Использование метода ретрансляции обучающимися знаний на уроке информатики и ИКТ для повышения мотивации к изучению предмета и развития универсальных учебных действий и «мягких» навыков (soft skills) обучающихся 10–11-х классов

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии, Руководство учебным проектом


Современное общество характеризуется стремительным развитием и созданием новых информационных технологий, поэтому его всё чаще называют информационным. При этом информационные технологии проникли во все сферы жизни человека и тренд цифровизации наращивает темпы. На сегодняшний день накоплены и находятся в свободном доступе огромные объёмы информации, причём эта информация может быть как достоверной, так и недостоверной. Темпы обновления знаний очень высоки, а актуальность информации может исчисляться всего несколькими минутами. Именно цифровизация различных сфер жизни, за счёт создания различных информационных систем, позволяет человеку оперативно получать необходимую информацию из «моря» данных. Однако, для получения нудной информации нужно задавать «правильные» запросы, в противном случае можно получить много ненужно информации. Именно умение правильно задавать вопросы становится очень важным в современном информационном обществе, и основные навыки по работе с информацией и умению «правильно» задавать вопросы ребёнок получает в процессе своего обучения в школе.

Именно поэтому система образования в России проходит постепенную модернизацию, направленную в первую очередь на формирование личности учащегося, способного самостоятельно искать, накапливать и преобразовывать информацию, искать и продуцировать нестандартные средства решения проблем, уметь общаться как с электронными системами, так и с другими участниками образовательного процесса (одноклассниками, учителями).

Современная школа приоритетными направлениями развития ставит:

  • преемственность на всех этапах обучения;
  • использование инновационных технологий;
  • активизация проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе;
  • личностно-ориентированный подход в работе с обучающимися;
  • развитие системы воспитания и дополнительного образования во внеурочное время, патриотическое воспитание учащихся;
  • использование здоровьесберегающих технологий и формирование здорового образа жизни.

Таким образом, современная система образования направлена на формирование здорового, интеллигентного, всесторонне развитого, самостоятельного, творческого, позитивного, сопереживающего, толерантного, способного к саморазвитию и активно преобразующего реальность человека [6]. При этом такой человек должен уметь не только работать с информацией, но в первую очередь уметь оперативно находить актуальную и необходимую для решения поставленных задач информацию.

Для достижения данного результата современные стандарты образования предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (далее УУД) и компетенций. При этом в последние годы стали всё чаще говорить про необходимость развития «мягких» навыков (soft skills), которые являются метапредметными и личностными и позволяют человеку качественно реализовывать себя в жизни в соответствии с поставленными перед собой целями.

УУД:

  • предоставляют учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность в процессе обучения, ставить учебные цели, искать и использовать информацию, находить средства и способы достижения своих целей, уметь контролировать и оценивать процесс деятельности и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе самостоятельного умения учиться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками для решения задач и достижения поставленных целей, что обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность в современном обществе;
  • способствуют успешному усвоению знаний, умений и навыков, формированию адекватной картины мира, компетентностей в любой профессиональной области.

УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:

  1. личностные;
  2. регулятивные, включая саморегуляцию;
  3. познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
  4. коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать обучение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Что касается «мягких» навыков, то наиболее значимыми называют:

  • Коммуникация
  • Критическое мышление
  • Сервисность/Клиентоориентированность
  • Управление проектами, людьми и собой
  • Наставничество и менторинг
  • Решение проблем
  • Принятие решений
  • Эмоциональный интеллект
  • Ненасильственное общение
  • Управление знаниями
  • Работа в режиме неопределенности
  • Бережливое производство
  • Экологическое мышление
  • Самоанализ и саморефлексия

Как видно из приведённого списка «мягких» навыков они очень сильно пересекаются с развиваемыми в образовательном процессе универсальных учебных действий. Развитие УУД и «мягких навыков» осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития ребёнка.

Одной из основных сфер, предоставляющих современному человеку информацию, являются электронно-цифровые ресурсы и всемирная сеть Интернет. Именно умению работать с цифровыми ресурсами учится ребёнок на уроках информатики. Однако современные программы направлены на пассивное восприятие учащимся информации от учителя и отработки её в рамках практических работ и небольших проектов. Кроме того, школьная программа значительно отстаёт от реального развития рынка программных средств, что приводит к снижению мотивации учащихся к изучению предмета информатики.

