Учителя иностранного языка всегда использовали разнообразные формы творческой и продуктивной деятельности как на своих уроках, в качестве домашнего задания, так и во внеурочной деятельности. Учащиеся выпускали стенгазеты, изготовляли наглядные пособия для кабинета иностранного языка, книжки-малышки, праздничные открытки, составляли кроссворды, драматизировали сказки, отрывки из художественных произведений. Это связано, прежде всего, с практико-ориентированным (деятельностным) характером данного учебного предмета. Чтобы сформировать у учащихся речевую деятельность, научить применять языковые знания на практике, учитель должен вовлекать учеников в разнообразные формы деятельности.
Согласно новым образовательным стандартам учитель должен не только передавать учащимся знания, но, что более важно, обучить способам организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного процесса учащимися, формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации. Одной из педагогических технологий, способствующей реализации поставленной задачи, является проектная деятельность.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени. Проектированием может в той или иной мере считаться любая активность человека или социальной группы, которая основывается на последовательном планировании своих действий с предвидением определённых желаемых результатов. С проектами мы встречаемся в научной деятельности, в культуре, спорте и других сферах. Отличительными свойствами проекта являются продуманность и последовательность шагов, наличие конечного результата (продукта), решение определённой проблемы, ограниченность во времени, рефлексивный характер и оценивание результата.[Иоффе http]
Рассмотрим, какие компетенции помогает формировать проектная деятельность.
Выполняя проект, учащиеся учатся работать с информацией на иностранном языке, находить нужные сведения в различных источниках, отбирать важное, выделять главное, структурировать собранную информацию, следовательно, у них формируется информационная компетенция.
Проект может быть связан с проведением какого-либо исследования, в данном случае учащиеся должны выдвинуть гипотезу, собрать и обобщить полученные данные, сделать вывод, подтвердив или опровергнув свою гипотезу. Выполнение данных действий способствует формированию учебно-познавательной компетенции.
Проведя исследование или создав какой-либо продукт, учащийся или группа учащихся должны познакомить своих одноклассников с результатами своей деятельности, ответить на вопросы учителя и одноклассников, либо побудить их к определенным действиям, если продуктом проекта является мероприятие. Таким образом, учащиеся учатся формировать устное или письменное речевое высказывание в соответствии с той или иной коммуникативной задачей, что развивает их коммуникативную компетенцию.
Проект может выполняться индивидуально или в группе. При групповом выполнении проекта у учащихся возникает необходимость в совместном принятии решений и планировании своих действий, они обмениваются мнениями, распределяют обязанности внутри группы, осуществляют взаимопомощь и взаимоконтроль. В процессе происходит формирование социальной компетенции.
Если говорить о метапредметных результатах обучения, необходимо подчеркнуть, что проектная деятельность активно формирует универсальные учебные действия (УУД). Основными элементами проектной деятельности являются следующие элементы:
- постановка цели
- определение задач
- прогнозирование ожидаемых результатов
- определение способов решения проблемы
- планирование деятельности
- определение ресурсов
- выполнение намеченного плана
- оценивание (промежуточная и итоговая оценка)
- рефлексия
Выполнение данных действий позволяет формировать у учащихся такие регулятивные УУД как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Необходимо также отметить, что самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся по формированию нового знания способствует развитию познавательных УУД, таких как анализ и синтез, обобщение, выявление причинно-следственных связей, моделирование, аргументирование, доказательство и умозаключение.[Турчен http]
Решение познавательно-практических задач наглядно демонстрирует возможность практического применения знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, что способствует повышению мотивации к изучению языка, в особенности, если тема проектной работы личностно значима для учащегося и соответствует его интересам. Полученный результат положительно сказывается на самооценке детей, даже с невысоким уровнем языковых знаний.
