Сценарий образовательного квеста для учащихся 4-го класса "Наследники великой Победы"

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание

Класс: 4

Ключевые слова: квест, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная школа, ориентированная на системно-деятельностное обучение, ставит своей приоритетной задачей целостное развитие личности ученика, формирование у него навыка рефлексии, принятия решения в разных условиях. Живой познавательный интерес не просто способствует успешному освоению образовательной программы, а выступает мощным средством активизации образовательного процесса. Использование популярной в настоящее время квест-технологии можно смело считать актуальным и востребованным инструментом в использовании инновационных образовательных технологий.

Под игровым квестом мы понимаем сюжетную, чаще всего групповую или командную, игру, в которой необходимо идти к поставленной цели по сюжету, попутно разгадывать различные головоломки, пользуясь всевозможными подсказками в случае необходимости. Учащиеся хорошо знакомы с приемами игрового квеста: в эфире телеканалов такие игры занимают значительное место; развивается квест-индустрия и в реальной жизни, в частности, в нашем городе успешно функционируют несколько компаний/ агенств, предоставляющих подросткам подобное захватывающее развлечение.

Итак, технологию образовательного квеста характеризует:

  • направленность на решение конкретных образовательных задач,
  • постановка нестандартных поисково-исследовательских задач,
  • использование разнообразных ресурсов, инструментов для их выполнения,
  • участие педагога/наставника в игре в качестве наблюдателя, судьи, аниматора.

Квест характеризует следующий ряд основных признаков:

  • наличие определённого сюжета игры;
  • наличие заданий (препятствий);
  • наличие цели, к которой можно прийти, только преодолев определённые препятствия.

У квестовой технологии были и «предшественники»: игровая технология, технология мозгового штурма.

Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности. Метапредметность, которая подразумевает интеграцию содержания образования, направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира. Таким образом, квестовая технология, дающая возможность для применения знаний не по отдельным предметам, а предполагающая изучение одного вопроса или познание одного объекта с помощью двух и более образовательных дисциплин, представляется результативной.

Нами представлен квест для учащихся 4 класса «Наследники великой Победы».

Все этапы/ задания объединены темой Великой Победы 1945 года. Настоящее мероприятие включает несколько этапов, каждый из которых оценивает знания, навыки и умения в одном из предметов школьной программы: история, русский язык, литература, математика, иностранный язык.

Цель: способствовать воспитанию российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знанию истории, культуры своего народа, своего края.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

  • совершенствовать способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы;
  • расширить, углубить имеющиеся знания о событиях Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции, воспитание у молодежи уважения к старшему поколению, ветеранам, к памяти о простом солдатском подвиге;
  • способствовать формированию познавательной и творческой активности обучающихся;
  • совершенствовать навыки принятия решения, осознания личной ответственности за успех коллективного дела;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в команде;
  • формирование умения распоряжаться ограниченным периодом времени, распределять действия для достижения общей цели;
  • способствовать приобретению опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.

Сценарий мероприятия (квеста)

Перед началом квеста все команды получают папку-кейс с маршрутным листом, методическими материалами, ручками, бумагой для записей. Перед началом игры команде/командам предлагается придумать себе название, по возможности короткий слоган («Мы - Сталинградцы!», «Можем повторить!», Вперед!» и др.).

1. СТАНЦИЯ «СОЮЗНИКИ» (ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК)

Добрый день, игроки! Знание иностранного языка имело большое значение во время боевых, разведывательных действий. Зная немецкий язык, можно было прочитать документы, понять, что говорит противник. На английском языке наши воины могли говорить с представителями союзнических войск - Великобритании, США.

Внимательно послушайте пояснения к заданию.

Найдите английские эквиваленты русских слов и выражений. Заполнитетаблицу. Find the equivalents to the Russian expressions. НЕ ВСЕ слова и выражения имеют эквиваленты. В случае, если в списке не имеется перевода данного выражения, ставьте прочерк. Помните, что неправильный ответ на один или несколько вопросов не даст вам успешно выполнить задание.

А.Марш «Бессмертного полка»

1. Immortal Regiment march

Б. Великая Отечественная война

2. Stalingrad battle

В. Великие полководцы

3. Moment of silence

Г. Битва за Москву

4. St.George's ribbon

Д. Георгиевская ленточка

5. The award of the Hero of the Soviet Union

Е. Военный парад

6. Grandfathers and great-grandfathers

Ж. Ветераны

7. Family's relic

З. Вечный огонь

8. V-day, victory day

И. Минута молчания

9. The Great Patriotic war

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

Ответы:

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

1

9

-

-

4

-

-

-

3

Если вы верно ответили на вопрос, то должны увидеть число. Прочитайте его и соотнесите его с датой окончания значительного военного события, произошедшего в этом году. Небольшая подсказка: это событие упомянуто в таблице.

