ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть явления, вызванные действием атмосферы.
ЗАДАЧИ УРОКА: убедиться, что воздух имеет вес, раскрыть природу атмосферного давления, выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным путем доказать существование атмосферного давления.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
- осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
- потребность в формировании новых знаний, в развитии научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (познавательные, коммуникативные, регулятивные)
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
- выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент;
- анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
коммуникативные
- в ходе обсуждения учебного материала, результатов проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
- публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).
регулятивные
- вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата и цели,
- признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ
- различать явления передачи давления жидкостями и газами и атмосферное давление по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
- распознавать проявление атмосферного давления в окружающем мире и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера:
- проводить опыты по наблюдению действия атмосферного давления: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы.
УМК: Перышкин И.М. Физика 7 класс. Учебник / И.М.Перышкин, А.И.Иванов. - Москва: Просвещение. 2021.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока
|
Планир-е рез-ты (знания, умения, навыки) |
Метод. приемы |
Деятельность
|
Деятельность
|
1.Организационный момент |
Быстрое включение в деловой ритм,
|
Сигнал «Вай Фай» |
Привлекает внимание детей, подняв руку.
|
Ученики фокусируются на учителе.
Приветствуют учителя.
|
рифмованное начало урока |
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? Миру знаний нет предела. Что друзья, скорей за дело! |
|||
2.Актуализация знаний |
Повторить понятие давления газа, закон Паскаля, изменение давления в жидкости и газе с глубиной.
|
Игра «Передай мяч» |
Учитель предлагает слова:
|
Учащиеся передают маленький мяч, называя слова по данной теме и давая им объяснения. Если ученик не знает ответа, то он просто передает мяч следующему ученику. |
подводящий диалог |
Организует повторение из курса географии:
1. Что такое атмосфера? 2. В каком слое воздух наиболее сжатый и плотный? Почему? 3. Как вы думаете, что произошло бы с атмосферой Земли, если бы не было силы земного притяжения? Учитель анализирует ответы. |
Индивидуально формулируют ответы, выслушивают ответы одноклассников, сравнивают с эталонным. | ||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Готовность в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; выражать свою точку зрения в устных высказываниях.
|
Ситуация «яркого пятна.
|
Демонстрирует опыт по заданию 1 на стр 142 учебника.
|
Ученики наблюдают результат опыта, отвечают на вопросы учителя, задают вопросы учителю, выдвигают гипотезу о существовании атмосферного давления.
|
4. Первичное усвоение новых знаний |
Владеть понятиями атмосфера Земли и атмосферное давление.Осознавать причины существования воздушной оболочки Земли. Объяснять зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря.
|
Объяснительно-иллюстративный, демонстрации. Работа с научным текстом п. 41 учебника.
Работа с диаграммой на стр. 136 учебника. Демонстрационный эксперимент |
Учитель задает вопросы:
Воздух имеет массу?
Экспериментальное обнаружение атмосферного давления:
|
Обучающиеся устно отвечают на вопросы, пользуясь материалами учебника. рассказ.
Наблюдают деформацию бутылки. Объясняют причину. Сравнивают давления воздуха внутри и снаружи бутылки.
|
Работа по рис. 128 на стр 137 учебника Фронтальная беседа |
Организует выполнение опыта с последующим объяснением его результатов.
Почему вода поднимается вслед за поршнем? Опишите применение закона Паскаля в этом опыте? |
Один ученик выполняет демонстрационный опыт по описанию в учебнике. Обучающиеся наблюдают и объясняют результаты. | ||
5. Первичная проверка понимания |
Осознание дефицитов собственных знаний, потребность в формировании новых знаний, использование вопросов как исследовательский инструмент познания; сопоставление своих суждений с суждениями других участников диалога. |
Работа в парах, взаимный опрос по вопросам после п. 41 на стр. 138.
|
Организует и контролирует работу в парах |
По очереди отвечают на вопросы, исправляют ошибки. В случае затруднения обращаются за помощью к учителю.
|
6. Первичное закрепление |
Использовать полученные знания в практико-ориентированных ситуациях, проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент. Объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы.
|
Устный опрос. практические задания, решение задачи физического содержания, комментированное чтение, вопросы к тексту, свои примеры. |
1.Организует выполнение практических заданий.
|
Выполняют практические задания.
Индивидуально формулируют ответы, выслушивают ответы одноклассников, сравнивают с эталонным. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Умение проводить опыты по инструкции, анализировать их результаты и объяснять наблюдаемое явление.
|
Чтение учебного текста учебника, работа по вопросам после параграфа, составление плана пересказа, устный пересказ, выполнение опыта по описанию, мини-проект по изготовлению прибора. |
Изучить п. 41, выполнить задание 1 на стр. 138 с письменным отчетом, задание 2 на стр. 138 по желанию. |
Обучающиеся выполняют дифференцированное домашнее задание обязательная часть и мини-проект «автопоилка для питомца» по выбору. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Личная ответственность за результаты коллективной деятельности.
|
приемы на выбор
|
Предлагает ответить на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?». Предлагаются варианты ответов:
|
Ученики фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых задач.
|