Технологическая карта урока физики в 7-м классе по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление»

Разделы: Физика

Ключевые слова: атмосферное давление


ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть явления, вызванные действием атмосферы.

ЗАДАЧИ УРОКА: убедиться, что воздух имеет вес, раскрыть природу атмосферного давления, выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным путем доказать существование атмосферного давления.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
  • осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
  • потребность в формировании новых знаний, в развитии научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (познавательные, коммуникативные, регулятивные)

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
  • выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент;
  • анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

коммуникативные

  • в ходе обсуждения учебного материала, результатов проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
  • публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).

регулятивные

  • вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата и цели,
  • признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • различать явления передачи давления жидкостями и газами и атмосферное давление по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
  • распознавать проявление атмосферного давления в окружающем мире и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера:
    • проводить опыты по наблюдению действия атмосферного давления: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы.

УМК: Перышкин И.М. Физика 7 класс. Учебник / И.М.Перышкин, А.И.Иванов. - Москва: Просвещение. 2021.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Планир-е рез-ты (знания, умения, навыки)

Метод. приемы

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

1.Организационный момент

Быстрое включение в деловой ритм,
нацеливание на успешную деятельность, потребность в формировании новых знаний

Сигнал «Вай Фай»

Привлекает внимание детей, подняв руку.
Приветствует учащихся.
Проверяет их готовность к уроку.

Ученики фокусируются на учителе.

Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место

рифмованное начало урока Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Миру знаний нет предела.
Что друзья, скорей за дело!

2.Актуализация знаний

Повторить понятие давления газа, закон Паскаля, изменение давления в жидкости и газе с глубиной.
Умение сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
Обнаруживать различие и сходство позиций;
выражать свою точку зрения в устных высказываниях.

Игра «Передай мяч»

Учитель предлагает слова:
давление, единица измерения давления, сила давления, вес, единица измерения веса, закон Паскаля, свойства газов, давление газа, гидростатическое давление.

Учащиеся передают маленький мяч, называя слова по данной теме и давая им объяснения. Если ученик не знает ответа, то он просто передает мяч следующему ученику.

подводящий диалог Организует повторение из курса географии:
1. Что такое атмосфера?
2. В каком слое воздух наиболее сжатый и плотный? Почему?
3. Как вы думаете, что произошло бы с атмосферой Земли, если бы не было силы земного притяжения?
Учитель анализирует ответы.
Индивидуально формулируют ответы, выслушивают ответы одноклассников, сравнивают с эталонным.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Готовность в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; выражать свою точку зрения в устных высказываниях.
Расширение кругозора, развитие интереса к экспериментальной физике.

Ситуация «яркого пятна.
Эвристическая беседа.

Демонстрирует опыт по заданию 1 на стр 142 учебника.
Организует обсуждение вопроса: почему бумага не отпадает, а вода не выливается из перевернутого стакана?
Наводящими и уточняющими вопросами подводит детей к выводу о давлении воздуха на бумагу снизу.
Обсуждает с детьми примерный план урока: убедиться, что воздух имеет вес, раскрыть природу атмосферного давления, выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным путем доказать существование атмосферного давления.

Ученики наблюдают результат опыта, отвечают на вопросы учителя, задают вопросы учителю, выдвигают гипотезу о существовании атмосферного давления.
Самостоятельно формулируют тему урока «Атмосферное давление» и цель урока: рассмотреть явления, вызванные действием атмосферы.
Высказывают предположения о содержании урока.

4. Первичное усвоение новых знаний

Владеть понятиями атмосфера Земли и атмосферное давление.Осознавать причины существования воздушной оболочки Земли. Объяснять зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря.
Проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, анализировать их результаты и делать выводы. Интерпретировать информацию различных видов и форм представления.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрации. Работа с научным текстом п. 41 учебника.
Учебный диалог.

Работа с диаграммой на стр. 136 учебника.

Демонстрационный эксперимент

Учитель задает вопросы:

Воздух имеет массу?
Как ее измерить?
Воздух имеет вес?
Объясните наличие веса у воздуха.
Охарактеризуйте химический состав воздуха.

Экспериментальное обнаружение атмосферного давления:
Поднесем пластиковую бутылку к губам, вдохнем воздух из нее.
Организует обсуждение причины деформации бутылки. Подводит к выводу о существовании давления атмосферного воздуха.

Обучающиеся устно отвечают на вопросы, пользуясь материалами учебника. рассказ.

Наблюдают деформацию бутылки. Объясняют причину. Сравнивают давления воздуха внутри и снаружи бутылки.
Делают вывод о существовании давления атмосферного воздуха.

Работа по рис. 128 на стр 137 учебника

Фронтальная беседа

Организует выполнение опыта с последующим объяснением его результатов.
Почему вода поднимается вслед за поршнем?
Опишите применение закона Паскаля в этом опыте?
Один ученик выполняет демонстрационный опыт по описанию в учебнике. Обучающиеся наблюдают и объясняют результаты.

5. Первичная проверка понимания

Осознание дефицитов собственных знаний, потребность в формировании новых знаний, использование вопросов как исследовательский инструмент познания; сопоставление своих суждений с суждениями других участников диалога.

Работа в парах, взаимный опрос по вопросам после п. 41 на стр. 138.
Самооценка с использованием оценочного листа.

Организует и контролирует работу в парах

По очереди отвечают на вопросы, исправляют ошибки. В случае затруднения обращаются за помощью к учителю.
Оценивают свои ответы.

6. Первичное закрепление

Использовать полученные знания в практико-ориентированных ситуациях, проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент. Объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы.
Вносить коррективы в ход выполнения физического эксперимента на основе установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата и цели, признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.

Устный опрос. практические задания, решение задачи физического содержания, комментированное чтение, вопросы к тексту, свои примеры.

1.Организует выполнение практических заданий.
Покажите и объясните действие прибора ливер, пипетки.
Объясните действие медицинских банок.
2.Организует решение задач. Объясните, как пьет человек?
Почему трудно
оторвать присоску рыбы прилипалы от
поверхности, к которой
она прилипла?
Слон, чтобы напиться,
наполняет хобот водой, потом изгибает его и
выливает воду в рот. Почему вода поднимается в хобот слона?

Выполняют практические задания.
Вносят коррективы в ход выполнения эксперимента

Индивидуально формулируют ответы, выслушивают ответы одноклассников, сравнивают с эталонным.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Умение проводить опыты по инструкции, анализировать их результаты и объяснять наблюдаемое явление.
Умение изготовлять прибор автопоилка для питомца с возможностью вносить конструктивные изменения.

Чтение учебного текста учебника, работа по вопросам после параграфа, составление плана пересказа, устный пересказ, выполнение опыта по описанию, мини-проект по изготовлению прибора.

Изучить п. 41, выполнить задание 1 на стр. 138 с письменным отчетом, задание 2 на стр. 138 по желанию.

Обучающиеся выполняют дифференцированное домашнее задание обязательная часть и мини-проект «автопоилка для питомца» по выбору.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Личная ответственность за результаты коллективной деятельности.
Публично выражать свою точку зрения в устных высказываниях. Оценивать соответствие результата и цели,

приемы на выбор
"светофор",
свободный микрофон,
дерево настроения,
лестница успеха, анкетирование

Предлагает ответить на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?». Предлагаются варианты ответов:
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я понял, что…
5.Я научился…
6.Меня удивило…
7.Мне захотелось…
Учитель выставляет отметки за урок с учетом результатов самоанализа.

Ученики фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых задач.
Отвечают на вопрос учителя