Данная проблема получила яркое проявление в период интенсивного распространения короновирусной инфекции и вынужденного перехода на дистанционное обучение весной 2019 года. Многие обучающиеся даже старших классов столкнулись с проблемой неумения самостоятельно настроить технические средства для организации своего образовательного процесса и наиболее остро встала проблема мотивации к изучению информации, особенно в режиме самостоятельной обработки информации.

Обучающимся достаточно часто было проще найти и отправить в качестве выполненной работы уже имеющиеся на просторах сети интернет готовые ответы, чем самому проработать задание и подготовить решение. Естественно, что многие педагоги в этот период начали использовать сторонние учебные материалы, не имеющих представления в готовых УМК. Говоря иначе активизировалась необходимость самостоятельно придумывать задания для обучающихся дабы избежать риска нахождений готовых решений обучающимися.

В связи с этим, повысилась значимость внедрение методов, способных повысить заинтересованность учащихся в изучении предмета и сформировать необходимые для взрослой жизни «мягкие» навыки.

В последнее время наиболее популярными в педагогическом сообществе стали технология интеграции учебных предметов, технология проектной деятельности, технология развития критического мышления и проблемное обучение. Использование данных методик позволяет предоставить учащимся творческую свободу по преодолению трудностей в решении задачи и получения итогового результата, формирует коммуникативный навык.

Однако во всех этих педагогических методах отсутствует возможность развивать следующие «мягкие» навыки:

  • Сервисность/Клиентоориентированность
  • Управление проектами, людьми и собой
  • Наставничество и менторинг
  • Самоанализ и саморефлексия

А также слабо развиваются:

  • Принятие решений
  • Управление знаниями
  • Работа в режиме неопределенности

Иными словами учащийся не получает навыка кураторства других участников образовательного процесса, т.е. учащийся не учится учить, передавать свои знания и навыки другим людям (младшим школьникам, сверстниками, взрослым). А уже давно известно, что, передавая свои знания, человек заново осмысливает их и лучше осознает информацию. Кроме того, в период информатизации общества возникает казус скорости освоения новых технологий, а именно то, что дети быстрее осваивают технические новинки и часто у них возникает необходимость объяснить принцип работы устройства более старшему поколению.

В связи с этим необходимо введение в образовательный процесс метода, который позволит сформировать у учащихся за достаточно короткий период времени следующие навыки:

  • самостоятельность разработки плана деятельности,
  • направленность на конкретный результат,
  • ориентация на общественную полезность,
  • умение работать с разнообразными источниками информации,
  • использование различных образовательных пространств,
  • умение структурировать знания,
  • умение использовать ранее полученные навыки при решении задачи,
  • планирование деятельности других участников процесса,
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
  • умение объяснить другим участникам процесса их роли и задачи,
  • креативность,
  • конструктивное решение конфликтных ситуаций,
  • контроль своей деятельности и деятельности окружения,
  • умение корректировать деятельность в процессе её осуществления.

Все эти умения могут быть сформированы с помощью метода ретрансляции знаний.

В современных словарях даётся следующее определение термина: «Ретрансляция - прием сигналов на промежуточном пункте линии связи с целью их усиления и дальнейшей неискаженной передачи» [1]

В нашем случае под ретрансляцией подразумевается передача учеником другим учащимся информации, полученной от учителя, самостоятельно проанализированной, переработанной и дополненной собственными комментариями и замечаниями.

От подготовки сообщений, часто используемых учителями, данный метод отличается тем, что в подготовке первичного материала задействованы и учитель и ученик, происходит постоянный обмен мнениями, нацеленный на выработку максимально эффективного для ретрансляции обучающимся материала. Данный подход позволяет ученику ответственно проработать весь материал, не ограничиваясь скаченными из Интернета или взятыми из учебника статьями.

