Пояснительная записка
Новизна и актуальность программы
Программа обучения театральному искусству со школьного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют мальчики и девочки 9-10 лет, количество детей в группе до 15 человек
Курс рассчитан на 1 год обучения (8 часов) в 4классе.
Форма обучения - очная.
Уровень программы - стартовый.
Режим занятий - 1 раз в месяц (60 минут).
Содержание учебного курса
1.1 Основной целью программы является развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:
- Развивать творческие способности, память, произвольное внимание, фантазию и воображение;
- Формировать навыки актерского мастерства и сценической речи;
- Воспитывать и развивать интерес к национальной культуре.
1.2 Содержание программы
Учебный план
№ |
Раздел |
Тема |
Кол-во занятий |
1 |
Основы театральной культуры
|
Теоретическая часть.
|
1 |
Практическая часть.
«Давайте познакомимся» «Угадай, кто я?» |
2
|
||
2 |
Культура и техника речи.
|
Теоретическая часть.
|
1 |
Практическая часть.
|
1 |
||
3 |
Основы театральной деятельности
|
Теоретическая часть.
|
1 |
Практическая часть.
|
2 |
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестатации/ контроля |
||
Теория
|
Практика
|
Всего
|
|||
|
|
Преобладает над теорией
|
показ инсценированной сказки |
1.4 Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Предметными результатами освоения учащимися общего образования являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей. Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Театр и дети».
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Год обучения (уровень)
|
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Кол-во учебных недель/ месяцев |
Кол-во учебных дней |
Кол-во учебных часов |
Режим занятий |
1 |
05.10 |
05.05 |
8 |
8 |
8 |
1 раз в месяц (60 минут) |
2.2.Условия реализации программы
Типы занятий:
- комбинированный;
- первичного ознакомления материала;
- применение полученных знаний на практике;
- закрепления, повторения;
- итоговое.
Формы организации учебного занятия: кружковое занятия; творческий отчет; урок-игра.
Программой предусматривается также
- совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
- творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
Формы работы с родителями.
- совместные праздники, творческие конкурсы;
- родительские собрания;
- консультации;
- беседы;
- открытые занятия.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
- личный пример;
- поощрения
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.
В театральном уголке располагаются:
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (сцена, костюмы, элементы костюмов, маски);
- атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки)
Информационное обеспечение
- Электронные образовательные ресурсы
- компьютер,
- магнитофон,
- музыкальный центр,
- диски с записью сказок и постановок,
- диски с музыкой (классической и детской),
- микрофоны, усилитель, колонки,
- проектор, экран,
- фотоаппарат,
- видеокамера для анализа выступлений.
2.3. Формы аттестации
Показ инсценированной сказки, входная диагностика не предусмотрена.
2.4. Оценочные материалы
Дополнительное образование должно отвечать потребностям социума и удовлетворять потребности ребенка, но возникает проблема, каким образом отслеживать результаты обучения ребёнка в системе дополнительного образования.
Для контроля и оценки деятельности учащихся используются методы устного, письменного и практического контроля.
№ |
Вид контроля |
Средства |
Цель |
Действия |
1 |
Входной |
Анкеты, педагогические тесты |
Выявление требуемых на начало обучения знаний.
|
1. Возврат к повторению базовых знаний.
|
2 |
Текущий |
Беседа, опрос, наблюдение |
Контроль за ходом обучения, получение оперативной информации о соответствии знаний обучаемых планируемым эталонам усвоения. |
Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков. |
3 |
Тематический |
Практическая работа,
|
1. Определение степени усвоения раздела или темы программы.
|
Решение о дальнейшем маршруте изучения материала. |
4 |
Итоговый |
Итоговое занятие,
|
1. Оценка знаний обучающихся за весь курс обучения.
|
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях учащихся |
Для определения личностных результатов освоения программы используются диагностические методики:
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
|
КРИТЕРИИ |
Цветодиагностика эмоционального благополучия обучающихся на занятиях (приложение 1) |
Эмоциональное состояние: тревожность, спокойствие, энергичность, усталость. |
Мониторинг направленности на творчество.
|
Выявление уровня направленности на творчество учащегося |
Педагогическое наблюдение |
|
Методические материалы
Методической особенностью обучения в программе является личностная ориентированная технология обучения, т.е. используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
Используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
- наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы, показпедагога, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
- практический (упражнения, этюды).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с театральной терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через моделирование игровых ситуаций;
- закрепление через разыгрывание игровых ситуаций;
- проверка результатов обучения через показательные занятия, комплексные занятия-праздники.
3. По характеру деятельности:
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1. Приемы:
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние препятствия;
- физического действия - выстраивание этюдов на основе простых физических действий;
2. Принципы
- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов;
- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к более сложным через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
- гуманизации - дает возможность знакомства с общечеловеческими и историческими ценностями, беречь их и сохранять;
- детоцентризма - превращение ребенка в равноправного субъекта образовательного процесса путем формирования партнерских отношений в группе: взаимному уважению.
Литература
- Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3, 4 класс. - М.: Баласс, 2004. - 48 с.
- Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. - М.: Просвещение. - 1978. - 176 с.
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. - М.: ВАКО, 2007. - 256 с.
- Гурков А.Н. Школьный театр. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320 с.
- М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности».
- Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».