия» новых знаний, на этапах обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки. Для такой деятельности учащихся учителю необходимо составлять конкретные проблемные вопросы, проблемные задачи, проблемные задания. Примерами творческих заданий могут быть задания на установление истинности утверждений; на установление соответствия утверждений; задания на заполнение пропусков:

Пример из рабочей тетради по математике 5 класс Т.М.Ерина. Соедините стрелками левую часть, представляющую собой буквенные выражения, с правой частью, где прописаны их названия.

a+b=b+a

сочетательное свойство сложения

(a+b)+c=a+(b+c)

переместительное свойство сложения

a-(b+c)=a-b-c

правило вычитания суммы из числа

(a+b)-c=a+(b-c)

правило вычитания числа из суммы

(a+b)-c=b+(a-c)

правило вычитания суммы из числа

a-0=a

свойство нуля при вычитании

a+0=a

свойство нуля при сложении

Таким образом, применение системно-деятельностного подхода на уроках математики даёт возможность на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии «взращивать семена знаний». Учащиеся учатся формулировать и анализировать факты, делать выводы, работать с различными источниками, отстаивать свою личную позицию при обсуждении учебной деятельности. В результате этой деятельности, учащиеся должны почувствовать себя успешными: "Я это могу, я это умею"!

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. (Л.Н.Толстой)

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика М.: 2009 - №4.
  2. Волкова И.А. Современный урок в условиях введения ФГОС общего образования. - Екатеринбург: ГАОДПОСО "ИРО", 2014.
  3. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках/ авт.-сост. Н.В.Барышникова. - Волгоград: Учитель, 2007
  4. Михайлова Е.Ю. Педагогические мастерские как инновационные формы организации обучения математике/ Е.Ю.Михайлова, Р.А.Утеева// Математическое образование: концепции, методики, технологии: сборник трудов IV Межд. научной конференции «Математика. Образование. Культура», 2009, - Ч.2.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011.