Таким образом, на этапе подготовки у ученика формируются следующие УУД:

  • личностные - осмысление значимости задания, формирование ответственного выбора, осознание потребности и готовности к самообразованию (в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы);
  • регулятивные - самостоятельность формулирования учебной проблемы, умение определять тему проекта, целеполагание, осознание конечного результата, формирование норм поведения (не опаздывать на обсуждение, приходить подготовленным), умение выдвигать версии решения проблемы и подбирать средства достижения цели(из предложенных или самостоятельно найденных), умение составлять план работы, умение сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
  • познавательные - умение осуществлять поиск, отбор, сравнение и анализ информации, навык структурирования информации (подготовленной учителем или самостоятельно подобранной), умение строить логические рассуждения и модели изучаемого содержания (табличные, графические),
  • коммуникативные действия - умение слышать, слушать и понимать учителя как партнера по подготовке, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи.

А на этапе общения с классом у ученика формируются следующие УУД:

  • личностные - осмысление значимости задания, формирование чувства самоудовлетворения (положительное подкрепление) и осознание потребности и готовности к дальнейшему развитию;
  • регулятивные - осознание конечного результата, умение придерживаться временного промежутка, организовывать деятельность других учащихся, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать их;
  • коммуникативные действия - умение распределять роли, контролировать действия друг друга, уметь правильно выражать свои мысли в речи, уважать мнение других, оказывать поддержку.

Поскольку выделяемые УУД плотно связаны с «мягкими» навыками, то развиваются следующие soft skills:

  • Коммуникация - развивается при общении с педагогом и выработке общей стратегии выступления обучающегося, а также в процессе представления материала другим группам людей (сверстникам, более младшим школьникам, взрослым)
  • Критическое мышление - развивается при подборе материала для работы, структурировании и выделении наиболее значимых для передачи знаний, выработке нескольких способов объяснения
  • Сервисность/Клиентоориентированность - развивается при целенаправленном подборе способов объяснения и материала для различных возрастных групп в зависимости от целей выступления и степени подготовленности аудитории
  • Управление проектами, людьми и собой - развивается за счёт необходимости четко расставлять временные рамки и координировать свою деятельность как на этапе подготовки, так и на этапе представления материала
  • Наставничество и менторинг - развиваются на счёт координации деятельности аудитории при проведении мастер-классов и объяснении материала
  • Решение проблем - развивается как при подготовке к выступлению (определение способов объяснения материала, подбор наглядных материалов, заданий для отработки), так и в процессе работы с аудиторией (если возникают дополнительные вопросы или происходят форсмажорные события (выход из строя техники, отключение электроэнергии и пр.))
  • Принятие решений - развивается начиная с момента выбора тематики для последующей работы и активно прокачивается в момент подготовки материала для работы с аудиторией, а также в момент работы с аудиторией в случае возникновения непредвиденных ситуаций
  • Эмоциональный интеллект - развивается при работе с аудиторией, умение подстраиваться под аудиторию, понимать когда возникают сложности и напряжённость в работе аудитории
  • Ненасильственное общение - развивается при работе с аудиторией, прри организации деятельности слушателей
  • Управление знаниями - развивается при подготовке материала, выделении ключевой информации, структурировании и систематизировании информаации
  • Работа в режиме неопределенности - развивается при работе с аудиторией, т.к. часто невозможно предсказать с кем нужно будет общаться (за исключением представления материала в своем классе), как отработает техника (если она используется) и пр.
  • Бережливое производство - развивается при продумывании такой подачи материала, которая будет понятна аудитории с первого раза
  • Самоанализ и саморефлексия - развиваются при анализе своей работы как на этапе подготовки к взаимодействию с аудиторией, так и после общения с людьми.

В структуру образовательного процесса метод ретрансляции знаний вплетается начиная с первых уроков, и постепенно приводит учащихся к формированию новых навыков. Естественно возрастает нагрузка на учителя, от которого требуется более всесторонняя подготовка к каждому уроку.

В изучении каждого раздела программы можно выделить 4 основных блока:

  • Ознакомление с новым материалом,
  • Отработка практических навыков,
  • Ретранслирование опыта учащимися,
  • Повторение и проверка знаний.