Проектная работа может выполняться учащимися индивидуально, в паре или в группе из 3-5 человек как непосредственно на уроке, так и дома с представлением на уроке лишь результатов своей деятельности. На наш взгляд, целесообразно выделять в учебном плане до 6 часов на выполнение и защиту проектных работ в течение учебного года (при 3 часах иностранного языка в неделю). Необходимо заранее познакомить учеников с критериями, по которым будет оцениваться их работа и на этапе рефлексии в совместном обсуждении с учащимися оценивать выполнение работы в соответствии с данными критериями. Среди критериев оценки проектной деятельности в соответствии с типом проекта могут быть названы следующие:
- раскрытие темы, актуальность информации (информационный проект)
- раскрытие идей, способов решения проблемы через выдвинутую модель (практико-ориентированный проект)
- обоснованное подтверждение или опровержение гипотезы, наличие примеров и аргументов (исследовательский проект)
- корректность оформления речевого высказывания (устного или письменного)
- наглядность и эстетичность оформления результатов деятельности
- защита проекта, презентация результатов (выступление перед аудиторией, ответы на вопросы)
Можно предложить следующие типы проектов для реализации на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.
тип проекта
|
тема проекта |
цель проекта |
Информационный проект |
Famous people |
Изучить биографию знаменитого человека, его достижений в той или иной области, почему эта личность вызывает уважение, интерес к себе |
Natural attractions |
Выяснить, какие уникальные природные объекты существуют на нашей планете, изучить один из них, выяснить, в чем его особенность, чем он привлекает к себе внимание людей |
|
Symbols of the English-speaking countries |
Выяснить, что можно считать символами данной англоязычной страны, включая не только государственные символы, но и природные, культурные, исторические |
|
Практико-ориентированный проект |
A perfect school |
Создать модель идеальной школы, которая соответствовала бы, с точки зрения участников проекта, интересам и потребностям современных учащихся |
Let's make our town a perfect place! |
Выяснить, в каких преобразованиях нуждается наш родной город, выдвинуть идеи по его улучшению, предложить способы воплощения этих идей в жизнь |
|
Cooking recipes |
Подобрать рецепты традиционных и современных британских блюд, сделать перевод рецептов на русский язык, оформить в виде выставки или кулинарной книги |
|
Игровой или ролевой проект |
Talk-show "We are the best!" |
Каждая из групп учащихся играет роль «самой лучшей команды», «самой лучшей семьи», «самого лучшего школьного класса». Цель - в своем выступлении на ток-шоу убедить остальных участников в неповторимости и сплоченности своей группы |
Let's arrange our own competition! |
Организовать и провести для остальных учащихся класса соревнование на английском языке (в виде викторины, кроссворда, игры, конкурса загадок) |
|
Исследовательский проект |
Globalisation and my country |
Исследовать процесс глобализации в современном мире, его влияние на экономические, политические процессы и культурную жизнь в нашей стране |
Творческий проект (как внеурочное мероприятие в рамках школьного месяца английского языка) |
Drama competition |
Инсценировка мини-пьесы или сказки на английском языке |
Crosswords competition |
Составить кроссворд по одной из предложенных на выбор тем (темы связаны со знаменательными датами англоязычных стран) |
Особое место в учебном процессе отводится мини-проектам, которые выполняются учениками в мини-группах в течение 15-30 минут и являются этапом урока. Такие проекты обычно не оцениваются и нацелены на достижение цели конкретного урока. Можно предложить следующие темы мини-проектов:
- Our school newspaper (разработайте эскиз нашей школьной газеты за прошедший месяц, придумайте название газеты, заголовки к газетным статьям)
- A visit to London (составьте план своей туристической поездки в Лондон на три дня)
- A visit of exchange students (составьте план приема группы английских школьников, приехавших посетить наш город по программе обмена на 5 дней)
- A poster about environmental problems (разработайте эскиз плаката, призывающего жителей нашей планеты решать экологические проблемы)
- Are you a true friend? (составьте вопросы для психологического теста с вариантами ответов и ключами для расшифровки результатов)
Таким образом, мы видим, что итогом проектной деятельности являются не только предметные результаты, но в большей степени личностное развитие школьников, формирование у них умения учиться и навыков познавательно-практической деятельности. Полученные учащимися навыки будут им необходимы при получении дальнейшего образования и в будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, у учащихся формируется представление об иностранном языке как средстве познания окружающего мира и средстве коммуникации с представителями других народов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иоффе А.Н. Проектирование: теория и практика //http://www.socialnauki.prosv.ru/ article/1327 [3.04.2015]
2. Ступницкая М.А.Что такое учебный проект? // - М.: Первое сентября, 2010.
3. Турчен Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приемов формирования универсальных учебных действий// http://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-odin-iz-metodicheskih-priemov-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy[15.04.2015]