Ответ: окончание Сталинградской битвы (2 февраля 1943). Этот ответ значится в таблице под номером 2. Вы успешно справились с заданием, ваша следующая станция - кабинет №2.

2. СТАНЦИЯ «ШИФРОВАЛЬЩИКИ» (МАТЕМАТИКА)

Знания по математике, хорошее владение навыками вычислений имело большое значение на войне. Рассчитать траекторию движения снаряда, массу взрывчатого вещества, необходимое количество боеприпасов - все эти действия нельзя выполнить, если не обладать хорошими знаниями по математике. Расшифруем запись. Для этого необходимо решить несколько задач. Вносите ответы в таблицу.

Беспримерным в истории Великой Отечественной войны был массовый трудовой подвиг детей, подростков. Они заменили на заводах и фабриках своих ро­дителей, старших братьев и сестер. Часто к станку из-за маленького роста юного рабочего пристраивали ящики, чтобы он мог дотянуться до рычагов управления. Они днем и ночью работали у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы.

Задача 1. Работа в военных цехах было непростой для мальчишек-подростков. Они трудились наравне со взрослыми, иногда целыми сутками не выходя из цехов. Спать приходилось урывками по несколько минут. В среднем работали по 14 часов. Сколько часов спали и отдыхали маленькие рабочие военной поры?

Задача 2. Рабочие подростки в те грозные дни войны творили поистине героические дела. Еще один пример. На военном заводе ребята проверяли качество патронов. Пуля должна была весить ровно 9 граммов. Пули упаковывали в ящики по 5000 штук. За смену план проверки составлял 16 ящиков. Масса упаковки (деревянного ящика) - 5 килограммов. Какой вес в среднем за смену поднимал один ребенок? Дайте ответ в центнерах.

Задача 1

Задача 2

Ответ:

Задача 1

Задача 2

10

8

Вы дали два правильных ответа. Сложите два получившихся числа. Какое двузначное число у вас получилось? (18) Следующая станция находится в кабинете 18.

3. СТАНЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ» (ИСТОРИЯ)

Каждый гражданин должен знать историю своей страны. Именно история передает опыт предыдущих поколений. Прислушиваясь к тем выводам, которые сделали наши предки, мы можем избежать множества проблем. История может направить по верному пути. Но для этого нужно учить историю.

Задание: Ответить на вопросы викторины.

1. Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)

2. Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война? (4 года. 1941-1945гг.)

3. Георгиевская ленточка - что символизируют её цвета? (Чёрный цвет - дым, оранжевый - огонь)

4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

5. Не памятник, но символ вечной памяти о павших героях. Есть во многих городах, как правило, находится возле памятника или могилы героев. Что это? (Вечный огонь)

6. Один из самых известных памятников Великой Отечественной войны. Находится в городе-герое Волгограде. К слову, это самый высокий памятник-статуя в мире («Родина - мать»).

7. Каким женским именем называли грозное оружие, наводившее ужас на немцев? (Катюша).

8. Как называли людей, которые организовывали подпольные группы, отряды, движения для борьбы с захватчиками? (Партизаны)

9. Кто из главнокомандующих Великой Отечественной войны был четырежды Героем Советского Союза? (Георгий Жуков)

10. Какое памятное событие из истории Великой Отечественной войны произошло 2 февраля? (Окончание битвы под Сталинградом)

В последнем вопросе мы вспомнили о важнейшем периоде в истории ВОВ. Это Сталинградская битва. Это событие стало переломным моментов в ходе войны. С ним будет связано следующее задание.

4. СТАНЦИЯ «ГРАМОТЕИ» (РУССКИЙ ЯЗЫК)

Сколько крови и слез пролито в Сталинграде, знает только земля. Здесь велась ожесточенная война за стратегические объекты. Цена победы в этой битве - миллионы убитых людей. Такое событие не могло остаться без внимания. Многие авторы писали о Сталинграде. Вот одно из таких стихотворений.

Задание: Вставьте пропущенные буквы. Если вы выполните задание без ошибок, то из выделенных букв сможете составить слово.

Не спит в эти ночи родной Сталингра…
От грох…та бомб и сна…ядов.
Но держится храбро советский солдат -
Не пустит за Волгу он гадов.
Над Родиной, слава, как птица лети
И гордо ск…жи …ашим людям:
Пока мы ж…вые, врагу не пройти!
Умрем, но победу добудем.