При этом третий этап плотно связан со вторым, поскольку именно в момент отработки практических навыков по теме учащимся предлагается подготовить самостоятельные выступления или мастер-классы. Учащиеся могут выбрать темы выступлений либо из предложенных учителем, либо сформулировать их совместно с учителем. Общий список тем в начале года вывешивается на информационном стенде для ознакомления с ним учащихся. Основным условием является связь выступления учащегося с материалом темы, то есть выступление или мастер-класс должны расширять и углублять полученные в рамках темы знания, а также практическое приложение полученных знаний.

На подготовку выступления (мастер-класса) отводится одна-две недели, в течение которых учащиеся постоянно взаимодействуют с учителем. В задачу учителя входит сформулировать вместе с учащимся цель выступления или мастер-класса, проработать план выступления и подготовить, разобрать, проанализировать отобранный учеником для выступления материал, подготовить, если в этом есть необходимость, бумажный или электронный раздаточный материал.

Как правило, приветствуются мастер-классы, на которых ученик объясняет своим одноклассникам решение узкой задачи (например, при изучении работы с векторной программой Inkscape, учащимся предлагается разобрать с классом последовательность рисования мультипликационного персонажа, животного или эмблемы, а при изучении электронных таблиц - разобрать, как применять таблицы для расчёта квартплаты). В случае выступления для проведения проверки усвоения знаний разрабатывается ряд вопросов или задач (на выбор учащегося вопросы могут быть ориентированы как на индивидуальную работу, так и на групповую), для решения которых необходим представленный материал. При этом отвечающие должны аргументировать свой ответ, представив обоснование своей позиции.

Такая форма работы позволяет ученикам более глубоко ознакомиться с интересующими их темами, так как каждый сам выбирает, будет он выступать в рамках данного учебного раздела или нет. Поскольку в учебном плане определено разделение класса на 2 подгруппы при изучении информатики, то в течение года каждый ученик успевает выступить минимум 1 раз и данная форма работы затягивает их, позволяя продемонстрировать свой потенциал. С каждым новым изучаемым разделом желающих подготовить материал становится всё больше.

На выступление или проведение мастер-класса отводится 7-10 минут и его структура соответствует классическим канонам.

Применение в практике преподавания метода ретрансляции знаний позволяет сформировать у обучающихся за достаточно короткий период времени следующие навыки:

  • самостоятельность разработки плана деятельности,
  • направленность на конкретный результат,
  • ориентация на общественную полезность,
  • умение работать с разнообразными источниками информации,
  • использование различных образовательных пространств,
  • умение структурировать знания,
  • умение использовать ранее полученные навыки при решении задачи,
  • планирование деятельности других участников процесса,
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
  • умение объяснить другим участникам процесса их роли и задачи,
  • креативность,
  • конструктивное решение конфликтных ситуаций,
  • контроль своей деятельности и деятельности окружения,
  • умение корректировать деятельность в процессе её осуществления.

Положительное влияние использования метода ретрансляции обучающимися знаний было подтверждено результатами психологического исследования, динамикой развития универсальных учебных действий, «мягких» навыков и академическими успехами учеников. Данная форма организации обучения и воспитания способствует развитию личности учеников, оптимизации учебного процесса, повышает эффективность обучения и готовит обучающихся к дальнейшему профессиональному развитию

Библиографический список

  1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 3-х томах. - М.: АСТ, 2006.
  2. Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. - Краснодар, 2001.
  3. Дятлова, К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля / К.Д.Дятлова// Школьные технологии. - 2014.-№ 4.- С. 150-163.
  4. Лакоценина Т.П. Современный урок. - Ростов н/Д: Учитель, 2019.
  5. Монахова, Г.А. Технология проектирования учебного процесса. - М.; Новокузнецк, 2017.
  6. Чарыкова, С.В. "Умение учиться действительности": перспективы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики/ С.В.Чарыкова./ /Информатика и образование. - 2013. - № 8. - С. 19-24.
  7. Информационный сервис РБК тренды:
    URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e90743f9a7947ca3bbb6523#p2
  8. Что такое hard и soft skills URL: https://enjoy-job.ru/edu/business-edu/chto-takoe-hard-soft-skills
  9. Soft skills что это? Примеры софт скиллс и зачем они нужны URL: https://www.jcat.ru/job_vacancy/blog/chto-takoe-soft-skills