У вас получилось составить слово «РОДИНА». Мы неслучайно выбрали это слово, так как Родина - самое важное понятие в жизни человека. Так думаем не только мы, но и наши предки, которые передали эти мысли в пословицах и поговорках.

5. СТАНЦИЯ «НАРОДНОЕ СЛОВО» (ЛИТЕРАТУРА)

Фольклор - это устное народное творчество. В нем сконцентрировалась вся мудрость целого народа. Фольклор не только сохраняет события древности, но и передаёт опыт молодым поколениям, учит, наставляет. Неслучайно в фольклоре нашлось отражение всему важному и весомому, что пережили люди. Например, войне. На протяжении всей своей истории наша страна отражала военные удары противников. Войны случались часто, поэтому в фольклоре русского народа образовалось множество пословиц, призывающих защищать Родину. Вот некоторые из них.

Задание: верно соотнести две части пословицы. Заполните таблицу, внесите ответы.

А. В родном краю сокол,

1. служить Отчизне.

Б. Родина - мать,

2. соловей без песни.

В. Для Родины своей

3. умей за нее постоять.

Г. Главное в жизни -

4. ни сил, ни жизни не жалей.

Д. Человек без Родины -

5. в чужом - ворона.

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

5

3

4

1

2

Если вы ответили верно, то сами можете расшифровать послание.

  • 5 - порядковый номер этой станции
  • 3 - этаж школы, куда вы направляетесь в поисках следующего задания
  • 4 - количество человек от команды, которые будут стараться ответить на вопросы
  • 1,2 (12) - номер кабинета

6. СТАНЦИЯ «НА ПРИВАЛЕ» (МУЗЫКА)

«Нам песня строить и жить помогает!»

Песня - неотъемлемая части истории человечества. С песней шли на работы, песней встречали радости и горе. В ней отражается вся жизнь человека, наследие многих поколений. Песня не обошла и войну. Солдаты идут в бой с песней, она помогает им побороть страх, направляет вперед, поддерживает. Великая Отечественная война отразилась во многих песнях. Но самая известная, самая дорогая для нас - это песня «День Победы».

Задание: Верно заполнить все пропуски в тексте песни словами, данными ниже. Обратите внимание, что слова даны в начальной форме, а вы должны изменить их по смыслу. Внимание! Слов больше, чем пропусков.

ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

(музыка давида Тухманова, слова Владимира Харитонова)

День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял _________.
Были версты, обгорелые в пыли, -
Этот ________ мы приближали, как могли.

Припев:

Этот День Победы -
Порохом пропах.
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы! День Победы! День Победы!

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина ______.
Дни и ночи _________ трудную вели -
Этот день мы приближали, как могли.

Припев:

Этот День Победы -
Порохом пропах.
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы! День Победы! День Победы!

Здравствуй, ______, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы прошагали, _________ -
Этот день мы приближали как могли.

Припев:

Этот День Победы -
Порохом пропах.
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы! День Победы! День Победы!

Слова для справок: наш огонь, уголек, час, день, дым, очи, война, битва, Родина, мама, пол-Земли, полмира.

После выполнения задания звучит музыка, учащиеся хором поют песню. Происходит награждение, фотографирование.

РЕФЛЕКСИЯ

Уважаемые участники квеста! Пожалуйста, поделитесь своими итогами и впечатлениями от участия в квесте.

Впервые ли ты сталкиваешься с такими проектами?

Интересно ли тебе было участвовать в проекте?

А что интереснее лично для вас: искать самому информацию с консультацией у учителя или получить готовые ответы?

Получил ли ты для себя что-то новое?

Как бы ты оценил своё участие в работе команды?

  • активно участвовал(а) в выполнении всех заданий
  • принимал(а) участие в выполнении некоторых заданий
  • выполнял(а) только те задания, которые мне поручали

Я благодарю вас за терпение и труд, который вы проделали, за помощь, которую вы оказывали мне и друг другу на протяжении всего квеста. Вы смогли скоординировать свою работу и работу своих команд, что было совсем непросто. Надеюсь, что знания и умения, приобретенные и продемонстрированные совместными усилиями команд, будут полезны и найдут свое применение в учебном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондарь, М.А. Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г.Москва, ноябрь 2017 г.). - Москва: Буки-Веди, 2017.
  2. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
  3. Писнова, О.Ю. Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся / Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г.Казань, март 2019 г.). - Казань: Молодой ученый, 2019. - С. 8-11.
  4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пос. / - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 272 с.